Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда —— М.: Просвещение, 1995.
26. Мухина В.С. Возрастная психолоrия. Феноменолоrия развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. 10-е изд., перераб. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
27. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
28.Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов н / Д. : Феникс, 2007. – 445 с.
29. Правдина О.В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: "Просвещение", 1973. - 272 с.
30. Репина З. А., Буйко В. И., Уроки логопедии.- Екатеринбург: Литур, 2005. - 208 с.
31. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп. / М: Просвещение, 1985 — 399 с.
32. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. — 2007. — №04.
33. Ступак Л. В. Онтогенез диалогической речи //Новокузнецк, 2012.
34.Ткаченко Т. А. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет//Москва, 2002.
35.Урунтаева Г.А., Ю.А. Афонькина Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 2000. — 291 с.
36. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т. Б.Филичева, А. Р. Соболева. – Екатеринбург: АРГО, 1996. – 80 с.
37.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа).. М.: Альфа, 1993.— 103
38. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». М.: Просвещение, 1989, — 239 с.
39. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с.
40. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет 2-е изд. — М.: ИКАР, 2005. — 250 с.
41. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников : учебное пособие / А. В. Чулкова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 220 с.
42. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. —— М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с. |
43.Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240с.
44. http://studopedia.ru/11_195268_obuchenie-umeniyu-otvechat-na-voprosi.html
45. https://zametkilogopeda.jimdo.com/теория/онр-и-снр-характеристики/
46.http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/23/formirovanie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-doshkolnikov
47.http://doshkolnik.ru/psihologiya/13183-ya-i-moe-nastroenie-trening-dlya-razvitiya-emociiy-u-deteiy-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
48.http://www.maam.ru/detskijsad/trening-po-razvitiyu-yemocionalnosti-mimiki-i-zhestov.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Рисунок 1
Таблица 1
Кол-во баллов | Описание |
все звуки в норме | |
нарушено произношение одного звука | |
нарушено произношение 2-3 звуков | |
Нарушено произношение более 3 звуков | |
нарушены все звуки |
Таблица 2
Кол-во баллов | Описание |
правильное произношение в изолированном виде, в словах, фразах | |
неточности в произношении на одном из уровней | |
произношение нарушено на одном уровне | |
произношение звуков нарушено на двух уровнях | |
произношение нарушено на всех трех уровнях |
Таблица 3
Кол-во баллов | Описание |
дифференцирует на слух все группы звуков | |
не дифференцирует на слух одну группу звуков | |
не дифференцирует на слух две группы звуков | |
не дифференцирует на слух три группы звуков | |
не дифференцирует на слух все группы звуков |
Таблица 4
Кол-во баллов | Описание |
правильный порядок слов, смысловая полнота, аграмматизмы отсутствуют, адекватное использование лексики | |
неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, смысловая неполнота | |
негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, пропуск одного-двух членов предложения | |
негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, пропуск более двух членов предложения, смысловая неточность, выраженная бедность словаря | |
грубые аграмматизмы, существенное упрощение синтаксической схемы предложения, грубое искажение смысла, смысловая неадекватность, неадекватное использование вербальных средств |
Рисунок 2
Таблица 5
Кол-во баллов | Описание |
дошкольник в верной последовательности, самостоятельно, без употребления своих слов и аграмматизмов составляет 4 предложения, что указывает на сформированную речевую компетентность ребенка и коррелирует с общим интеллектуальным развитием, соответствующим норме | |
дошкольник верно передает смысл, заключенный в наборе слов 3-4 предложений, но предложения содержат аграмматизмы, что свидетельствует о нарушении этапа реализации программы | |
дошкольник составляет 2-3 предложения, но неверно передает или искажает смысл, заложенный в наборе, возможно наличие аграмматизмов, что обусловлено нарушениями в установлений парадигматических и синтагматических отношений | |
дошкольник составляет 2-3 предложения, но не передает смысл заложенный в наборе, либо ответ представляет собой набор слов, что свидетельствует о нарушении этапа ориентировки в условиях коммуникаций | |
дошкольник составляет 1 предложение, которое содержит в себе аграмматизмы, либо отказывается от составления предложений, что может свидетельствовать о нарушении этапа речевого намерения, либо следствием страха перед неверным ответом |
Таблица 6
Уровень, баллы | Характеристика |
Высокий уровень (45-40 балла) | В предложении (тексте) использует все основные смысловые единицы в правильной последовательности, имеются связующие звенья. Грамматическое оформление правильное с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций, аграмматизмов не наблюдается. Адекватное использование лексики. Внутреннее программирование высказывания в норме, в целом речевая компетентность ребенка сформирована и коррелирует с интеллектуальным развитием, соответствующим норме. |
Выше среднего (39-30 балла) | В предложении (тексте) использует все основные смысловые единицы в правильной последовательности, имеются трудности в переключении. Высказывания грамматически оформляет верно, иногда имеются нарушения порядка слов. Лексику использует адекватно, но чаще присутствует смысловая неполнота высказывания. |
Средний уровень (29-20 баллов) | При составлении предложении (текста) требуется стимулирующая помощь, повтор инструкций. В грамматическом оформлении встречаются единичные аграмматизмы. Редко пользуется непродуктивной лексикой. Наблюдаются нарушения в установлении парадигматических и синтагматических операций. Присутсвуют нарушения 1-2 звуков. |
Ниже среднего (19-10 баллов) | При выполнении всех заданий, необходима развернутая помощь в виде наводящих вопросов. Грамматические конструкций однотипные. При грамматическом оформлении наблюдаются аграмматизмы, нарушение порядка слов. Бедность словаря, искажения звуковой структуры слова. |
Низкий уровень (9 и менее баллов) | Наблюдается невозможность самостоятельного построения связного высказывания. Множественные грубые аграмматизмы, нарушение порядка слов, неадекватное использование вербальных средств, бедность словаря. Звукопроизношение нарушено (более 3 звуков). |
Приложение №2
Таблица 1
Кол-во баллов | Описание |
ребенок справился с заданием меньше, чем за 30 сек, правильно подобрал недостающие части | |
ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек, правильно подобрал недостающие части | |
ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек, правильно подобрал недостающие части | |
время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек, либо не выполнено 1-2 задания | |
ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек, либо все выполнил неверно |
Рисунок 1
Таблица 2
Кол-во баллов | Описание |
за отведенное время, 3 минуты, ребенок заметил все 6 имеющихся на рисунке нелепиц, успел правильно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. | |
ребенок замечал и отмечал все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 из них не мог до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. | |
ребенок замечал и отмечал все имеющиеся нелепицы, но 3-4 из них не успевал до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. | |
за отведенное время ребенок не успевал заметить 1-3 из 6 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло. | |
за отведенное время ребенок успевал обнаружить меньше 3 из 6 имеющихся нелепиц |
Рисунок 2
Таблица 3
Кол-во баллов | Описание |
время поиска ребенком всех недостающих предметов занимало от 31 до 36 секунд. | |
время поиска всех недостающих предметов составляло от 37 до 41 секунд. | |
время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 42 до 46 секунд. | |
время поиска всех недостающих деталей составляло в целом больше, чем 47 секунд. | |
ребенок не справлялся с заданием, больше чем 52 секунды. |
Рисунок 3
Таблица 4
Кол-во баллов | Описание |
ребенок узнал на картинке Б все девять изображений, показанных ему на картинке А, затратив на это меньше 45 сек. | |
ребенок узнал на картинке Б 5-8 изображений за время от 45 до 55 сек. | |
ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. | |
ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. | |
ребенок не узнал на картинке Б ни одного изображения в течение 90 сек и более. |
Таблица 5
Кол-во баллов | Описание |
ребенок назвал все 10 картинок | |
ребенок назвал 8-9 картинок | |
ребенок назвал 7-6 картинок | |
ребенок назвал 5-4 картинки | |
ребенок назвал менее 3 картинок |
Таблица 6
Кол-во баллов | Описание |
ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 10 слов за 6 или меньше попыток | |
ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 9-8 слов | |
ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 7-6 слов. | |
ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 5-4 слов. | |
ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов |
Рисунок 4
Таблица 7
Кол-во баллов | Описание |
ребенок правильно выполнил задание, нашел все 17 различий за 4 минуты | |
ребенок нашел 12-15 отличий за положенное время | |
ребенок нашел 11-9 отличий за 4 минуты | |
ребенок нашел 8-5 отличий за 4 минуты | |
ребенок нашел менее 4 отличий за 4 минуты |
Рисунок 5
Таблица 8
Кол-во баллов | Описание |
ребенок правильно выполнил задание, нашел пару за менее 1 минуты | |
ребенок нашел пару за отведенное время 1 минута | |
ребенок нашел пару за более 1 минуты | |
ребенок нашел пару с подсказкой взрослого, более чем за 1 минуту | |
ребенок не нашел пару, даже с подсказкой взрослого |
Рисунок 6
Таблица 9
Кол-во баллов | Описание |
ребенок правильно расставил все знаки по образцу, за 1 мин 15 сек | |
ребенок расставил знаки, допустив 2 ошибки, за 1 мин 45 сек | |
ребенок за 1мин 50 сек расставил знаки, допустив 5 ошибок | |
ребенок расставил знаки, допустив 6 ошибок за 2 мин | |
ребенок допустил более 6 ошибок |
Таблица 10
Уровень, баллы | Характеристика |
Высокий уровень (45-40 балла) | Исследуемые когнитивные процессы на уровне нормально развивающегося ребенка, то есть исследуемый набрал высокое количество баллов по всем предложенным заданиям |
Выше среднего (39-30 балла) | Исследуемые когнитивные процессы на уровне нормально развивающегося ребенка, исследуемый получал при выполнении заданий не менее 4 баллов. |
Средний уровень (29-20 баллов) | У ребенка низкие показатели на 1 из видов внимания и памяти. Задания на мышление выполнены на не менее 3 баллов. |
Ниже среднего (19-10 баллов) | У ребенка низкие показатели на более 1 вида внимания из исследуемых. Также нарушено более 1 вида памяти из предложенных для исследования. Задания на мышление выполнены на 3 и менее балла |
Низкий уровень (9 и менее баллов) | Ребенок показал низкую результативность во всех предлагаемых заданиях. Внимание не устойчивое, низкая переключаемость. Все исследуемые виды памяти на низком уровне. Задание на мышление, отказывался выполнять, либо показывал самые низкие результаты |
Приложение № 3
Таблица 1
Кол-во баллов | Описание |
ребенок первым проявил инициативу, активно обсуждал варианты раскрашивания, убеждал в своей позиции, при этом выслушивал мнение партнера. Предлагал более 3 вариантов раскрашивания. Рукавички раскрашены одинаково или очень похожим узором | |
ребенок обсуждает варианты раскрашивания, при этом с его стороны максимум 1-2 предложения раскрашивания, в своей позиции убеждал, при этом выслушивал партнера. Рукавички раскрашены одинаково или очень похожим узором | |
ребенок соглашался с партнером, выслушивал его мнения и предложения, своих предложений не давал, своей позиции не раскрывал. Рукавички раскрашены одинаково или очень похожим узором | |
ребенок настаивает на своем, с партнером не совещается, либо спорит. Дети приходят к частичному соглашению по поводу раскрашивания. Рукавички имеют частичное сходство | |
ребенок не пытается договориться, настаивает только на своем, партнера не слушает. Рукавички не имеют сходства |
Рисунок 1
Таблица 2
Кол-во баллов | Описание |
ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняет их причину и делает прогнозы дальнейшего развития ситуации | |
ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняет их причину, но не делает прогнозы дальнейшего развития ситуации | |
ребенок частично справляется с заданием сам, частично с помощью взрослого | |
ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого | |
ребенок затрудняется в определении эмоциональных со стояний, изображенных на картинках людей, не может объяснить их причину и предположить дальнейшее развитие ситуации |
Таблица 3
Кол-во баллов | Описание |
ребенок самостоятельно задает 7 и более разнотипных вопросов; в своем интервью сохраняет последовательность, логичность, достаточно широкое информационное поле вопросов (вопросы касаются различных сторон деятельности по данной профессии) | |
ребенок самостоятельно задает до 6 вопросов, сохраняет последовательность, логичность, вопросы касаются различных сторон деятельности по данной профессии | |
ребенок самостоятельно задает 5 вопросов, другие с помощью взрослого, при этом сохраняет логику и последовательность | |
ребенок самостоятельно задает 4 вопроса, несколько вопросов с помощью взрослого, логика вопросов сохранна | |
ребенок самостоятельно задает 3 вопроса , остальные вопросы только с помощью взрослого, логика вопросов сохранна | |
ребенок самостоятельно задает 2 вопроса по теме, остальные вопросы задает только с помощью взрослого, логика вопросов сохранна | |
ребенок самостоятельно задает 1 вопрос по теме, остальные вопросы задает только с помощью взрослого | |
ребенок задает вопросы только с помощью взрослого; вопросы не разнообразны, не развернуты, узконаправленны (касаются только одной из сторон деятельности человека данной профессии); ребенок затрудняется сохранять последовательность и логичность | |
ребенок даже с помощью взрослого не справляется с заданием, затрудняется задавать вопросы | |
ребенок отказывается выполнять задание |
Таблица 4
Кол-во баллов | Описание |
ребенок проявляет высокую активность в общении, проявляет интерес к собеседнику, задает при этом 10 и более вопросов, развивает диалог в соответствии с темой, вступает в контакт без помощи экспериментатора | |
ребенок проявляет интерес к собеседнику, задает 7- 8 вопросов сверстнику, поддерживает тему диалога, логический излагает материал, вступил в контакт без помощи экспериментатора, но стеснялся | |
ребенок не проявляет особого интереса к сверстнику, мало активен , задает около 5 вопросов, сам в контакт вступить затруднялся | |
ребенок не проявляет интереса к собеседнику, безынициативен, стеснителен, задает 3 или менее вопроса, отклоняется от темы разговора, самостоятельно вступить в общение со сверстником не смог | |
ребенок безынициативен, задает 0-1 вопрос |
Таблица 5
Кол-во баллов | Описание |
ребенок отлично владеет повседневным речевым этикетом, на все 6 ситуаций общения дал правильные речевые штампы общения, а также предложил для них несколько других подходящих вариантов | |
ребенок хорошо владеет речевым этикетом, на все 6 ситуаций общения дал правильные речевые штампы | |
ребенок хорошо владеет речевым этикетом, на 6 ситуаций общения дал правильные речевые штампы, на один ребенку потребовалась помощь со стороны | |
Ребенок дал речевые штампы на 6 ситуаций, на две из которых потребовалась помощь со стороны | |
Ребенок дал ответы на 5 ситуаций общения | |
Ребенок дал ответы на 4 ситуаций общения | |
Ребенок дал ответы на 3 ситуаций общения | |
Ребенок дал ответы на 2 ситуаций общения | |
Ребенок дал ответы на 1 ситуацию общения | |
отказался от выполнения задания |
Таблица 6
Список вопросов
1. Как тебя зовут? |
2. В каком городе ты живешь? |
3. Чем ты любишь заниматься? |
4. У тебя есть друзья? |
5. Как зовут твоих родителей? |
6. У тебя есть любимая игрушка? |
7. Что ты сегодня делал? |
8. Что ты будешь сегодня делать вечером? |
Таблица 7
Кол-во баллов | Описание |
Полные, самостоятельные ответы на вопросы, интонационно выразительные, отвечает правильными простыми и распространенными предложениями, проявляет активность и интерес к беседе, ребенок оживлен и разговорчив. Ответил на все поставленные вопросы | |
Вопросы правильно структурированы, возможна интонационная не выразительность, в общении активен, с интересом отвечал на вопросы, но чаще простыми нераспространенными предложениями, отвечал на все вопросы | |
Логично выстроены ответы, но присутствовали аграмматизмы в некоторых предложениях, ответы дал на все вопросы | |
Даны ответы на все вопросы, ответы нераспространенные, словарь беден, аграмматизмы присутствовали в половине вопросов | |
Даны ответы на все вопросы , во всех ответах присутствовали аграмматизмы, словарь беден, речь не выразительна | |
В ответах присутствовали аграмматизмы, словарь бедный, использовал только простые предложения, не ответил на 1-2 вопроса | |
В ответах присутствовали аграмматизмы, словарь бедный, все предложения простые нераспространенные, речь не выразительна, ответил не на все вопросы | |
Нарушения в структурировании ответов, ребенок требовал постоянной помощи со стороны экспериментатора, в ответах присутствуют аграмматизмы, речь мало выразительна, отвечает на меньшую часть вопросов | |
Ребенок не проявляет активности и инициативности, речь ребенка не выразительна и не интонирована, присутствуют грубые агромматизмы в ответах, бедный словарный запас, отвлекается от задания, отвечает на меньшую часть вопросов | |
Ребенок отказался от выполнения задания |
Таблица 8
Уровень, баллы | Характеристика |
Высокий уровень (45-40 балла) | Ребенок охотно идет на контакт как со взрослыми, так и сверстниками. Понимает и правильно определяет эмоциональное состояния окружающих людей. Правильно формулирует вопросы. Ответы на вопросы дает согласно теме беседы. Речь ребенка выразительна, интонационно окрашена, без аграмматизмов и перестановок слов. Пользуется речевым этикетом |
Выше среднего (39-30 балла) | Ребенок активен в общении. Возможны единичные аграмматизмы в речи. Логический излагает материал в соответствии с заданной темой. Эмоциональное состояние определяет верно. Пользуется речевым этикетом |
Средний уровень (29-20 баллов) | Ребенок идет на контакт со взрослыми и сверстниками, но не является инициатором общения. В речи наблюдаются аграмматизмы, интонационно не выразителен, не редко отклоняется от темы диалога. На вопросы отвечает простыми нераспространенными предложениями. Правилами речевого этикета пользуется, только в привычных ситуациях |
Ниже среднего (19-10 баллов) | Ребенок на контакт идет без особого интереса, на вопросы отвечает одним нераспространенным предложением. При выполнении задании нуждается в помощи экспериментатора. В речи ребенка наблюдаются аграмматизмы. Речь мало выразительна. Речевой этикет использует частично, например, во время приветствия. Словарь беден. |
Низкий уровень (9 и менее баллов) | Ребенок не проявляет инициативности и активности при общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Некомпетентен в отношении к партнеру по общению. Речевым этикетом пользуется крайне редко. Речь ребенка аграмматична. Словарный запас бедный. Быстро устает и отвлекается. |
Приложение №4