Закрепление социальных понятий.
- Нужно решить проблемные ситуации, которые бывают очень часто в жизни детей, выразив общее мнение группы.
Ситуация 1.
Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.
Ситуация 2.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Ситуация 3.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Ситуация 4.
Твой друг подводит команду на спортивных соревнованиях.
(группы по очереди зачитывают ситуацию и комментируют свое мнение - как поступить)
- А сейчас попросим наших социологов представить продукт совместной деятельности - "Модель настоящего друга", составленная на основе мнения ребят нашего класса.
(представляют Модель, затем прикрепляют ее на доску).
- А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. Вывели
10 законов дружбы (13 слайд). Прочитайте их глазами:
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет.
6. Не обманывай друга.
7. Не предавай друга.
8. Относись к другу как к себе.
9. Умей признавать свои ошибки.
10. Всегда выполняй свои обещания.
- Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы? Какие законы вам кажутся легкими? А какие трудноватыми?
- Поднимите руку те, у кого есть друзья. У кого в классе есть друзья? Это очень здорово!
- Улыбнитесь друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
Могут ли руки подружиться?
- Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)
- Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?
- Пожмите дружески руки друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга - как вы это понимаете? (поддержка друга)
- Какая она на ощупь?
Практические упражнения.
Упражнение "Мостик дружбы".
Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем "построить" мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".
- Ребята, а вы знаете, что хорошая песня, может сдружить людей. Давайте споём одну такую песню.
Песня "Друзья" гр. Барбарики (14 слайд)
Рефлексивно-оценочная деятельность
- Ребята, на доске изображена "Лесенка достижений". Возьмите, пожалуйста, магнит и прикрепите его на ту ступеньку, где, по вашему мнению, находитесь вы как друг.
Анализ рефлексивной деятельности
- Посмотрите, сколько у нас друзей! Те, которые пока на 2-й и 3-й ступеньке вероятно очень честные. Они знают, над чем им надо еще поработать, чтобы стать настоящим другом! Посмотрите, сколько уже настоящих друзей - они на 1-й ступеньке!
Завершение
Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пусть всегда с вами рядом будут настоящие друзья!
Чтец 3 (15 слайд)
Если есть друзья на свете -
Всё прекрасно, всё цветёт,
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим -
Дружбы этой не порвать.
Ситуационный классный час "Дружба – это…"
· Повилайтис Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
Цель:выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умению дружить, беречь дружбу.
На доске:
1. Цитаты:
«Дружба – это созвучие душ в соединённости судеб».
Восточная мудрость.
«Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей».
Джон Ивлин.
«Дружба – … это бескорыстная стойкая приязнь».
В.И. Даль.
2. На обратной стороне доски:
Законы дружбы:
· Не оставляй друга в беде.
· Тебе не безразлично, какой твой друг.
· Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
· Дружба испытывается в беде и опасности.
В.А. Сухомлинский
На столах:
1. Конверт №1 (в конверте лежит разрезанная пословица: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги».
2. Конверт №2 (в конверте находится проблемная ситуации).
Ход классного часа
Этапы | Содержание |
I. Приветствие. | Звучит аудиозапись песни о дружбе. - Ребята, давайте поздороваемся со всеми, кто пришёл к нам на классный час. |
II. Информация. (в круге) | - Наш классный час посвящён сегодня очень важной теме. Прочитайте название темы на доске. О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. |
Ш. «Я – позиция». Причина «я – позиция». (в круге) | 1) Продолжите мою фразу: «Дружба – это…» (дети передают друг другу карандаш) - Готовясь к классному часу я нашла несколько определений, раскрывающих это понятие. «Дружба– это созвучие душ в соединённости судеб». Восточная мудрость. «Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». Джон Ивлин. 2) Есть ли у вас настоящий друг, и что вы больше всего в нём цените? (дети передают друг другу карандаш) - Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. |
IV. «Я – позиция» и общественно-значимая норма. (в группе) | - Прошу сесть в группы. - Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. 1) Возьмите конверт №1. Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. (Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что «дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь») Круговая дискуссия. 2) Возьмите конверт №2. Обсудите в группе проблемную ситуацию и ответьте на вопрос: -Как бы поступил настоящий друг. Ситуация: Твой друг получает плохие отметки и родители тебе запрещают с ним дружить. Круговая дискуссия. 3) А теперь послушайте отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе». (читают Миронова Настя, Тимофеева Вера, Огородников Вова). 4) Составление «Правил дружбы». - Мы с вами обсудили пословицу, разобрали проблемную ситуацию, послушали стих. о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом. (Ребята в группах, на отдельных листах, записывают 3-4 правила и прикрепляют на доске.) Круговая дискуссия. - А теперь послушайте, какие «Законы дружбы» составил великий педагог В.А. Сухомлинский. · Не оставляй друга в беде. · Тебе не безразлично, какой твой друг. · Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. · Дружба испытывается в беде и опасности. В.А. Сухомлинский - Мне очень приятно, что мнение нашего класса совпало с мнением такого великого педагога. Думаю, что отныне отношения между собой вы будете строить по этим правилам. - В ходе подготовки к классному часу мы писали сочинение на тему «Мой друг». На стенде я поместила самые лучшие из них. По окончании вы можете подойти и прочитать их. |
V. Рефлексия. (в круге) | - Прошу вернуться ко мне в круг. 1) Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься? Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки. *Дети дарят сердечки своему лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находятся в ссоре и хотели бы помириться. |
VI. Свободный выбор. (в круге) | - Итогом сегодняшней нашей работы явилось создание «Правил дружбы». Актив класса сгруппирует все ваши предложения, а редколлегия оформит их для классного уголка. Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь. |