Предмет и функции социальной философии.
Социальная философия – это система теоретического знания о сущности человека и общества, о наиболее общих законах и движущих силах его развития.Судьба человечества во многом зависит от того, насколько точно человек может познать законы общественного развития и использовать их для своего блага. Познание законов общественного развития – задача чрезвычайно трудная. В обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей, они ставят перед собой определенные цели и борются за их осуществление. Но если люди сами делают свою историю как сознательные существа, то можно ли говорить об объективных законах исторического развития? Многие мыслители дают отрицательный ответ на этот вопрос. Они заявляют, что разумная деятельность людей и объективная закономерность общественных процессов – несовместимы. Кроме того, закономерность предполагает повторяемость, а все исторические события уникальны и неповторимы. Все эти особенности человеческого общества ставили в тупик историков, социологов и философов, поэтому научная социология начинает формироваться только в 20 - 40 годы XIX века. Основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе часто называют О.Конта, который ввел в научный оборот сам термин “социология”. Но создателем научной концепции общественного развития являются К.Маркс и Ф.Энгельс, они впервые распространили материализм на область общественных явлений.
В чем же состоит принципиальная новизна взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса на общественную жизнь в разработанной ими теории исторического материализма? Отметим главные положения их концепции. Заслуга Маркса и Энгельса состоит:
1. В раскрытии материальной основы общественного развития, в доказательстве того, что материальная, производственная деятельность людей определяет всякую другую их деятельность, а материальные отношения людей, складывающиеся в процессе производства, определяют духовные, идеологические отношения.
2. В раскрытии решающей роли народных масс в истории. Ведь если материальное производство основа общественного развития, то история общества есть, прежде всего, история материального производства людей, а значит и трудящихся – производителей материальных благ. Следовательно, не выдающиеся личности, не герои, а народные массы – подлинные творцы истории.
3. В раскрытии законов общественного развития, в доказательство того, что общественное развитие представляет собой закономерную смену общественно-экономических формаций.
До появления теории исторического материализма в понимании общественной жизни господствовал идеализм. Материалистическое понимание истории возникло как открытая научная система, впитавшая в себя все лучшее, что было достигнуто к середине XIX века философским, экономическим и социально-политическим знанием. И все же историческому материализму не удалось избежать односторонности. Выступая против социологического идеализма К.Маркс и Ф.Энгельс сделали акцент на экономическую сферу общества. Как подчеркивал сам Энгельс, им не всегда хватало времени, сил и поводов для выявления активной роли внеэкономических факторов – духовно-психологических, технико-технологических, географических, биодемографических и др. Поэтому во второй половине XIX – начала XX века наряду с историческим материализмом (а в известной степени и в противовес ему) возникает ряд новых социально-философских парадигм. Это, прежде всего, биологический детерминизм(социальный дарвинизм, расово-антропологическая школа, фрейдизм, мальтузианство), психологическое и техницистское (теории “стадий экономического роста”, “единого индустриального общества” и “постиндустриального общества”) направления.
Какое место занимает социальная философия среди других общественных наук?Анализом человеческого общества и законов его развития занимаются такие науки, как история, политология, социология, социальная психология, теория государства и права, языкознание и т.д. Все эти науки являются частными общественными дисциплинами, они изучают лишь отдельные стороны и процессы общественной жизни. Экономика, например, изучает лишь производственные, экономические отношения. Политология – политическую жизнь общества. Социальная психология исследует психологические причины, механизмы и закономерности социального поведения людей. Социальная философия исследует общество во взаимосвязи всех его сторон, как единый целостный организм.Вскрываянаиболее общие законы строения, функционирования и развития общества, указывая место и роль каждой стороны общественной жизни в системе общества в целом, социальная философия тем самым выполняет роль методологии по отношению к каждой частной общественной науке.
Социальная философия отличается и от такой науки, как история. Если история рассматривает всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны в их взаимосвязи и взаимообусловленности, то социальная философия концентрирует свое внимание на общих законах развития. Единичное здесь рассматривается как форма проявления, иллюстрация общего. Социальная философия, к примеру, отвлекается от вопросов: где, когда и как протекала та или иная война. Она исследует войну как закономерное явление определенного периода общественного развития. Для историка, наоборот, перечисленные вопросы как раз и являются основными. История интересуется конкретными судьбами народов с учетом их пространственного расположения на земном шаре и оценивает конкретный ход развития важнейших событий в их хронологической последовательности. Таким образом, социальная философия и история имеют дело с одним и тем же объектом-обществом в целом, но предметы их исследования различны.
Являясь общей теорией общественного развития, социальная философия выступает в качестве научной методологии исследования общественных явлений. Только с помощью социальной философии историк, экономист, правовед, искусствовед могут разобраться в сложной сети явлений общественной жизни и успешно решать свои специфические проблемы, поскольку совершенно очевидно, что без ясности в общих вопросах нельзя решать и частные вопросы.
4.2. Природа и общество. Глобальные проблемы современности.
В самом широком значении природа – это все существующее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие природы выступает синонимом понятий Вселенная, материя, мир. Общество, с позиций материалистической философии, является закономерным результатом на пути поступательного развития материи.
Социологи долгое время не могли определить место общества в системе материального мира. Они либо абсолютизировали факт единства природы и общества, либо непомерно раздували их качественное различие. Научный подход в определении взаимосвязи природы и общества предполагает учитывать как их единство, так и их различие. Общество – это качественно определенная часть природы, характеризующаяся системой материальных и духовных отношений, основу которых составляет материальное производство.Общество в своем развитии постоянно взаимодействует с природой и развитие его немыслимо без естественных предпосылок, к числу которых относится географическая среда и народонаселение.
Понятие географической среды охватывает не всю бесконечную природу, а ту ее часть, с которой непосредственно или опосредованно соприкасается человек. Элементами географической среды являются: рельеф, климат, почва, природные богатства земных недр, флора, фауна, естественные пути сообщения и т.д. Географическая среда необходима для жизни общества и оказывает непосредственное влияние на его развитие. В XVI веке в связи с великими географическими открытиями и на их основе французский социолог Боден положил начало теории географического детерминизма, согласно которой влияние географической среды на общество является определяющим. Так, по мнению Монтескье, решающую роль в жизни людей играет такой природный фактор, как климат. Монтескье полагал, что нравственные принципы общества, государство и законодательство определяются климатом. В частности, жаркий климат, обуславливает ленность, малодушие людей и неизбежно приводит к возникновению рабства. Холодный климат, наоборот, придает уму и телу людей известную силу, делает их трудолюбивыми и отважными.
Географическая среда, конечно, не является решающим условием или причиной общественного развития, но заслуга теории географического детерминизма состоит в том, что она впервые поставила вопрос о влиянии географической среды на развитие общества. Географическая среда не может определять развитие общества и тем более политику государства, но она может ускорить или замедлить темпы развития стран и народов. По мере прогрессивного развития общества усиливается власть человека над природой. Однако вместе с расширением масштабов деятельности человека растет и опасность его неуправляемого воздействия на природную среду. В условиях научно-технического прогресса резко обострилась экологическая проблема, являющаяся одной из самых значительных, глобальных проблем современности.
Кроме географической среды необходимым условием существования и развития общества является народонаселение. Народонаселение – это совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий. Без наличия определенного минимума людей невозможны производство и общественная жизнь в целом. В XVII веке на основе теории трудовой стоимости возникла демографическая теория, согласно которой рост народонаселения является тем основным фактором, который лежит в основе исторического процесса и определяет физиономию общества на том или ином отрезке этого процесса. Эта теория впервые в социологии поставила вопрос о роли народных масс в истории. Исходя из того, что стоимость товаров определяется количеством труда, вложенного в их производство, делался вывод, что благосостояние общества будет тем выше, чем больше труда применяется в обществе. А поскольку материальным производством занимаются народные массы, то отсюда следовало, что народные массы, будучи создателями общественного богатства, являются подлинными двигателями истории. Чем выше рост народонаселения, чем выше его плотность, тем быстрее идет общество по пути прогресса. С этих позиций представители демографической теории подвергали резкой критике паразитизм “непроизводительных сословий“ – дворянства, аристократии и духовенства. Достаточно устранить “непроизводительные сословия“, утверждали они, и общество раз и навсегда излечится от всех социальных бед.
Однако очень скоро эта иллюзия буржуазных идеологов должна была уступить место жестокой действительности. Духовенство и аристократы были лишены своих привилегий, общественное богатство росло, но вместе с богатством росла и нищета его создателей. Буржуазное общество не только не излечило социальных язв, но к старым язвам прибавило новые, прежде всего, безработицу. В этих условиях демографическое направление начинает менять тональность. Если раньше быстрый рост народонаселения рассматривался как фактор, ускоряющий общественный прогресс, то теперь, напротив, в нем стали усматривать причину всех бед. Особенно ярко эти взгляды выразил английский священник и экономист XVIII века Томас Мальтус. В книге “Опыт о законе народонаселения“ Мальтус сформулировал “великий закон природы“, согласно которому народонаселение растет в геометрической прогрессии, в то время как общественное богатство – в арифметической. Этонесоответствие и является, с точки зрения Мальтуса, объективной и, следовательно, неустранимой основой нищеты. Население, по Мальтусу, должно регулироваться посредством войн, эпидемий, ограничения браков и всеми другими способами.
Современные последователи Мальтуса, неомальтузианцы, утверждают, что ныне происходящий демографический взрыв не менее опасен, чем взрыв атомной бомбы и что уже в ближайшие десятилетия на Земле возможны новые очаги голода. Они предлагают осмыслить ряд чрезвычайных мер по предотвращению “людского муравейника“ – от детоубийства и эфтаназии до применения “пилюль”, ограничивающих рождение девочек и производства по преимуществу мужского потомства.
Аргументация Мальтуса была подвергнута резкой критике еще в XIX веке. Н.Г.Чернышевский, в частности, уличил Мальтуса в передергивании фактов. Он показал, что оперируя статистикой Америки, Мальтус сознательно обошел тот факт, что народонаселение США увеличивалось быстрыми темпами не столько за счет рождаемости, сколько за счет эмиграции из других стран. Если бы рост народонаселения в самом деле определял темпы общественного развития, то в таком случае естественно было бы ожидать, что одинаковая плотность населения вызывала бы к жизни одинаковый тип общественной организации, более высокая плотность – более высокий тип. Но факты решительно противоречат этому. Законы народонаселения носят исторический характер, поскольку сами демографические процессы находятся под определяющим воздействием социально-экономических факторов. Рост народонаселения, его численность, плотность, размещение по территории – все это оказывает влияние на ход исторического развития, может ускорять или замедлять развитие общества, но причиной его развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями.
Проблема соотношения природы и общества оказалась в центре современных дискуссии в связи с обсуждением глобальных проблем современности. Сам термин “глобальный” ведет свое происхождение от латинского слова “глобус“, то есть Земля, земной шар. Глобальные проблемы современности – это совокупность жизненно важных проблем, от решения которыхзависит дальнейший социальный прогресс и будующее человечества. ГПС – это проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества, а следовательно, и каждого из нас. Если не будет найдено их решение, то человечеству угрожает гибель или серьезный регресс в условиях самой жизни. Решение ГПС возможно только совместными усилиями всех стран мира.
К числу основных глобальных проблем современности относят следующие:
1. Проблема войны и мира, т.е. задача предотвращения мировой термоядерной войны.
2. Экологическая проблема. Прежде всего, это предотвращение катастрофического за-грязнения окружающей среды, явления “парникового эффекта“, образования “озоновых дыр“ и т.д.
3. Ресурсная проблема (проблема продовольствия, промышленного сырья и источников энергии).
4. Проблема освоения мирового океана. В недрах морского дна запасы железа примерно одинаковы с запасами на суше, обнаружены огромные запасы нефти и газа, каменного угля и цветных металлов. Кроме того, мировой океан обладает огромным резервом для решения сырьевой и продовольственной проблем.
5. Проблема освоения космического пространства.
6. Проблема преодоления возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами и развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки, устранение экономической отсталости, ликвидации голода, нищеты и неграмотности.
К числу глобальных проблем многие авторы относят также международный терроризм, распространение СПИДа, наркомании и алкоголизма, проблемы образования, культурного наследия, нравственных ценностей и т.д. Но, думается, что следует различать глобальные и универсальные проблемы. Универсальные проблемы – это общие проблемы для всехстран, но для их решения не требуется усилий всех стран планеты. Поэтому проблемы алкоголизма, образования, культуры и нравственных ценностей – это не глобальные, а универсальные проблемы.