Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств

Этапы логопедической работы
I этап – подготовительный Основная цель: развитие основы для формирования коммуникативных умений  
III этап – заключительный Основная цель: закрепление выработанных умений и навыков в условиях свободного общения  
II этап – основной Основная цель: формирование основных диалогических единиц
Задачи первого этапа: 1. Нормализировать темпо-ритмическую сторону речи. 2. Нормализовать эмоциональную выразительность речи, правильное использование мимики и жестов. 3. Научить вступать в контакт и общаться в паре, в группе 4-5 человек.  
Задачи третьего этапа: 1. Совершенствование навыка межличностного общения. 2. Перенос моделей поведения в практику реального общения.  
Задачи второго этапа: 1. Развить внутреннее программирование высказывания на уровне: текста- повествования теста-описания.   2. Повысить уровень сформированности умения отвечать на вопросы. 3. Повысить уровень сформированности умения задавать вопросы. 4. Повысить уровень речевого этикета.

Приложение №5

Таблица 1

Название упражнения, игры. Цель упражнения, игры. Описание
«Солнечный зайчик» Снятие напряжения мышц лица Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на роти­ке, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты по­гладь его и подружись с ним. Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!  
«Немое кино» Развитие мимики, жестов, эмоциональности Дети в количестве два и более садятся в круг. Кто-нибудь, по желанию, рассказывает придуманную или реальную историю, не используя слов. При этом ребенок должен использовать мимику и жесты. "Просмотрев" композицию, дети пересказывают ее словами, кто как понял.
«Что съел?» Развитие мимики Детям показываются картинки с изображением продуктов питание. С помощью эмоций должны показать, чтобы они почувствовали, когда съели это.
«Комплимент» Повышения уровня межличностного общения Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится.
«Молекулы» Повышение уровня межличностного общения Дети, танцуя под музыку, по команде ведущего должны вставать то в пары то в тройки, то снова расходится.
« О чем спросить при встрече» Научить вступать в контакт Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» — «Хорошо». «Как идут дела?» —«Нормально». «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.


Таблица 2

Название упражнения, игры. Цель упражнения, игры. Описание
«Что там?» Развитие умения задавать вопросы С помощью вопросов, без различных опор, необходимо догадаться, что находится в коробке.
«Кто больше скажет слов?» Развитие речевого этикета Проводится соревнования между группой детей 4-5 человек, кто больше назовет вариаций приветствия, прощания и т.д.
«Дети учат незнайку» Развитие речевого этикета Проводятся игровые ситуаций, например в кино, дети разыгрывают как нужно вести себя в кино.
«Пресс-конференция» Развитие умения отвечать на вопросы И задавать вопросы Ребенок, принимает роль «гостя», которому задают вопросы на различную тему, например «режим дня».
«Вопрос - ответ» Развитие умения отвечать на вопросы Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Ловишки» и т.д.).


Таблица 3

Название упражнения, игры. Цель упражнения, игры. Описание
Сюжетно ролевые игры: «Скорая помощь», «Магазин», «Автосервис» и т.д. Развитие диалогической речи и межличностных отношений   Игры проходят в группе от 2-5 человек. Каждому ребенку дается роль.
«Продолжи диалог» Развитие диалогической речи Предлагается ситуация общения. Например, у твоего друга день рождения: «Поздравляю тебя с днем рождения…».
Составление диалога по опорным картинкам Развитие диалогической речи Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки и составить диалог по ним.

Рис. 1

Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru

Рис.2

Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru

Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru

Рис.3

Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru

Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru Структурно-функциональная модель логопедической работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств - student2.ru

Приложение № 6

Таблица 1

Показатель Констатирующий этап Контрольный этап
Фонетико-фонематическая организация речи
Сдвиг  
Уровень Средний Средний
Лексико-грамматическое оформление речи
Сдвиг +1  
Уровень Ниже среднего Средний
Смысловая адекватность и возможность внутреннего программирования
Сдвиг + 1 +2  
Уровень Ниже среднего Средний
Балльно-уровневая оценка языкового компонента 19 баллов Уровень ниже среднего 23 балла Средний уровень
Мышление
Сдвиг +1 +1  
Уровень Ниже среднего Средний
Память
Сдвиг  
Уровень Ниже среднего Ниже среднего
Внимание
Сдвиг +1      
Уровень Средний Средний
Балльно-уровневая оценка когнитивного компонента 19 баллов Уровень ниже среднего 22 балла Средний уровень
Умение вступать в контакт
Сдвиг +3  
Уровень Низкий Ниже среднего
Понимание эмоционального состояния людей
Сдвиг +2      
Уровень Низкий Ниже среднего
Умение задавать вопросы
Сдвиг  
Уровень Ниже среднего Ниже среднего
Использование речевого этикета
Сдвиг +3  
Уровень Низкий Ниже среднего
Умение отвечать на вопросы
Сдвиг +1  
Уровень Низкий Ниже среднего
Балльно-уровневая оценка коммуникативного компонента 13 баллов Ниже среднего 22 балла Средний уровень
Балльно- уровневая оценка диалогической речи 51 балл Ниже среднего 66 баллов Средний уровень
                       


Наши рекомендации