Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Классный час на тему "Что такое настоящая дружба"
· Иванова Татьяна Анатольевна, учитель математики
Разделы: Классное руководство
“Человек без друзей , что дерево без корней”
(эпиграф классного часа написан на доске.)
- Ребята давайте подумаем над этими словами, как вы понимаете эту пословицу?
- Корни для дерева, зачем нужны?
- А что подразумевается под “корнями для человека”?
Многие понимают под словом ДРУГ
· Соседа по парте
· Человека, который сходил с ним в магазин
· Знакомого во дворе
· Одноклассника
· Человека, с которым провел смену в лагере
· Человека, который дал списать урок
Наш сегодняшний разговор пойдет о настоящем друге, о том как распознать настоящую дружбу от лживой . как распознать человека который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.
Мы разобьемся на группы, и будем обсуждать предложенные ситуации.
1. Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия?
2. Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации.
3. Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.
4. Твой друг получил приз на конкурсе чтецов. Ты отлично знаешь, что надо подойти к нему и сердечно поздравить с победой. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга.
5. Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга , которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Наташа одинока. Почему?
6. Володя учится в 4-ом классе, а его друг Саша во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Сашу. Саша не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Саша, раз ты друг, то и ты должен заниматься дзюдо” Правильно ли Володя понимает дружбу.
На доске надпись:
Друг- это не…
Во время обсуждения учащимися ситуаций, учитель на доске пишет отрицательные качества “ друга”. После обсуждения на доске появился список качеств человека
“Лже-Друга”
- Ребята,а какими чертами характера должен обладать друг.
Надпись на доске:
Друг-это …
В толковом словаре С.И. Ожегова:
ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг?
А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе.
(Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну)
А сейчас я предлагаю каждому участнику написать объявление на тему
“Ищу друга!”
Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как “ пазлы”. Например:
“Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга”
“Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу”
“Ищу друга, с которым можно ходить в походы!”
Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений . ( В классе доска с надписью “ Доска объявлений”)
А закончить наш классный час я хотела бы стихотворением Л. Измайловой
Монолог о дружбе.
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово “ Дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “Вы не в школе?”-
Оба дружно начинают врать.
Ну а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая льстиво,
И не скажет резкость никогда?
Классный час "В дружбе ‒ сила". 5-й класс
· Маськина Татьяна Евгеньевна, Учитель английского языка, классный руководитель5-го класса
Разделы: Классное руководство
Цели: углубить представление подростков о дружбе, формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств как надёжность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе, побуждать подростков к анализу собственных поступков, прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.
Задачи:
· Совместно с учащимися обсудить нравственное понимание ими истинной и мнимой дружбы и её значение в жизни каждого человека.
· Способствовать формированию умения высказывать своё мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих одноклассников по обсуждаемой теме.
· Воспитывать стремление быть настоящим другом, способствовать формированию самооценки своих поступков в дружбе.
Форма проведения: нравственная беседа.
Оформление: на доске изречения: "Без истинной дружбы жизнь - ничто" (Цицерон), "Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга" (У. Шекспир), "Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей" (Н. Макиавелли), плакат "Правила дружбы".
Оборудование: а/з песни "Песенка о дружбе", музыкальный центр.
План классного часа:
1. Вступительное слово.
2. Словарная работа "Знакомый, приятель, товарищ, друг".
3. Проблемная ситуация "Как выбрать друга".
4. Притча.
5. Игра "Подбери пословицу".
6. Стихотворение "Друзья".
7. Правила дружбы.
8. Заключительное слово.
Ход классного часа
Вступительное слово.
Уч. - Наш разговор будет посвящен очень важному состоянию, в котором может или не может пребывать человек. Это состояние заключено в короткое, но очень важное для каждого из нас слово. Это слово - ДРУЖБА.
Известный историк древности Платон сказал, что "дружба - это соучастие в благих делах и испытаниях".
Это состояние воспето в стихах и песнях, о нём говорили и говорят писатели и учёные, а алхимики современности пытаются изобрести элексир дружбы. Выпил его - и у тебя появились друзья. Не захотел его принимать - нет друзей, нет обязательств, ты свободен.
По-разному трактуется слово "ДРУЖБА".
Кто-то говорит, что дружба - это схожесть характеров, внутренняя потребность быть рядом.
Другие говорят, что дружба - это внешняя схожесть людей, схожесть их характеров.
Уч. - Что же такое дружба? (ответы детей).
Вывод: Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Иметь друга - великое благо.
2. Словарная работа "Знакомый, приятель, товарищ, друг".
Уч. - Представьте, что к нам в класс пришёл репортёр и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нём вас привлекает?
Примерные ответы детей:
- Дружу с : С ним интересно, он много читает.
- Дружу с : Мы дружим с детского сада, дружат наши родители.
- Дружу с : Живём в одном дворе, ходим в одну спортивную секцию.
- Дружу с : Любим одинаковую музыку, болеем за одну команду.
- Дружу с : Вместе делаем уроки, потом смотрим журналы, обсуждаем прочитанное.
Уч. - Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова "друг". И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова "товарищ", "знакомый", "приятель". Как вы считаете, можно ли назвать эти слова синонимами? Как бы вы расположили эти слова по степени важности?
(Знакомый, приятель, товарищ, друг).
Уч. - А теперь вы сможете уверенно сказать, когда и какое слово употребить. Закончите предложения:
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать : (знакомый).
О человеке, с которым время от времени обсуждаете спортивные матчи, фильм, какие-то события, вы можете сказать :(приятель).
Об однокласснике, с которым за 5 лет съеден пуд соли, скажете :(товарищ).
О человеке, которому вы доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете :. (друг).
3. Проблемная ситуация "Как выбрать друга".
Уч. - Послушайте рассказ.
": У Миши было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их "три мушкетёра". Они подружились ещё в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроём болели за "Спартак", все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придётся выбирать, с кем дружить: с Олегом или Денисом?
С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на кармане расходы, и Олег не вылезал из зала игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они прибегали в "игровуху" вместо школы. Это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они как белые люди, трясут "однорукого бандита", да ещё и выигрывают деньги!
Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном - и Мишка старался во всём подражать ему.
Ну а с Денисом они встречались редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но самое противное - он постоянно критиковал Мишку за прогулы, за то, что бросил спорт, за то что не умеет выбирать друзей. Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать "Олег или Денис".
Уч. - Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них мнимый друг, а кто настоящий?
Примерные ответы детей: -Нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет. У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке нужно добиваться всего своим умом.
- Олег - плохой товарищ, он думает только о себе, а Денис - хороший, он критикует Мишку, значит, желает ему добра. Нужно брать пример с Дениса, у него есть цель, он ответственный.
- Мишка легко поддаётся влиянию, поэтому он должен выбрать Дениса, который может оказать на него хорошее влияние.
- Нужно сохранить дружбу с Олегом, помочь ему избавиться от пагубной привычки
- Если Мишка будет дружить с Олегом, он сам станет игроманом.
Притча.
Уч. - Прочитайте 105-е наставление из "Книги о воспитании" Каюма Насыри и сформулируйте качества, необходимые для настоящего друга.
"Один мудрец сказал сыну: "О, сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего, не связывайся со лжецом - слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадёжен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого. Избегай также дружбы глупца и невежды. Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний - один вред. Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги, эта дружба ничего не даст, кроме разорения. А случиться пойти к такому за помощью - испытаешь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути. Обходи также стороной разиню и труса, с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия"
(Настоящий друг должен быть честным, справедливым, щедрым, внимательным и смелым).
5. Игра "Подбери пословицу".
Друга можно найти, но очень легко его потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Друга иметь - себя не жалеть.
Друга на деньги не купишь.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Уч. - Обратите внимание на доску. Здесь написаны пословицы. Но, по-моему, в них всё перепутано. Помогите разобраться. (Дети находят соответствующую концовку к началу пословицы).
Кто старых друзей забывает, | а товарища выручай. |
Дружба крепка не лестью, | лучше новых двух. |
Птица сильна крыльями, | а тот, кто на ум наставляет. |
Старый друг | а правдой и честью. |
Не имей сто рублей, | а человек - дружбой. |
Сам погибай, | тот новых не наживёт. |
Не тот друг, кто потакает, | а имей сто друзей. |
Молодцы! Справились с заданием.
6. Стихотворение "Друзья".
Уч. - Послушайте стихотворение "Друзья" (читает ученик).
Мы с соседом Петькой -
Верные друзья.
Он получит двойку -
Получаю я.
Вместе мяч гоняем,
Вместе лёд сосём,
На уроке пения
Громче всех поём.
Он залез в малину -
Я малину рву.
Он порвёт штанину -
Я свою порву.
Мы всегда весёлые,
Мы навек друзья.
Потеряй он голову -
Потеряю я.
Уч. - Правильно ли мальчики понимают, что такое дружба?
Правила дружбы.
Уч. - Ребята, а как вы думаете, есть ли у дружбы свои правила, свои законы. Дети дают свои ответы, затем открывается плакат "Законы дружбы".
1. Не спорь с другом по пустякам, не ссорься.
2. Не ябедничай, лучше помоги.
3. В разговоре и игре не будь грубым, не кричи.
4. Помоги другу в беде.
5. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.
6. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
7. Доверяй другу.
8. Умей хранить чужую тайну.
Уч. - Конечно, существует много законов дружбы. Но это основные. Если мы в классе будем следовать этим правилам, мы будем сильными, непобедимыми. И все, глядя на наш класс, сделают вывод, что вся сила - в дружбе.
Заключительное слово.
Уч. - Ребята, давайте вместе и каждый подумаем над всем тем, о чём мы говорили сегодня, будем стараться воплощать сказанное в нашу классную жизнь. И начнём с того, что встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и подарим друг другу "Песню о дружбе". (Звучит песня).
Если друг не смеётся, ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды, это просто.
Ты исправь ошибку, превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы, это просто.
Припев: Воскресенье, суббота.
Дружба - это не работа./2раза
Есть друзья, а для них -
У друзей нет выходных!
Если свалится счастье, подели его на части
И раздай всем друзьям, это просто.
А когда будет надо, все друзья будут рядом,
Чтоб включить тебе солнце или звёзды.
Классный час "Что такое дружба?"
· Жукова Оксана Николаевна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
Цель: формирование нравственных качеств учащихся умение дружить, беречь дружбу.
Задачи:
· Развитие умений учащихся вести рассуждения;
· Формирование умений высказывать свою точку зрения;
· Развитие и обогащение словарного запаса.
· Формировать представления о дружбе; умение дружить, беречь дружбу.
Оборудование:
· Презентация
· диск с детскими песнями:
· Дом “Дружбы” с надписью качествами характера настоящего друга на каждом кирпичике; (Приложение 2)
· памятки “законы дружбы”;
· конверты с пословицам. (Приложение 1)
Ход классного часа
Организационный момент.
Звучит песня “Мир похож на цветной луг”, под музыку дети входят в класс и рассаживаются по своим местам.(Слайд 2)
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами обсудим очень важную тему, и я думаю, что вы догадаетесь, о чём мы будем говорить, послушав стихотворение:
Я не предам, не обману,
А будет трудно – обниму.
Всегда приму, Всегда пойму,
Печаль и боль твои уйму.
Смогу приободрить, понять,
От скуки чем-нибудь занять.
Я окружу тебя заботой
И помогу с любой работой.
Меня ты спросишь “Кто ты?” вдруг,
А я отвечу: “Просто друг”...
Наталья Торба
- Конечно о дружбе.(Слайд 3)
- А как вы думаете, что такое дружба и кто такой настоящий друг?
Основной этап.
- На уроках чтения мы с вами знакомились со многими произведениями, в которых говорилось о дружбе и друзьях. Назовите их?(Ответы детей)
- Но и в старинные времена у людей были друзья. И очень мудрые люди стали придумывать и записывать пословицы о друзьях и дружбе.
- А что такое пословица?(Ответы детей)
- Перед вами лежат конверты. В них пословицы но, к сожалению, эти пословицы рассыпались на часть. Ваша задача из частей собрать целую пословицу, и выбрать того, кто прочитает и объяснит ее смысл.(дети работают в группах по 5-6 человек).
· 1-я группа “Без беды друга не узнаешь”.
· 2-я группа “Из-за нового приятеля не теряй старого”.
· 3-я группа “Без друга в жизни туго”.
- Молодцы!
- Прочитайте хором ещё раз пословицы. (Слайд4)
- А как вы понимаете слово “дружба”?
- Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.
- Хорошо! Кого мы можем назвать настоящим другом? А какой он у вас?(ответы детей).
- А сейчас я вам предлагаю послушать и спеть песню “Вместе весело шагать”. (Дети исполняют хором песню).(Слайд5)
- Вспомните главных героев сказки Эдуарда Успенского “Крокодил Гена”. Назовите главных героев.
- Что они построили в городе для друзей? (Дом “Дружбы”)(Слайд 6)
- Итак, кирпичик за кирпичиком они построили домик для друзей.
- Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.А какие это качества мы сейчас с вами попробуем определить.
Строительство дома “Дружбы”
- Я вам буду называть качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладошки. И все вместе в ходе игры мы с вами построим дом “Дружбы”. (на доске выкладываются кирпичики для дома.)
· Уважение.
· Забота.
· Зависть.
· Умение выслушать
· Преданность.
· Предательство.
· Честность
· Юмор.
· Прощение.
· Жадность
· Надежность.
· Поддержка.
- Посмотрите, ребята из качеств настоящего друга у нас получился настоящий дом. – Вам нравится?
- Давайте, ещё раз повторим качества настоящий друг?(Слайд 7).
- Человек, который обладает такими качествами, красив изнутри, и может считаться настоящим другом.
- Всё в мире существует по правилам и законам, есть законы и для дружбы.
- Сейчас я вас познакомлю с ними.
Законы дружбы. (Слайд8)
· Не обзывай и не унижай своего друга.
· Помогай другу в беде. Умей с другом разделить радость.
· Не смейся над недостатками.
· Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
· Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.
· Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
· Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
· Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
· Не предавай своего друга.
· Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
- Вы готовы принять эти законы и применять их в своей дружбе?
Заключительный этап
- Вы все большие молодцы. В память о нашем классном часе, и в знак дружбы я хочу вам вручить памятки “законы дружбы”.( Слайд 9)
Звучит песня “Улыбка”, дети получают памятки, и под музыку классный час заканчивается.
Классный час "В поисках дружбы" (5-й класс)
· Князева Оксана Станиславовна, учитель
Разделы: Внеклассная работа
Цель: воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу. Способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимоподдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность. Раскрыть значение дружбы, доброты, отзывчивости в жизни людей.
Столы в классе сдвинуты по 2. Дети рассаживаются по 5-6 человек.
Атрибуты: пазлы, фломастеры, бумажные ладошки, мячи, обруч, скотч.
Дети входят в класс под песню: “Настоящий друг”.
Презентация
Классный руководитель:Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада всех вас приветствовать на нашем мероприятии: “В поисках дружбы”! Надеюсь, что мы интересно с вами пообщаемся.
Уж множество веков среди людей
Две разные волшебницы живут.
Одну привыкли ДРУЖБОЙ называть,
Враждой другую средь людей зовут.
Нас ДРУЖБА учит жизнью рисковать,
В огонь и в воду за друзей идти.
Вражда нас заставляет враждовать,
И злость, и зависть для людей нести.
– Ребята, это вступление к нашему классному часу не случайно. Дело в том, что без ДРУЖБЫ жизнь в классе невозможна, и вы своими делами должны сегодня доказать, что выбираете дружбу, а не вражду для своих отношений в классе. Только с ДРУЖБОЙ жизнь в классе будет интересной. Но волшебница Вражда решила спрятать от вас ДРУЖБУ. На её поиски вам предстоит сегодня отправиться на острова Интересов. Итак, скорее в путь!
Для путешествия нам понадобится карта. (Слайд 2). Вот она перед вами. На ней различные острова. Первый остров, к которому мы причалили:
1. Остров “Улыбки”. (слайд3)
Ведущий: Наше первое задание: Знаешь ли ты своих одноклассников?
Необходимо выбрать себе партнёра из другой команды, не называя его имени, а только перечисляя его человеческие качества и некоторые внешние признаки. Например: “Это мальчик. Он любознательный, очень весёлый, большой друг Васи и Коли. У него костюм синего цвета”. С этим партнёром нужно пронести мяч в другой конец кабинета, зажав его между своими плечами.
2. Остров “Знайка”. (слайды 4-11)
Ведущий: Ребята! Здесь нам надо показать, как мы умеем думать, рассуждать. Попробуйте проанализировать ситуации, о которых я вам сейчас расскажу.
Ситуация №1.
В воскресенье вечером, когда должна быть интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел её посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег – мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне нужна была его помощь, то он тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моём месте?
Ситуация №2.
Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал. Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Ильи?
Ситуация №3.
Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках – упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Всё содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я – собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?
Ведущий: А сейчас, дети, послушайте небольшую сказку:
Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка…
Бабушка: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, что бы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса…Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. - Одну зовут - Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной - как небо - синие, у другой - как изумруд - зеленый, у третьей - как яхонт - серые, у четвертой - как темный бархат - черные, у пятой - как незабудки - голубые.
Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…
Ведущий: Вот и вся сказка. Ну, а вы, ребята, кого бы выбрали себе? А сейчас дополните пословицу:
· Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
· Старый друг лучше новых двух.
· Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
· Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
· Друзья познаются в беде.
· Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
· Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
3. Остров “Домисолька”(слайд 12 -18)
Ведущий: Собрать строчки из песен о дружбе и пропеть по одному куплету.
На проекторе слова написаны вразброс:
· Если с другом вышел в путь;
· Дружба крепкая, не сломается;
· Три танкиста, три весёлых друга;
· Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету;
· Вместе весело шагать по просторам;
· Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся;
4. Остров Мечты(слайд 19)
(Показ фрагмента из мультфильма “Крокодил Гена и Чебурашка) (слайд 20)
Ведущий: Ребята! Всем известный вам мультфильм рассказывает нам о том, как важно, чтобы у каждого был друг. На острове мечты мы должны смоделировать качества настоящего друга. Здесь мы с вами должны показать, как мы умеем представлять, воображать, выбирать.
Моделирование дружбы. (слайд 21)
Ребята! Давайте вместе определим качества настоящего друга. Я буду называть вам положительные и отрицательные качества человека, если оно подходит к слову “друг”, то хлопаем в ладоши 3 раза, если нет – тишина.
Положительные качества личности | Отрицательные качества личности |
доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и уступать другу, доверие, уважение, терпимость, обязательность, умение признавать свои ошибки, терпение, несёт ответственность за друга, волнение, переживание, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле | злоба, лень, хвастовство, жадность, зависть, трусость, неряшливость, эгоизм, подлость, оскорбления, насмешки над своим товарищем, отрицательное влияние на друзей, поддержка в озорстве и хулиганстве |
5. Остров “Выручалка”(слайд 22)
Игра “передай мяч”. Дети должны передавать мяч своему соседу с помощью локтей, при этом постараться не уронить и как можно быстрее передать от первого к последнему участнику и обратно.
6. Остров “Мастеров”(слайд 23)
На нашем пути оказался остров Мастеров. Они любят шить, вязать, вышивать, выжигать, выпиливать, ухаживать за животными и растениями, изготавливать игрушки, плести из бисера и многое другое. Одним словом, мастерить.
Детям раздаются бумажные ладошки, и каждый на нём пишет одно слово, которое подходит к образу его друга. Затем ученики вместе прикалывают их к кругу.
Ведущий: Сегодня мы докажем Вражде, что ей не место в нашем классе. А показать это мы ей сможем, выполнив быстро и дружно последнее задание. У вас на столах разложены бумажные фигурки. Вы должны быстро сложить из них букву. Посмотрим, что у нас получится?
Дети складывают буквы: Д, Р, У, Ж, Б, А.
Итак, ребята, какое слово у нас получилось? Конечно ДРУЖБА! Это и есть название главного острова, к которому мы плыли! (слайд 24)
Ведущий: Ребята, я могу вас поздравить: вот мы и нашли ДРУЖБУ! Вы не только правильно сложили это слово, но и показали, как дружно вы работаете в классе, умеете поддержать друг друга! Берегите ДРУЖБУ! ВРАЖДА всегда рада её заменить.
Ребята! А вы считаете ваш класс дружным? Да!
Тогда я предлагаю вас всех встать в круг дружбы, взяться за руки и сказать друг другу приятные слова:
В нашем классе – все друзья!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.
В нашем классе все друзья!
-Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!
В нашем классе все друзья!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Посмотрите на себя – вместе мы сто тысяч “Я”!
(Детям раздаются светящиеся сердечки)
А теперь давайте зажжём свои СЕРДЦА, чтобы их тепло передалось каждому из нас!
Дружба школьная прекрасна!
Не страшны ей и года!
Где бы ни были, ребята,
Помните друзей всегда!
Надо мне, чтобы юные души
Научились любить и дружить,
Друга выслушать, песню послушать
И любовью могли дорожить.
Чтоб весною нам ласточка пела,
И судьба всех была хороша.
Чтобы вечной струною звенела
И была вечно юной душа.
(Фрагмент из мультфильма “Кот Леопольд”, фраза: “Ребята! Давайте жить дружно!”) (слайд 25)
В заключении дети и учитель исполняют песню: “Совершите чудо”.
· Приложение 1
· Приложение 2
· Приложение 3(Приложение можно взять у автора)
Классный час на тему "Дружба крепкая не сломается!.."
· Алиева Ирина Григорьевна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
Цель: Воспитание уверенности в то, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
Развивать мышление, речь учащихся.
Оборудование: кассетная запись с песнями, опорные слова, рисунок с изображением дерева, выставка книг о дружбе, сигнальные вееры орден “Улыбка”.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Покажите свое настроение (показывают на сигнальных веерах цифру, соответствующую данному настроению).
2. Посмотрите на окно, дверь, потолок.
Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свою улыбку. Спасибо!