Ограниченность ресурсов, распределяемых в организации.
2. Взаимозависимость задач.Возможности возникновения конфликтов существуют везде, где люди зависят друг от друга в выполнении общих задач.
3. Различия в целях. Отдельные работники организации преследуют часто собственные цели, отличающиеся от целей других.
4. Различия во взглядах и представлениях.Руководители и исполнители могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов.
5. Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в организации часто связаны с неточной и неполной передачей информации или отсутствием необходимой информации, неправильным ее толкованием.
6. Обманутые надежды.Обещания, данные людям, не выполняются.
7. Различия в психологических особенностях людей.Важной причиной конфликтов могут быть различия в темпераменте, характере, потребностях, мотивах и других психологических особенностях людей.
Основные причины конфликтов
1. Социально-экономические,возникающие в обществе из-за объективно существующих социально-экономических противоречий.
2. Социально-психологические,связанные с потребностями, мотивами, целями деятельности и поведением различных людей, влияющих на организацию извне.
3. Социально-демографические,обусловленные принадлежностью людей к различным национальным образованиям, их полом, возрастом и в связи с этим имеющим различия в установках, мотивах поведения, целях и устремлениях.
Эти причины порождают социальный конфликт, который сопровождается особой социально-психологической атмосферой в обществе, получившей название «социальная напряженность».
Конфликтогены
Основные качества характера, обеспечивающие совместимость человека с другими людьми:
1) способностью критически относиться к себе;
2) терпимостью к другим;
Доверием к другим.
При отсутствии этих качеств человек психологически несовместим с другими людьми и потенциально конфликтен. Большинство конфликтов (около 80%) возникает помимо желания их участников. Главную роль в возникновении таких конфликтов играют конфликтогены.
Конфликтогены — это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
Разжиганию конфликтов способствует эскалация конфликтогенов, когда на какой-либо конфликтоген в адрес человека он старается ответить более сильным конфликтогеном для того, чтобы сильнее, больнее проучить обидчика.
Первый конфликтоген бывает часто непреднамеренным, случайным, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов, завершающаяся конфликтом. Приведенная схема помогает понять, почему 80% конфликтов возникают самопроизвольно, без преднамеренного желания участников, а также подсказывает пути предотвращения подобных конфликтов.
Пути предотвращения конфликтов
ü неприменение конфликтогенов(не говорите и не делайте того, что может обидеть, задеть человека);
ü неиспользование ответных конфликтогеновна чужой конфликтоген (сразу же не отвечайте на первый конфликтоген; в противном случае, стремительно нарастающую эскалацию конфликтогенов будет трудно остановить);
ü проявление эмпатиик человеку, попытка понять его эмоциональное состояние в момент общения;
ü проявление благожелательностив обращении к человеку (улыбка, поддержка, уважительное отношение, сочувствие, похвала и т. п.).
Источники возникновения конфликтогенов
а) стремление к превосходству(прямые проявления превосходства: приказ, угроза, критика, обвинение, издевательство, насмешка, хвастовство, снисходительный тон общения, категоричность суждений («Я уверен, что ...»), навязывание советов, перебивание собеседника, подшучивание, обман, шантаж, нарушение этики поведения);
б) проявление агрессивности(природная или ситуативная агрессивность — от плохого настроения, от неприятелей и т. д.);
в) проявление эгоизма.
Разрешение конфликтов
В целях устранения конфликтов в организации используются две группы методов — структурные и межличностные.
К структурным методам воздействия на конфликты относятся:
1. Четкая формулировка и разъяснение требований к работе.
2. Использование координационных и интеграционных механизмов.
Грамотно разработанная организационная структура управления организацией облегчает управление конфликтными ситуациями, так как подчиненные знают, чьи распоряжения они должны выполнять и к кому им обратиться в случае разногласий по производственным
вопросам. В некоторых организациях создаются интеграционные службы, основная задача которых — увязка целей подразделений.