Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (40:60)
Этот вид ширка заключается в обращении с мольбой или другими видами поклонения не к Аллаху.
2) Ширк в намерениях и устремлениях
«Те, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они - те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния. (11:15-16)
Этот вид ширка заключается в совершении праведных деяний всецело ради показухи и мирских благ, а не ради Аллаха.
Ширк в повиновении
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов,а также Мессию, сына Марьям. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!». (9:31)
Этот вид ширка заключается в том, что человек признает чье-либо право делать дозволенным, то что запретил Аллах, или
делать запретным, что Аллах дозволил. При этом человек не просто подчиняется кому-либо в совершении греха, но и убежден сердцем в дозволенности этого и в праве того, кому он подчиняется на изменение установлений Аллаха.
4) Ширк в любви
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели, когда они узреют мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения». (2:165)
Этот вид ширка заключается в том, что человек любит кого-либо так, как надлежит любить Аллаха, или даже больше этого.
Второй вид - это частичное, малое многобожие, которое не ставит человека вне религии, но вредит его единобожию, умаляет его и может вести к большому многобожию. Оно делится на два вида:
Вид первый: явное многобожие, которое выражается в словах и делах. Словами, относящимися к малому многобожию, могут быть клятвы человека, который клянется не Аллахом. Посланник Аллаха сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие и многобожие»[14]
Кроме того, сообщается, что когда один человек сказал Пророку : «Как пожелал Аллах и ты», - Посланник Аллаха возразил ему: «Ты приравнял меня к Аллаху!? Впредь говори: «Как пожелал Аллах» – один лишь»[15]
Что касается действий малого многобожия, то к ним относится ношение колец или привязывание нитки для избавления от беды или предотвращения ее, подвешивание амулетов из боязни дурного глаза или влияния джиннов. Если подобные действия человек совершает будучи убежденным в том, что они являются только лишь причиной отвода бед, но сами по себе не отводят, а фактически отводит Аллах именно в этом случае, они относятся к малому многобожию, так как на самом деле Аллах не сделал их причиной для данной цели. А если же человек совершает их будучи убежденным в том, что подобные действия сами по себе способны предотвращать беду или избавлять от нее, то это уже большое многобожие, так как подобное свидетельствует о том, что человек полагался и надеялся на другого помимо Аллаха.
Второй вид малого многобожия - это скрытое многобожие, которое проявляется в желаниях и намерениях, обусловленных неискренностью и стремлением к славе, к примеру, когда человек совершает нечто приближающее к Аллаху, но желанием слышать в свой адрес похвалы от людей, например, совершает молитву или раздает милостыню ради похвал или когда человек поминает Аллаха или читает Коран красивым голосом, чтобы это услышали люди и похвалили его. Когда подобная показуха примешивается к какому-нибудь делу, она делает его недействительным.
Обращаясь к своим сподвижникам, Посланник Аллаха однажды сказал: «Более всего я опасаюсь, что вы станете впадать в малое многобожие». Они спросили его: «А что такое малое многобожие?» Он ответил: «Это совершение чего либо на показ».[16]
К этому же относятся обрядовые действия, совершаемые ради мирских благ, например, если человек совершает хадж, работает муэдзином или имамом из-за денег, и то же самое относится к изучающим шариатские науки или отправляющимся на священную войну ради этого. Посланник Аллаха сказал: «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхама и несчастен раб одежды, который, когда ему дают, бывает доволен, а когда не дают, то начинает негодовать».[17]
Различия между Большим и Малым Ширком
1 - Большой ширк в отличие от малого ставит человека вне религии.
2 – Большой ширк в приводит к вечному прибытию в Аду
3 - Большое многобожие аннулирует все дела человека. Что же касается малого многобожия, то, когда человек впадает в него, аннулируются лишь те дела его, к которым примешивалось малое многобожие.
4 – Большой ширк дозволяет и имущество человека и ставит их вне закона.
Источник: "Книга Единобожия", шейх Салих Аль-Фаузан
[1] Салават – формула благословения, которая произносится после упоминания имени Пророка Мухаммада и переводится как «Да благословит его Аллах и приветствует». На арабском произносится «СаляЛлаху ‘алейхи ва саллям»
[2] «Тагут» – это все то, чему поклоняются и что обожествляют, кроме Аллаха.
[3] Слова «Поклонялись Мне» означают «Покланялись ОДНОМУ Мне»
[4] Айят – «стих» Корана
[5] Хадис — изречение, одобрение, или действие (филь) пророка Мухаммада
[6] Бухари, 4347; Муслим, 19
[7] Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя говорил: “Поистине, Ислам основан на двух основах: Мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха, и мы поклоняемся Аллаху только так, как это узаконил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/242.
[8] Слова «Поклоняйтесь Аллаху» означают «Покланяйтесь ОДНОМУ Аллаху»
[9] «Тагут» – это все то, чему поклоняются и что обожествляют, кроме Аллаха.
[10] Сунна - высказывания и действия пророка Мухаммада , т. е. жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы. Сунна является вторым источником шариата после Корана.
[11] Меседжид (ар.) - Места поклонения
[12] Ат-Тирмизи, Ахмад
[13] ад-Даракъутни в “ас-Сыфат” 61.
[14] Ат-Тирмизи
[15] Этот хадис привел Ан-Насаи
[16] Этот хадис приводят Ахмад, ат-Табарани и ал-Багави в «Комментарии к Сунне»
[17] Этот хадис приводит Аль-Бухари под номером 6435