Кандидат философских наук, доцент

Тюмень

ТИУ

Философия и методология науки: методические указания для практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы магистрантов всех направлений очной и заочной формы обучения / сост. В.М. Герасимов; Тюменский индустриальный университет. – Тюмень: Издательский центр БИК, ТИУ, 2017. – 25 с.

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры гуманитарных наук 16.06.2017 года, протокол №10 .

Аннотация

Методические указания по дисциплине «Философия и методология науки» предназначены для практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы магистрантов всех направлений очной и заочной формы обучения. Методические указания содержат требования к формированию общекультурных компетенций, методические рекомендации для самостоятельной работы, темы семинарских занятий с кратким их содержанием, основные вопросы и задания для самостоятельной работы по темам. Указаны основные и дополнительные источники для подготовки к занятиям, а также критерии оценки обучающихся.

Содержание

1.Введение
2.Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся
3.Перечень тем семинарских (практических) занятий
4.Содержание практических занятий, вопросы, задания для самостоятельной работы
5. Критерии оценки обучающихся
6. Вопросы к экзамену
7.Список литературы
   
   
   
   
   
   

Введение

Методические указания для практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы по дисциплине «Философия и методология науки» призваны помочь студентам, обучающимся в магистратуре, готовиться к работе на семинарах для того, чтобы углубить, развить и закрепить знания, полученные ими на лекциях по данной дисциплине. Данные методические указания нацеливают магистрантов на самостоятельный поиск ответов на вопросы, которые планируется рассмотреть на семинарских занятиях. Кроме того, эти методические указания могут быть полезны преподавателям, проводящим занятия по дисциплине «Философия и методология науки» для обмена опытом.

Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование следующих общекультурных компетенций:

Таблица 1

Номер/индекс компетенций Содержание компетенции или ее части В результате изучения дисциплины обучающиеся должны
знать уметь владеть
ООК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу методы абстрактного мышления, анализа и синтеза анализировать и синтезировать процессы и явления   навыками к анализу и синтезу в научном исследовании
ООК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения принципы, составляющие этос науки; социальные функции науки давать адекватную социальную и этическую оценку научной деятельности навыками этической и социальной экспертизы научной деятельности
ООК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала о специфике субъекта научной деятельности осуществлять самооценку своего профессионального научного потенциала способами и методами профессиональной самооценки


Также в результате изучения дисциплины обучающиеся должны

Знать:

-о месте науки в духовной культуре; об отношениях науки с философией, искусством, религией;

-о сущности науки и ее функциях;

-о структуре научной деятельности

-об актуальных проблемах современной науки;

-об этических проблемах науки;

-о системе методов научного исследования;

Уметь:

-отличать настоящую науку от лженауки, искусства, религии;

-ориентироваться в научной литературе;

-составлять программу и план научного исследования;

Владеть:

-культурой научного мышления;

-навыками научно-исследовательской деятельности;

-навыками поиска и изучения источников, необходимых для изучения дисциплины и, в дальнейшем, для самостоятельной научной работы.

Методические рекомендации для самостоятельной работы

Обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся – это работа, выполняемая без непосредственного участия преподавателя, но, как правило, по его заданию и при его методическом и научном руководстве.

Самостоятельная работа обучающихся выполняет такие функции:

-развивающая (повышение культуры интеллектуальной деятельности, приобщение к творчеству);

-воспитательная (формирование самостоятельности и ответственности как качеств личности);

-исследовательская (формирование навыков поисковой работы);

-информационно-обучающая (самостоятельное получение дополнительных новых знаний)

Цели самостоятельной работы обучающихся:

-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний, практических умений и навыков;

-углубление и расширение теоретических знаний;

-формирование умения использовать источники (научные тексты, учебники, учебные пособия, словари) как в бумажном варианте, так и в электронном;

-развитие познавательных способностей, творческой активности, самостоятельности, ответственности и организованности;

-развитие критичности, самостоятельности мышления, способности к саморазвитию

В учебном процессе используются два вида СРО: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная СРО выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям. Внеаудиторная СРО выполняется обучающимися по заданиям преподавателя или по собственной инициативе без непосредственного участия преподавателя.

Виды самостоятельной работы обучающихся:

Индивидуальное или коллективное выполнение домашних заданий:

-работа с учебником, учебным пособием (чтение, конспектирование);

-работа с конспектом лекции (чтение, доработка, запоминание);

-изучение рекомендованных преподавателем научных текстов («первоисточников»), их конспектирование, аннотирование, реферирование, рецензирование;

-выполнение контрольных работ (как правило, для заочников);

-работа со словарями (поиск необходимых понятий и терминов);

-составление плана и тезисов ответов на семинарском занятии;

-составление схем, таблиц для систематизации учебного материала;

-выполнение тестовых заданий;

-решение задач (в частности, при изучении темы «Логика науки. Формы научного мышления»);

-написание эссе, тезисов, рефератов;

-подготовка докладов;

-составление глоссариев, кроссвордов по темам изучаемой дисциплины;

-работа с интернет - ресурсами (поиск необходимых источников (статей, монографий, словарей, аудио- и видеоматериалов);

- подготовка т.н. «презентаций»;

-подготовка к экзамену.

Понятия о некоторых видах самостоятельной работы

Эссе – литературное (в данном случае философско-публицистическое) произведение небольшого объема , свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении. Эссе может быть видом как внеаудиторной, так и аудиторной самостоятельной работы.

Доклад – публичное, устное сообщение на заданную тему; доклад может быть подготовлен обучающимся в письменном виде, но чтение его, если и не запрещается, то значительно снижает оценку выступления.

Реферат – письменная работа, в которой содержится информация по заданной теме, собранная из одного или нескольких источников . Реферат должен иметь титульный лист, введение, основную часть, которая, в свою очередь, может быть разделена на параграфы, заключение и список использованных источников. Содержание реферата может быть изложено устно на семинарском занятии в форме доклада.

Презентация – документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо. Цель презентации – донести до аудитории информацию по теме в привлекательной форме. Разработка материалов презентации – это вид самостоятельной работы обучающихся по созданию наглядного информационного пособия, выполненного с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Материалы- презентации готовятся обучающимися в виде слайдов с использованием программы Mikrosoft PowerPoint. Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео и звукового ряда, объединенных в единую систему.

Задания для самостоятельной работы (по всем темам)

1.Прочитать конспект лекции, предшествующей семинарскому занятию (если совпадает их тематика), выделить главное, наиболее существенные идеи и понятия.

2.Найти в рекомендованных и самостоятельно найденных учебниках раздел (главу, параграф), соответствующий теме предстоящего занятия, прочитать, выделить главное. Сравнить с материалом лекции. Если содержание учебника не совпадает с содержанием лекции, подумать, какие суждения о предмете изучения более приемлемы, продумать аргументацию. Подготовить вопрос преподавателю по поводу различия точек зрения.

3.Найти в доступных словарях, энциклопедиях (в том числе в интернете) определения основных понятий темы, записать их в своих рабочих тетрадях.

4.Найти в библиотеке или скачать в интернете рекомендованные преподавателем научные, философские работы, посвященные проблемам философии и методологии науки, прочитать, законспектировать материал, относящийся к изучаемой теме, если обнаружены спорные идеи, обсудить их на семинаре.

Наши рекомендации