Изменение в сознание людей и усиление христианства

В таких условиях сохранить единство империи можно было лишь с помощью сильной деспотической власти. Императоры III в. решительно порывают с показным демократизмом Антонинов. Они именуют себя «господами и богами», велят изображать себя в диадеме из солнечных лучей, гордятся своей близостью к Солнцу, подчеркивают свою «непобедимость», «вечность», свою заслугу в установлении золотого века. Они уже требуют, чтобы каждая обращенная к ним речь и даже петиции крестьян, сетовавших на горькую участь, начинались с восхваления всеобщего счастья, дарованного императором. В эту официальную пропаганду, конечно, уже никто не верил. Прежде популярные учения терпели крах, в том числе и стоицизм. Сочинение последнего стоика, Марка Аврелия, исполнено пессимизма, уверенности, что в мире всегда все было плохо, люди всегда были и будут порочны и несчастны, слава даже самих великих людей тщетна, да и не нужна им после смерти, остается только внутренний Гений — добродетель, но на что ее направить — неизвестно.

Изменение в сознание людей и усиление христианства - student2.ru

Храм Баалшамина в Пальмире. I в. н.э.

От философии люди все чаще обращались к религии, проповедовавшей уход от мира и его дел, видевшей цель в преодолении роковой необходимости и слиянии с божественным миром истинной свободы и гармонии в противоположность земле с ее отчужденностью людей друг от друга и от космоса. Распространялись идеи о будто бы грядущих еще более страшных, чем нынешние, бедствиях и мировом пожаре, когда сгорит погрязшая во зле земля. Интерес к науке практически исчез. Она продолжала жить и развиваться только в Александрии, где до V в. работали ученые, обобщавшие и совершенствовавшие знания в области математики, механики, медицины.

Изменение в сознание людей и усиление христианства - student2.ru

Антоний Пий. Мрамор. Деталь. Около 138-161 гг.

Попытку возродить античное восприятие мира как совершенного и прекрасного отображения мира идей Платона сделал Плотин. Но его система была слишком сложна и нашла понимание только в сравнительно небольшом кругу философов, в основном из интеллигенции восточных городов. Все это было симптомами изменения идеологии и культуры класса, уходящего в прошлое. Напротив, среди слоев, из которых впоследствии развились классы нового общества, преобладали идеи о необходимости активной жизни и борьбы. Среди провинциальной знати выдвигаются культы богов-всадников. Издавна существовавшие среди племен провинции, они, обогащенные античными идеями, изображались теперь как попирающие врагов, символы борьбы со злом.

Росло число христиан, активно проповедовавших антиримские идеи. Христианские общины становились сильными организациями. Их возглавляли епископы, распоряжавшиеся казной, которая пополнялась за счет пожертвований богатых христиан. Прежний демократизм ранних христианских общин заменялся железной волей епископа. Епископы городов одной или нескольких провинций съезжались на соборы, обсуждали вопросы церковной организации и вероучения, несогласных объявляли еретиками. Так появилось понятие ереси, чуждое античности, не знавшей обязательной для всех религиозной догмы.

Доминат и падение империи

Изменение в сознание людей и усиление христианства - student2.ru

Купальня на вилле Адриана в Тиволи. 130-138 гг.

Некоторых временных успехов в сохранении единства империи достигли императоры Диоклетиан и Константин.

Правление Диоклетиана

Диоклетиан (284-305 гг.) был сыном отпущенника и из простых солдат дослужился до начальника императорской стражи. После убийства сыновей императора Кара его провозгласили императором. Им был проведен ряд важных реформ: он разделил империю на четыре части, взял себе в соправители (с титулом августа) своего товарища Максимиана. Титулы цезарей получили Галерий и Констанций Хлор.

Диоклетиан окончательно превратился из принцепса в «господина» (отсюда наименование поздней империи «доминат»), прямого потомка Юпитера. Христиане были подвергнуты более жестким, чем прежде, преследованиям. Сенаторы независимо от того, присутствовали ли они в сенате или жили в своих имениях, оставались высшим сословием, но все дела решал сам император и состоявший при нем совет. Однако знать была удовлетворена успешными войнами Диоклетиана с германцами, персами, маврами, а главное — тем, что ему удалось подавить восстания. В пышных панегириках Диоклетиана и Максимиана прославляли как новых олимпийцев, победителей гигантов, мятежных «сынов земли».

Правление Константина

Изменение в сознание людей и усиление христианства - student2.ru

Порта Нигра в римской колонии Трир. II век н.э.

В 305 г. Диоклетиан отказался от власти и удалился в родную Далмацию. После короткой борьбы между претендентами на престол императором стал Константин, сын Констанция Хлора (306-337 гг.). Он стал единоличным правителем, но сохранил деление империи на префектуры, подчинявшиеся префектам претория и разделенные на провинции, объединявшиеся в диоцезы. Константин прекратил гонения на христиан и даже созвал в Никее собор (325 г.) для выработки единого вероучения (символа веры), превратив христианство в государственную религию. Сам он крестился перед смертью, надеясь, по словам недоброжелателей, что крещение смоет с него грехи, в частности казни почти всех своих родственников.

Наши рекомендации