Р. Бендлер: Из лягушек – в принцы

Прочитайте следующий текст и ответьте на прилагаемые к нему вопросы.

Согласно прагматической теории истины, знание истинно, если оно приносит практическую пользу. Формально-логическим основанием этого утверждения выступают т.н. импликативные суждения следующего вида: Если А, то В. Дано А, значит, В. Но также, если не-А, то возможно, что В. Например, «если идет дождь, то на улице мокро», но также «если дождь не идет, то на улице, возможно, мокро». В истории науки много примеров, когда из ложных посылок делались истинные выводы. Например, одним из мотивов, который подвигнул Н. Коперника на создание гелиоцентрической системы взамен геоцентрической, была его вера в то, что совершенное движение – круговое и равномерное, а в некоторых редакциях системы К. Птолемея, где в центре была Земля, допускалось неравномерное движение. Таким образом, и Птолемей, и Коперник, создавая свои системы, оба исходили из ложных предпосылок. Тем не менее, эти системы работали, т.е. позволяли, хотя и с разной точностью, предсказывать положение небесных тел на небосводе.

Но существуют ли такие теории, в которых сознательно утверждается, что они ложны и, тем не менее, эвристичны? Оказывается, что да. Пример такой «теории» – т.н. «нейролингвистическое программирование» (НЛП). Хотя это направление не признается официальной наукой (поэтому, например, в философской энциклопедии о нем нет статьи), однако оно чрезвычайно популярно в некоторых кругах. Особенно в сферах, связанных со стимулированием продаж и рекламы. В настоящее время во многих городах существуют курсы, на которых за огромные деньги учат «искусству» нейролингвистического программирования. Одним из основателей этого направления является американский автор РИЧАРД БЕНДЛЕР – англ. Bandler (род. 1950). Мы предлагаем разобраться с тем, что же такое НЛП: очередная разновидность изъятия денег из карманов не слишком образованных людей или действительно в этом что-то есть?

Ниже приводится отрывки из одной из первых работ по «нейролингвистическому программированию» – книги Р. Бэндлер и Д. Гриндер «Из лягушек – в принцы (Вводный курс НЛП тренинга)».

«…Я изучил педагогику, психотерапию и другие методы управления развитием личности у А. Маслоу (А. Маслоу – американский психолог, основатель гуманистической психологии – В.Л.). Через 10 лет я … стал заниматься гештальт-терапией, которая казалась мне более эффективной, чем остальные методы. В настоящее время я считаю, что … большинство методов обещают больше, чем могут осуществить, а большинство теорий имеют мало отношений к методам, которые они описывают. Когда я впервые познакомился с нейролингвистическим программированием, то был просто очарован, но, вместе с тем, настроен очень скептически. В то время я твердо верил, что личностное развитие осуществляется медленно, трудно и болезненно. Я с трудом мог поверить в то, что могу вылечить фобию, и другое подобное нарушение психики, за короткое время, меньше, чем за час. Несмотря на то, что я проделывал это неоднократно и убедился в том, что результаты были устойчивыми. Все, что вы найдете в этой книге, изложено просто и ясно и может быть легко проверено на вашем собственном опыте. Здесь нет никаких фокусов и от вас не требуется переходить в новую веру. От вас требуется одно – несколько отойти от собственных убеждений, отставив их на время, необходимое для того, чтобы проверить понятие и процедуры НЛП на своем собственном сенсорном опыте. Это не займет много времени –большинство наших утверждений можно проверить за несколько минут или несколько часов. НЛП –это ясная и эффективная модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации. Используя принципы НЛП можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности. Вот некоторые из вещей, которые вы сможете научиться делать:

1.Излечивать фобию и другие неприятные ощущения меньше чем за час.

2.Помочь низкообучаемым детям и взрослым преодолеть соответствующие ограничения –часто меньше чем за час.

3.Устранять нежелательные привычки –курение, пьянство, переедание, бессонницу –за несколько сеансов.

4.Производить изменения в интеракциях, имеющих место в супружеских парах, семьях и организациях, чтобы они функционировали более продуктивно.

5.Излечивать соматические заболевания (и не только те, которые принято считать «психосоматическими») за несколько сеансов.

…Существует множество вещей, которые мы не можем сделать. Если вы сможете запрограммировать себя так, чтобы найти в этой книге что-то полезное для себя вместо того, чтобы искать случаи, где наш метод не находит применения, то вам непременно встретятся такие случаи. Если вы будете честно использовать этот метод, то обнаружите множество случаев, где он не срабатывает. В этих случаях я советую использовать что-нибудь другое.

…В настоящее время возможности НЛП гораздо шире, чем мы это перечислили в наших пяти пунктах. Те же самые принципы могут быть использованы для изучения людей, одаренных какими либо выдающимися способностями с целью определения этих способностей. Зная эту структуру, можно действовать столь же эффективно, как эти люди с выдающимися способностями. Такой род вмешательства имеет своим результатом генеративные изменения, благодаря которым люди научаются создавать новые таланты и новые поведения. Побочным эффектом таких генеративных изменений является исчезновение отклоняющего поведения, которое в ином случае могло быть предметом специального психотерапевтического вмешательства. В каком-то смысле достижения НЛП не новы, всегда существовали «спонтанные ремиссии», «необъяснимые излечения», и всегда существовали люди, которые могли выдающимся образом использовать свои способности. Английские молочницы имели иммунитет к оспе задолго до того, как Дженнер изобрел свою вакцину, в настоящее время оспа, уносившая тысячи жизней ежегодно, исчезла с лица земли. Точно также НЛП может элиминировать многие трудности и опасности нынешней жизней и сделать обучение и модификацию поведения более легким, продуктивным и волнующим процессом. Таким образом, мы находимся в преддверии качественного скачка в развитии опыта и способности. Действительно новое НЛП –это то, что оно дает возможность точно знать, что надо делать, и представление о том как надо делать.

…Мы предаем очень мало значения тому, что люди говорят, и очень большое значение тому, что люди делают. Затем мы строим модель того, что люди делают. Мы не психологи, не теологи и не теоретики. Мы не думаем о том, какова же «реальность» на самом деле. …Если вы заметите, что мы опровергаем что-то известное вам из научных исследований или из статистики, то попробуйте понять, что мы предлагаем здесь просто иной уровень опыта. Мы не предлагаем ничего истинного, а предлагаем только полезное. Мы считаем, что моделирование является успешным, если можно систематически получать результат, которого достигает моделируемая личность.

…Наши утверждения не имеют отношения ни к «истине», ни к тому, что «на самом деле происходит». Но мы знаем, что наша модель поведения … эффективна. Работая по нашим описаниям, люди научились действовать … эффективно…, но стиль каждого при этом оставался индивидуальным. …Я убежден, что волшебство имеет свою структуру и может быть доступно всем вам.

…В лингвистике существует понятие «номинализация». Номинализация происходит тогда, когда мы берем процесс и описываем его как вещи или явление. При этом сильно запутываем себя и окружающих, если не будем помнить, что используем, скорее, представление, нежели часть опыта. Это явление может быть полезным. Если вы член правительства то имеете возможности говорить о таких номинализациях, как например, «национальная безопасность» –люди начнут волноваться за эту безопасность. Наш президент съездил в Египет и заменил слово империализм на слово приемлемый и вот мы снова стали дружить с Египтом. Все, что он сделал – это заменил слово. … Чтобы понять что я вам говорю, вы должны взять слова, которые являются всего лишь произвольными обозначениями частей вашего личного опыта, и открыть доступ к их значениям. ...Вот это и есть наше простое понимание того, как функционирует язык. Мы называем этот процесс трансцендированным поиском (трансцендирование –выход за пределы эмпирического опыта – В.Л.). Слова –это триггеры, которые вызывают в нашем сознании те, а не иные переживания (триггер – электронное или механическое устройство. Может находиться в одном из нескольких возможных устойчивых состояний и переходить из одного в другое под воздействием входных сигналов – В.Л.).

…Если же я буду использовать слова, не имеющие прямых рефентов в сенсорном опыте (хотя у вас программа, позволяющая потребовать от меня других слов, более близких к сенсорному опыту), то единственное, что вам остается, если вы захотите понять, что я говорю – это прибегнуть к вашему прошлому опыту, найдя референты в нем. …Из нашего семинара вы можете извлечь, по крайней мере, следующий вывод: вы будете получать ответы на наши вопросы в той мере, в какой ваш сенсорный аппарат будет настроен на то, чтобы замечать ответы. Вербальная или осознанная часть ответа редко бывает релевантной. …Если вы прочистите ваши сенсорные каналы, то вслед за тем, как вы сделаете какое-либо утверждение, или зададите вопрос, собеседник всегда дает вам невербальный ответ, вне зависимости от того, осознает он это или нет.

…Все, что мы собираемся вам здесь сказать – это ложь. Поскольку у вас нет требований к истинным и точным понятиям, на этом семинаре мы постоянно будем вам лгать. Между точными и другими учителями существует лишь два различия. Первое: мы на наших семинарах в самом начале предупреждаем, что все, что мы скажем, будет ложью, а другие учителя этого не делают. Большинство из них верит в то, что провозглашает, не осознавая искусственности своих утверждений. Второе отличие состоит в том, что провозглашает, что не осознавая искусственности, [если] вы будете действовать так, как будто ваши утверждения действительно истинны, то убедитесь, что они работают. Как люди, чьей целью является создание моделей, нам совершенно не интересно, правдивы ли наши утверждения, точны ли они, могут ли быть подтверждены данными. …Мы интересуем только тем, работают ли они.

…Сейчас я предлагаю вам устроить учебную стратегию, которая понадобиться вам в течение следующих пяти минут. Освободите свой внутренний опыт, успокойте внутренние диалоги, примите удобную позу, не создавайте внутренних образов. Попытайтесь заметить с помощью вашего сенсорного аппарата те связи, которые существуют между вопросами, которые я буду задавать нашим трем испытуемым и невербальными ответами. Особенно внимание обратите на движение глаз испытуемых. … Сейчас я задам нашим испытуемым всего несколько вопросов. Просьба к испытуемым: найдите ответ на вопрос, но не вербализуйте его. … Слова, которые человек употребляет, чтобы описать свою ситуацию, позволяют нам сделать заключение об осознанной части его опыта. …Стереотипы же глазодвигательных реакций укажут вам на всю последовательность его внутреннего опыта, на стратегию его внутреннего опыта.

…Существует даже стратегия креативности. …Мы работаем как консультанты в одной из учреждений, где «планируются» психологические лучшие сотрудники. Мы определили стратегию, которой пользуются лучшие коммерческие работницы, и научили остальных сотрудников пользоваться этой стратегией на бессознательном уровне. Обученные научились пользоваться стратегией, но содержание в каждом случае оставалось уникальным. Некоторые из обученных даже улучшили эту стратегию. Большинство людей имеют довольно мало стратегий для достижений чего-либо. Они используют ту же самую стратегию для деления всего, и получается, что что-то у них выходит, а что-то – нет. Мы определили, что большинство людей имеет по три – четыре стратегии. Действительно гибкая личность имеет 12 стратегий.

…Мы делаем очень сильное утверждение. Мы утверждаем, в чем вы нуждаетесь … во вмешательстве модулирования…, чтобы понаблюдать, что в действительности талантливый человек делает (а не что об этом говорит) и сформировать это так, чтобы передать вам. …Если вы на сходные ситуации реагируете одинаково и ваша реакция вас не удовлетворяет, то у вас, скорее всего, нет выбора. Важным вопросом здесь для меня является некая структура, (а существует множество структур) отвечающая за это состояние, в котором у вас не оказалось выбора. И какие шаги вы можете предпринять, чтобы наметить состояние? Дальше мы собираемся представить вам несколько способов подобного изменения. …Давайте к вашим выборам еще добавим новые, чтобы расширить их репертуар, подобно тому, как хороший механик имеет полную сумку инструментов. …Ограничит себя сознательными ресурсами – обречь себя, на длительную, скучную и вероятно, неэффективную работу.

…Если вы знаете о том, каковы ведущие и репрезентативные системы у данного человека вы можете строить сообщения так, что он не сможет сопротивляться. …Просто вы можете различать людей по репрезентативным системам, а затем осуществлять наложение этих систем с помощью поиска соответствующего прерывания ведущей репрезентативной системе человека (прерывание – англ. interrupt – термин из области информатики; прерывание – это сигнал, по которому процессор прерывает выполнение текущей последовательности команд – В.Л.).

…Они будут моделировать и присваивать мои поведенческие реакции, чтобы сделать свою коммуникацию более эффективной. Существует и другой путь установить контакт с каждым в отдельности, а потом работать переводчиком между репрезентативными системами с целью более эффективной коммуникации.

Референтная система тоже очень важна. Допустим, кто-то к вам приходит и говорит: «Я не знаю, чего хочу». Он говорит тем самым, что у него нет референтной системы. Недавно на семинаре к нам обратилась одна женщина, которая переживала весьма трудный период своей жизни, она не могла даже решить, что ей выбрать из меню; у нее не было критерия, согласно которым она могла бы принять решение. Она сказала нам, что … она не может выбирать, и всегда не удовлетворена. …Мы ... создали для нее стратегию принятия решения. Мы сказали ей: «Хорошо. Вот вы должны принять решение. Обратитесь внутрь себя и скажите себе, что вы должны решить, не важно, что это будет. Скажем, вы пришли в ресторан. Скажите себе: «Я должна выбрать себе еду». Теперь снова вернитесь к сенсорному опыту и определите ваши выборы другими словами, прочтите меню. Прочитав «Гамбургер», представьте себе его, проверьте каков он на вкус, и определите положительным или отрицательным для вас является это ощущение. Затем прочтите: «Яйца под майонезом» представьте, что вы видите их перед собой, попробуйте их на вкус и определите положительно или отрицательно для вас это вкусовое ощущение. После того, как она попыталась проделать это несколько раз, она получила способ принятия решения, и начала принимать их быстро и бессознательно во всех случаях свой жизни.

…Существует …богатый источник к информации, это наблюдение [и] оценивание моторных программ в тот момент, когда человек думает о какой-либо активности.

Бэндлер: Энн, примите, пожалуйста, «нормальную» позу, ноги не скрещивайте. Спасибо. Сейчас я задам вам предварительный вопрос. Видите ли вы машину?

Энн: Да.

Бэндлер: Это та машина, которой вы пользуетесь постоянно?

Энн: Да.

Бэндлер: А сейчас я задам вам вопрос, на который прошу не отвечать вслух. Вы пользуетесь автоматическим переключением скоростей? ...Кто получил ответ? Выскажите свой ответ и проверьте его.

Мужчина: Ручной переключатель.

Бэндлер: ОК, Как вы об этом узнали?

Мужчина: Я видел движение ее правой руки.

Бэндлер: Теперь ответьте на вопрос вслух, Энн.

Энн: Автоматический переключатель.

Бэндлер: Кто-нибудь еще видел ответ?

Женщина: Да, переключатель должен быть автоматический, т. к. она маленького роста и ей трудно было бы пользоваться ручным.

Бэндлер: Использовал ли кто-нибудь еще сенсорный опыт? Теперь я прямо отвечу на заданный вопрос. Если вы смотрели на ноги Энн, то получили бы ответ на заданный вопрос. Одним из различных моторных программ при пользовании ручным и автоматическим переключателем является необходимость нажатия на педаль, если бы внимательно смотрели, то увидели бы напряжение мышц ее правой, а не левой ноги, что дало бы вам ответ.

Энн: У нас две машина, я пользуюсь обеими. Вы спросили: «Какой машиной вы обычно пользуетесь?» Если бы вы спросили меня: «Есть ли у вас другая машина?» и затем спросили бы меня о ней, были бы мои ответы другими? Двигались ли мои ноги по-другому, если бы вы спросили меня о другой машине?

Бэндлер: Да. Вы используете вашу левую ногу только тогда, когда есть педаль.

…Чтобы добиться исключительных успехов в коммуникации, вы нуждаетесь только в трех вещах. Мы открыли, что в поведении психотерапевтических корифеев (и талантливых руководителей продавцов) существуют три основных стереотипа: Первое, они знают, какого результата хотят добиться. Второе. Они достаточно гибки в своем поведении. Вы должны уметь генерировать у себя множество поведенческих реакций, чтобы добиться от человека такого ответа, который вам нужен. Третье. Они обладают достаточным сенсорным опытом для того, чтобы заметить, получили ли они ответ, которого добивались. Если вы обладаете этими тремя способностями, то можете варьировать свое поведение до тех пор, пока не получите нужный ответ.

…Если я хочу заставить вас действовать определенным образом и говорю вам, что я сделаю, то все, что я должен делать потом – это действовать каким-то образом до тех пор, пока вы не будете вести себя так, как я хочу.

…Печаль обычно представляет собой … стереотип. Печалящийся человек делает следующее: он создает сконструированный зрительный образ и видит, например, себя вместе с любимой, которая умерла, уехала или как-то по-другому стала недоступной. Реакция, называемая «печалью» или «чувством потери» – это сложная реакция на диссоциацию, свою отдаленность от этих воспоминаний. Он видит себя вместе со своей любимой, вспоминает это чудное время и чувствует себя опустошенным, поэтому что он не находит сейчас внутри этой картины. Если бы он вошел внутрь этой самой картины, которая и стимулирует печаль, он открыл бы в себе те самые кинестетические чувства, которые он разделял с той, которую потерял. Это могло бы служить ему ресурсом для конструирования чего-то нового в своей жизни, вместо того, чтобы быть триггером для тоски и печали.

Вина устроена несколько по-другому. Существует множество способов почувствовать себя виновным. Лучший из всех способов это создать образ лица какого-то человека в тот момент, когда вы сделали ему что-то неприятное. Это визуальный эйдетический образ. Таким образом, вы можете почувствовать себя виновным в чем угодно. Но если вы выйдите из этой картины, другими словами, обернете ту процедуру, которую мы проделали с печалью, то перестаньте чувствовать вину, так как буквально уведете все по-новому, получите новую перспективу. …Вина подобна всему остальному. Это только слово. Вопрос состоит в том, какой опыт соответствует этому слову? Люди годами ходят в психиатрические учреждения разного рода и говорят: «Я перед всем виноват». …Суть состоит в том, что мы стараемся понять, как устроена депрессия, ревность или вина, что за процесс скрывается за этими словами. Каким образом человек узнает, что он переживает чувство вины. Мы привели пример – (но это только один пример) того, каким образом можно испытывать чувство вины, создавая образ человека, которого вы обидели, а потом реагируя на этот образ неприятными чувствами. Существуют и другие способы почувствовать себя виноватым. Вы можете создавать сконструированные визуальные образы, или высказывать себе вербально упреки. Подобных способов существует великое множество. В каждом случае важно определить, как человек создает эйдетические образы. Вы можете заставить его изменить эйдетический образ на сконструированный. Если он пользуется сконструированными образами, можно заменить их на эйдетические. Если он что-то говорит себе, заставьте его петь. Если у вас достаточно разработан сенсорный аппарат, что позволяет вам определить стадии процесса, через который человек проходит, создавая различные явления, которые ему неприятны и от которых он хотел бы избавиться, то это дает вам много точек вмешательства в этот процесс. Вмешательство может, например, состоять в замене одной системы другой, так … разрушают стереотип.

…Наша книга «Структура магического» посвящена тому, что мы называем «метамодель» Это – вербальная модель, способ слушания формы, а не содержания высказывания. …Один наш студент научил метамодели сестринский персонал одной больницы так: если пациент говорил: «Я уверен, что мне станет хуже», или «Я больше не смогу подняться», сестра спрашивала его: «Как вы об этом узнаете?» и продолжая затем задавая вопросы по метамодели, помогала пациенту осознать ограниченность своей модели мира. Результат состоял в том, что средний срок пребывания больных в этой больнице снизился с четырнадцати до двенадцати дней.

…Вы можете заставить человека повести себя определенным образом. Когда человек говорит: «Ну, знаете, никогда я себе этого не позволю. Никогда не буду выглядеть подобным образом», то это не обязательно правда. Однажды к нам обратилась женщина, которая, по ее словам, никогда не могла сказать о том, чего ей хочется, и утвердить себя, она не могла привлечь к себе внимания других людей. И ее работа, что интересно, была связана с обучением самоутверждению. Она не могла регулярно посещать терапевта, так как это разрушило бы ее репутацию. Мы попросили ее подождать минутку, а сами удалились обсудить ситуацию, обсудив, мы стали просматривать журналы и занимались этим два с половиной часа, пока она в ярости не влетела к нам, чтобы сказать: «Если вы сейчас же займетесь мной! ... и т. п.». Если вы достаточно гибки в своем поведении, то можете вызвать нужную вам реакцию тут же, на месте. Мы сделали вывод, что эта женщина знает, как привлечь к себе внимание, если ей обеспечить соответствующий контекст. Мы его обеспечили, она сделала шаг вперед. Мы закрепили его с помощью якоря и перенесли другие, нужные ей контексты.

…Несколько лет назад мы занимались поиском способов устранения лишнего веса у людей с тучностью. Существующие тогда методы были мало эффективными. Мы пришли к выводу, что между людьми, которые всегда были тучными и которые поправились значительно позднем возрасте, существует значительное отличие. Похудев, первые из них переживали нервный срыв, так как не знали, как взаимодействовать с миром, будучи худым человеком. Если вы всегда были тучным, то никогда не участвовали в спортивных играх, не бывали на танцах, когда учились в ВУЗе, никогда не бегали быстро. У вас отсутствует кинестетический опыт. Вместо того чтобы учить человека заново приспосабливаться, мы просто отправились в прошлое, создавали человеку совершенно новое детство, где он рос и взрослел, как худой человек.

…Мы начали создавать людям совершенно новые личностные истории, которые могли бы служить им ресурсом для проявления любого желательного для них самих поведения. …Мы убеждены, что любая коммуникация – это гипноз. Гипноз – это цель любого разговора. Скажем, мы вместе с вами обедаем, и я начинаю вам рассказывать о своих переживаниях. Если я вам начну рассказывать, как я провел отпуск, то мое намерение – ввести вас в состояние приятных переживаний относительно отпуска. Когда любой из нас комментирует, он старается вызвать в своем партнере определенное состояние, используя последовательность звуков, называемых «словами».

…Закрепление с помощью якоря можно использовать также с организациями. В сущности, они похожи на семьи. Если вы знаете, что завтра должна собраться группа людей, которые уже давно работают вместе, и поэтому у них существуют отработанные стереотипы несогласия друг с другом, то вы можете сделать следующее: перед собранием поговорите с каждым членом группы отдельно и установите скрытый невербальный якорь, чтобы устранить наиболее заметные признаки невербальной коммуникации человека, которые вызывают у партнеров раздражение. Если люди, чей тон голоса заставляет собеседника чувствовать себя плохо и не соглашаться, независимо от содержания. Никто не мог бы продолжать разговаривать таким образом, если у него была бы аудиальная обратная связь. Если бы они слышали себя, то говорили бы иначе. Я думаю, что отсутствие обратной связи – это способ защиты. Именно так обстоит дело с лягушками. Лягушка издает настолько громкий звук, что он оглушил бы ее полностью, так как ухо ее расположено очень близко от носа, через который выходят звуки. Но импульсы от звукоиздающих мышц и звуковоспринимающих органов приходят в мозг с рассогласованием».

Бэндлер P., Гриндер Д. Из лягушек – в принцы.

(Вводный курс НЛП тренинга). М., 2000

Вопросы

1. Что такое НЛП: наука, заблуждении или мошенничество?

2. Существует ли какая-либо связь между НЛП и программированием компьютеров, нейробиологией (естественная наука о нервных системах), неврологией (раздел медицины, изучающий заболевания нервной системы) и лингвистикой (наука, изучающая языки)?

3. Сравните методы НЛП и философское искусство майевтики (греч. Μαιευτική – букв. – повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Замечание. Пример майевтики – рассуждение Сократа о «прекрасном» (Задание 2.4.). В чем разница НЛП и майевтики?


Наши рекомендации