Принципы во всех случаях задают определенный единый для всех предложений концептуальный каркас истолкования их содержания, поэтому самое основополагающее в теории - это именно ее принципы.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК[32]
Персоналии | Основа классификации | Типы наук |
Фрэнсис Бэкон | Особенности человеческой души | История как описание фактов (память) Поэзия, литература, искусство (воображение) Философия (разум) |
Огюст Конт | Степень уменьшения абстрактности и увеличение сложности наук | Математика, астрономия, физика, химия, биология, социология (социальная физика) |
Фридрих Энгельс | Формы движения материи от простейших до высших | Науки, изучающие механическую форму движения Науки, изучающие физическую форму движения Науки, изучающие химическую форму движения Науки, изучающие биологическую форму движения |
Вильгельм Дильтей | Предмет и метод | Науки о духе.Предмет - изучение человеческой жизни. Методы - понимание, «вживание», интерпретация, сопереживание, вчувствование (эмпатия). Науки о природе.Предмет - изучение жизни природы. Метод объяснения - раскрытие сущности изучаемого объекта, его законов на пути восхождения от частного к общему. |
В.И.Вернадский | Характер наук | Науки, охватывающие всю реальность (планету, биосферу, космос) Науки, относящиеся к земному шару Логика охватывает все области наук – и гуманитарные, и естественно-математические |
Б.М.Кедров | Формы движения материи, с учетом становления комплексных (стыковых) областей научного знания | Философские науки(диалектика, логика) Математические науки(математика, математическая логика, кибернетика) Естественные и технические науки(механика, астрономия, физика, химия, геология, география, биология, физиология, антропология) Социальные науки(история, археология, этнография, экономическая география, статистика и т.п.) |
ТИПОЛОГИЯ НАУК ПО ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ[33]
Междисциплинарные научные комплексы | Предметные области | Уровни междисциплинарных научных комплексов | |
Внутренний (ядерный) уровень представлен основными типами мировоззренческого учения: мифология (символическое), народное (традиционное), религиозное (догматическое), искусство (образное), философия (концептуальное), наука (номологическое). | |||
Частнотеоретический уровень | Общетеоретический уровень | ||
Естествознание – учение о природе, естественные науки | Природа – это все естественные явления, возникшие и существующие независимо от человека | Механика, физика, физикохимия, химия, география, геология, ботаника, зоология, генетика | Просматривается тенденция к занятию этого среднего уровня со стороны экологии, ибо именно экология изучает и абиотические, и биотические системы, и неживую и живую природу, и литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу |
Технознание – учение о технике, технические науки | Техника – это все искусственные (человекотворные) явления как материальные средства человеческой деятельности | Техническая механика, теоретическая механика, основы конструирования, основы технологии, детали машин, электротехника, техническая кибернетика, вычислительная техника, информатика | Вперед вырывается такая область синтетического знания о технике во всех ее видах, как теория дизайна. В пользу дизайна говорит хотя бы то, что он интегрирует в себе технические, технологические, конструктивные знания и умения человека и впитывает в себя знания из трех других комплексов. |
Обществоведение – учение об обществе, общественные науки | Общество– это все исторически возникшие социальные явления, человеческое сообщество со всеми его характеристиками | История, языкознание, социальная психология, юриспруденция, экономическая теория, филология, семиотика, религиоведение, культурология | Самые надежные перспективы в отношении занятия среднего места у социологии. Социология - это общая теория социума. Она изучает все сферы, процессы, компоненты, закономерности общественной жизни. |
Человековедение – учение о человеке, гуманитарные науки | Человек – это единичный представитель человеческого общества, субстрат социальных систем | Анатомия человека, физиология человека, психология, эргономика, акмеология, ювенология, иммортология, социализация личности | В комплексе человековедения нужна общая интегрированная теория человека. Это место может и должна занять новая интегрированная область знания о человеке - антропономия. |
НОМЕНКЛАТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ (выписка)[34]
05.00.00 Технические науки 05.01.00 Инженерная геометрия и компьютерная графика 05.05.00 Транспортное, горное и строительное машиностроение 05.07.00 Авиационная и ракетно-космическая техника 05.09.00 Электротехника 05.12.00 Радиотехника и связь 05.13.00 Информатика, вычислительная техника и управление 05.18.00 Технология продовольственных продуктов 05.19.00 Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности 05.22.00 Транспорт 05.26.00 Безопасность деятельности человека |
Гуманитарные науки 07.00.00 Исторические науки и археология 09.00.00 Философские науки 10.00.00 Филологические науки 10.01.00 Литературоведение 10.02.00 Языкознание |
Социально-экономические и общественные науки 08.00.00 Экономические науки 12.00.00 Юридические науки 13.00.00 Педагогические науки 19.00.00 Психологические науки 22.00.00 Социологические науки 23.00.00 Политология |