Межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций
1. Уклонение (избежание)— это реакция на конфликт, которая выражается в игнорировании конфликта, фактическом его отрицании. Человек, стремясь при этом уйти от конфликта, ссылается на недостаток времени, средств, полномочий; пытается доказать незначительность проблемы, породившей конфликтную ситуацию. Его цель — отложить разрешение конфликта («авось утрясется сам собой»). Такая стратегия поведения приемлема в том случае, если предмет разногласий не представляется человеку действительно значительным либо ценным для него; если через некоторое время конфликт может разрешиться более эффективно, чем сейчас.
2. Сглаживание (уступчивость)— это действие, направленное на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом. Оно предполагает значительную потерю собственных интересов. Подобное поведение в конфликте используется тогда, когда ситуация не особенно значима, но гораздо важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом. В результате такого подхода к разрешению ситуации временно может наступить покой. Если причина конфликта не устранена, то отрицательные эмоции внешне не проявляются, но накапливаются. В результате этого оставшаяся проблема и накопленные отрицательные эмоции могут привести к взрыву.
3. Принуждение— это попытка навязать свою точку зрения в решении проблемы во что бы то ни стало. Используя этот стиль поведения, человек активно борется за свои интересы, применяет все доступные ему средства для достижения поставленной цели: власть, основанную на принуждении, или свою официальную власть.
4. Компромисс — это принятие точки зрения другой стороны; открытое обсуждение мнений и позиций, направленных на поиск решения, приемлемого для обеих сторон. В управленческих ситуациях способность к компромиссу ценится достаточно высоко, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет быстро разрешить конфликт. Однако через некоторое время могут проявляться и отрицательные последствия компромиссного решения в виде недовольства «половинчатыми» решениями.
5. Сотрудничество — это форма разрешения конфликта, при которой удовлетворяются интересы обеих конфликтующих сторон. При этом участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и готовы понять его. Они анализируют причины разногласий и находят приемлемый для них выход из сложившейся ситуации. Тот, кто выбирает данный стиль поведения в разрешении конфликта, ищет решение проблемы.
Правила разрешения конфликта
1.Выявить предмет и источник конфликта.
2.Выяснить главную проблему конфликта (взаимная неприязнь, деловое соперничество или просто зависть и т, п.); не расширять предмет конфликта, сокращать число претензий (особенно эмоционального характера).
3.Необходимо знать, как развивается конфликт. Он проходит три стадии: а) возникновение напряженности в отношениях; б) прекращение личных отношений; в) разрешение конфликта одним из следующих приемов: «уход» от конфликта (бегство в болезнь, увольнение и т. п.); сглаживание (примирение); конфронтация (переход в новую фазу и на новый уровень); компромисс (взаимные уступки).
4.Необходимо внимательно отнестись к обеим конфликтующим сторонам — «инициатору» и «обвиняемому»; нужно выяснить, чего добивается «инициатор» конфликта, каковы его цели (деловые, личные, стремление унизить человека). «Инициатор» должен обязательно предложить позитивное решение конфликта, а не только наказующее «обвиняемого».
5.Руководителю требуется «правильно» оценить обе стороны конфликта; в нем не должно быть победителей и побежденных (чтобы конфликт не развивался дальше).
6.Нельзя переоценивать заслуги одних и недооценивать заслуги других; нельзя постоянно поощрять одних, все время наказывать других и вовсе не замечать третьих.
7.Руководителю необходимо помнить, что каждый человек — это индивидуальность, и поэтому надо уметь вставать на место другого человека, а не смотреть на все «со своей колокольни».
8.Чем ближе у руководителя отношения с группой, тем сложнее в конфликтной ситуации, поэтому ему не следует заводить сугубо личные привязанности в коллективе, которым он руководит.
9.Не нужно пытаться полностью переделать, перевоспитать другого человека (это неблагодарное занятие, особенно, если человек — сложившаяся личность)! Лучше заняться самовоспитанием и психологическим анализом собственного поведения.
10.Руководителю полезно накапливать положительные знания о подчиненных, а не усиливать отрицательные впечатления, постоянно вспоминая об отрицательных качествах и поступках.
11.В социальной группе руководителю нужно следить за прохождением информации и недопущением ее искажения в отношении членов группы. Рождение слухов обычно будоражит людей и вызывает ненужные конфликты. Руководителю в случае претензий к подчиненному лучше всего спокойно, наедине поговорить с ним и все выяснить, прежде чем выносить обвинения на «высокую трибуну».
12.Каждому руководителю совершенно необходимо помнить о том, что в группе объединяются мужчины и женщины, которые имеют сугубо мужские и женские психологические особенности, логику. Например, женская логика отличается интуитивностью, связана с конкретными ситуациями и ассоциациями. Мужская логика основана на точном расчете, сопоставлении фактов, логическом анализе и рациональном подходе.
Пять основных типов конфликтных личностей