Психологические основы формирования диалогической формы речи
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
По мнению О.А. Базиковой, диалог имеет важное значение для развития детей. В диалоге межличностные отношения проявляются и существуют, осмысленное общение, адресованное философским основам бытия, познания и самопознания. Диалог важен для развивающейся личности дошкольника, он является основой овладения родным языком, средством социализации ребенка. Непосредственное участие в диалоге осуществляется через диалогическую речь, овладение которой является условием для полноценного развития ребенка и его деятельности по общению с окружающими людьми [5].
Диалог - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими людьми [31].
Диалогическая речь (диалог) является основной формой речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, он служит потребностям прямого живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из последовательности речевых реакций; Это осуществляется либо в форме чередующихся обращений, вопросов и ответов, либо в виде беседы (беседы) двух или более участников речевого общения. Диалог как форма речевого общения основывается на общности восприятия окружающего мира собеседниками, общности ситуации, знании предмета речи [12].
По мнению В.А. Дубовской, диалог включает в себя три компонента: языковой, когнитивный и коммуникативный. Которые в свою очередь содержат в себе несколько подкомпонентов.
Языковой компонент: возможность внутреннего программирования, смысловая адекватность высказывания, лексико-грамматическое оформление, фонетико-фонематическая организация речи.
Когнитивный компонент: внимание, мышление, память.
Коммуникативный компонент: умение вступать в контакт, умение задавать вопросы, умение отвечать на вопросы, использование речевого этикета, понимание эмоционального состояния человека [13].
Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и сверстниками.
Н.И. Жинкин выделяет несколько групп диалогических умений:
Собственно речевые умения.
Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результата.
Невербальные умения – уместное использование мимики, жестов [23] .
Исходя из исследования А.Н. Гвоздева, первые навыки репликации формируются, когда ребенок выражает команду действия в слове, передает информацию об объекте или спрашивает, о скрытых свойствах этого объекта или явления, и обращается к взрослому, призывая к общению. Таким образом, совместная речевая деятельность ребенка и взрослого формируется в возрасте двух лет [10].
В.С. Мухина полагает, что в дошкольном возрасте ребенок интенсивно учит речь в диалоге: с помощью речи он учится говорить о важных для него событиях, делиться своими впечатлениями; Он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения, учиться у родственников, чтобы человек обращался по имени, приветливо глядя ему в глаза; Он учится приветствовать людей в том виде, в каком он их принял, он учится благодарить за внимание, которое он дал, и чувствовать для него не игру, а реальную оценку [26].
По словам А.Г. Арушановой особое значение в речи развитие дошкольника ведет диалог со сверстниками. Дети чувствуют себя равными, расслабленными, свободными. Дети учатся самоконтролю и самоорганизации в диалоге. Со сверстником нужно руководствоваться особенностями партнера, учитывать. Его возможности, в связи с этим, произвольно строят свое утверждение, используя контекстную речь [3].
Диалог со сверстниками - это область развития самореализации подлинного детского слова, важнейший показатель формирования коммуникативной способности. Формирование коммуникативной способности включает в себя две связи овладение языком и умение использовать язык в целях коммуникации в различных коммуникативных ситуациях. Последнее подразумевает умение строить детализированный текст и устанавливать интерактивное взаимодействие (А.М. Шахнарович, К. Мэн). Интерактивное взаимодействие включает в себя возможность начать разговор, привлечь внимание собеседника, поддержать беседу, при необходимости изменить тему, показать внимание и понимание, уйти от небольшой интересной темы, задать вопрос, ответить, выразить желание, Согласия или несогласия, прекратите беседу. (Е.И. Исенина) [2].
К семи годам наступает период совершенствования навыков и умений диалогической речи. Дети свободно используют клише «речевого этикета», реплики в диалоге являются импульсивными, способными продолжить разговор по заданной теме. В этом возрасте дети могут договориться, выработать правила игры, разрешить конфликтные ситуации и т. Д. Повышается выразительность оформления диалогической речи. Полнота передачи и актуализации коммуникативного значения информации усиливается использованием в диалогической речи всего комплекса интонационной выразительности (мелодия, интенсивность, темп, ритм, логический и вербальный стресс, пауза, тембр) [32].
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что развитие диалогической формы речи – это сложный и многообразный процесс. Это является одной из главных задач речевого развития детей с ДЦП. В результате развития речи, как средства общение между людьми, ребенок овладевает новым видом человеческого общения, с помощью которого он может сообщать свои чувства и мысли, а также воздействовать на чувства других людей.