Занятие 7: «КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО»
Основные понятия:общество, государство, общественное формирование, социальная эволюция, историческая динамика, потребность, интерес, базис, надстройка, естественное право, гражданское общество, цивилизация, осевое время, формация, локальные цивилизации, род, племя, народ, нация, этнос, страта, идентификация, толерантность
1. Семинарские вопросы:
1.1. Понятие общества. Социальная структура общества. Виды общественных формирований. Социоцентризм и антропоцентризм во взглядах на природу общества. Политика и экономика. Государство и власть.
1.2. Источники и движущие силы истории. Проблема направленности исторического процесса Формационный и цивилизационный подходы в познании общества и периодизации истории. Понятие исторического времени: уникальность и повторяемость. Прогресс в истории и его критерии.
1.3. Культура как система. Типология культуры. Морфология культуры. Соотношение культура и общество. Межкультурная коммуникация. Проблемы межкультурного взаимодействия. Социализация и инкультурация.
2. Методические рекомендации:
Социально-философская проблематика привлекала внимание мыслителей с самых ранних этапов развития философского знания. Еще в античности философы задумывались над тем, как возникает и устроено общество, каковы движущие силы его развития, каким должно быть совершенное общество и государство.
Возникновение индустриальной цивилизации изменило привычные связи между общественными группами, существенно усложнилась система социального устройства и управления. Попытки осознания нового социального порядка послужили предпосылкой для формирования и развития социальной философии в ее современном виде.
Социальная философия изучает общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий, пытается установить (раскрыть) их сущность, внутренние, устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи и отношения.
2.1. При подготовке к первому вопросу семинара необходимо определиться с понятием «общество», выяснить специфику философского подхода к его изучению. После этого необходимо определить социальную структуру общества и основные подходы к его структурированию. Необходимо помнить, что социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы, страты т. д. Проанализируйте различные подходы к «структурированию» общества (К. Маркс, П. Сорокин, Э. Дюркгейм и др.).
Определите в чем принципиальное различие социоцентризма и антропоцентризма во взглядах на природу общества. Какая точка зрения Вам наиболее близка? Проанализируйте проблему диаметральных позиций социоцентризма и антропоцентризма в системе Запад-Восток.
Изобразите графически основные сферы общества, установите их соотношение. Определите как политика влияет на экономическую сферу общества.
Проанализируйте государство как социальный институт общества. В широком смысле государство можно определить как властно-политически организованное общество, в узком – как особую организацию публичной власти, особый аппарат управления, выделенный из общества и с ним не совпадающий.
Изучение философского понимания государства, следует начать с античных его трактовок (Платон, Аристотель). Рассмотрите эволюцию взглядов на происхождение государства в эпоху Просвещения и в немецкой классической философии. Проанализируйте современные подходы к интерпретации государства. Определите, чья точка зрения Вам наиболее близка и почему.
Особое внимание в социальной философии вызывает проблема гражданского общества как наивысшая ступень и совершенная форма человеческой общности. Приведите несколько трактовок соотношения гражданского общества и государства.
2.2. При подготовке ко второму вопросу семинара необходимо рассмотреть концепции, определяющие различные взгляды на становление и развитие общества (натуралистическая, идеалистическая и др.). Определите, в чем смысл проблемы направленности исторического процесса. Рассмотрите основные источники и движущие силы (факторы) исторического процесса. Определите какова роль личности и народных масс в истории. В чем принципиальные различия формационного (К. Маркс, Ф. Энгельс) и цивилизационного (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) подходов в познании общества и периодизации истории.
Дайте определение понятию исторического времени. Рассмотрите различные точки зрения на данную проблему. Почему Н.А. Бердяев считал проблему времени основной проблемой философии, а учение о прогрессе – ложным обоготворением будущего, не оправданным ни с научной, ни с философской, ни с моральной точки зрения?
2.3. При подготовке к третьему вопросу, необходимо уяснить тесную взаимосвязь и взаимообусловленность человека, культуры и общества.
Общество – совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура). Основная цель общества – обеспечение обмена социальной информацией между представителями различных обществ и культур, а также их единства.
Культура (в самом широком смысле слова) – это всё, созданное руками и духом человека (материальная и духовная культура), т. е. это «вторая природа», в отличие от первозданной природы-натуры. Основная цель культуры – обеспечение производства, функционирования и трансляции из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Философия культуры – это самосознание культуры, то есть рефлексия культуры по поводу наиболее абстрактных ее вопросов: что есть культура? в чем предельный смысл культуры? какую роль играет человек в истории культуры? и пр.
Общество и культура различаются по способам воздействияна человека и адаптации человека к ним. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры.
Необходимо подобрать и сравнить между собой несколько различных определений культуры с целью выявить общие существенные признаки, характеризующие данное понятие.
Культура – это очень многогранное явление. Существует множество типов культуры, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои особенности. Морфология культуры предполагает изучение всевозможных вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их исторического, географического и социального распределения. Соответственно в словарях и энциклопедиях термин «морфология» (от греч. morphe – форма) обычно означает знание о форме и строении познаваемого объекта.
Используя литературу, выявите специфику разделения культуры на духовную и материальную, политическую, правовую, экономическую и пр. Для полноты ответа, необходимо привести конкретные примеры, как проявляется каждая культура на уровне социальной группы и общества в целом.
Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.
Необходимо понимать, что культура постоянно находится в движении: она возникает, развивается, распространяется в пространстве и во времени. Приведите примеры взаимосвязи традиций и инноваций в развитии культуры. Рассмотрите основные способы культурных изменений. Рассмотрите виды социокультурной коммуникации, выделите специфические черты каждого типа. Приведите примеры. Определите необходимые условия возникновения и протекания социокультурной коммуникации. Найдите в учебной литературе определения понятиям: интеграция, ассимиляция, аккультурация. Определите, что предполагает «диалог» как средство коммуникации культур.
3. Вопросы для самоконтроля:
3.1.1. Что является предметом социальной философии?
3.1.2. Что такое общество, каковы его признаки?
3.1.3. Какова социальная структура общества?
3.1.4. Назовите и охарактеризуйте основные малые и большие социальные группы.
3.1.5. Какие социальные институты вы знаете? Охарактеризуйте основные функции ими выполняемые.
3.1.6. Назовите и охарактеризуйте основные точки зрения на природу общества.
3.1.7. Чем определяется уровень развития общества?
3.1.8. Может ли общество существовать без власти и без государства?
3.2.1. Какие основные проблемы находятся в центре внимания философии истории?
3.2.2. Почему в античной философии отсутствовал интерес к истории?
3.2.3. Раскройте общий смысл идеи культурно-исторического прогресса.
3.2.4. Что является движущей силой и целью культурно-исторического развития в учениях Канта и Гегеля?
3.2.5. Охарактеризуйте два основных философских подхода к пониманию субъекта истории и динамики исторического процесса.
3.2.6. В результате чего появляется цивилизация?
3.2.7. Что является движущей силой и целью прогресса в марксистской теории?
3.2.8. Назовите и охарактеризуйте общественно-экономические формации, выделенные К. Марксом.
3.2.9. Каков механизм развития цивилизаций в теории А. Тойнби?
3.3.1. Что такое культура?
3.3.2. Какие существуют точки зрения на проблему сущности и функций культуры?
3.3.3. Как соотносятся понятия культура и цивилизация?
3.3.4. Какие типы культуры Вам известны?
3.3.5. Назовите структурные составляющие культуры.
3.3.6. Как соотносятся понятия культура и общество?
3.3.7. Какие основные формы межкультурного взаимодействия вам известны?
3.3.8. Что может являться причиной межкультурных конфликтов?
3.3.9. Охарактеризуйте линии сходства и различия в процессах социализации и инкультурации.
3.3.10. Опишите действие основных механизмов инкультурации.
4. Дополнительные задания:
4.1. Темы докладов и рефератов:
4.1.1. Теория «общественного договора» Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо.
4.1.2. Учение Платона об идеальном государстве.
4.1.3. Понятие «гражданское общество» в философской системе Гегеля.
4.1.4. Теория стратификации П.А. Сорокина.
4.1.5. Мифы о «Золотом веке» в культурах разных народов.
4.1.6. Н.А. Бердяев о смысле истории.
4.1.7. К. Ясперс о смысле истории.
4.1.8. Критика социального прогресса в философии К.Н. Леонтьева.
4.1.9. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.
4.1.10. Концепция динамики культуры Н.Я. Данилевского.
4.1.11. Механизм развития цивилизаций в теории А. Тойнби.
4.1.12. П. Сорокин о социальной и культурной динамике.
4.1.13. Россия между Востоком и Западом: проблема культурной идентичности.
5. Литература:
5.1. Основная литература:
5.1.1. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. – М., 2011. – С.575-706, 789-827.
5.1.2. Философия: учеб. для бакалавров вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2012. (DVD-ROM). Гриф ЭБС.
5.1.3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.О. Бернацкий [и др.]. – Омск, 2009. (CD-ROM). Гриф ЭБС.
5.2. Дополнительная литература:
5.2.1. Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. – М., 1990.
5.2.2. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М., 2004.
5.2.3. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.
5.2.4. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о чужом.
http://lib.exdat.com/docs/2824/index-568708-1.html (дата обращения 30.11.2015)
5.2.5. Зиммель Г. Как возможно общество? // Теоретическая социология: Антология в 2 ч. – Ч.1. – М., 2002. – С.314-334.
5.2.6. Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России. – М., 2006.
5.2.7. Копп В.П. Маркс о логике движения общественных форм // Вопросы философии. – 1977. – №12. – С.93-104.
5.2.8. Культура и общество. План лекций.
http://studopedia.su/2_3119_obshchestvo-i-kultura.html (дата обращения 30.11.2015)
5.2.9. Лекторский В.А. Философия, познание, культура. – М., 2012.
5.2.10. Лоренц К. Агресии.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Lorenc/_Agress_Index.php (дата обращения 30.11.2015)
5.2.11. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. – М., 2010.
5.2.12. Макклюен М. Галактика Гутенберга.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/makl/ (дата обращения 30.11.2015)
5.2.13. Манхейм К. Эссе о социологии культуры.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/man_esse/ (дата обращения 30.11.2015)
5.2.14. Мезенцев Е.А. Проблема границ толерантности // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №8-5 (39). – С.10-12.
http://research-journal.org/culture/problema-granic-tolerantnosti/ (дата обращения 30.11.2015)
5.2.15. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Избранные труды. – М., 2000. – С.480-698.
5.2.16. Осипов А. Что такое этническая дискриминация и что с ней можно сделать? – М., 2012.
5.2.17. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. – Т.1: Чары Платона. – М., 1992.
5.2.18. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. – Т.2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. – М., 1992.
5.2.19. Тоффлер Третья волна.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_Index.php (дата обращения 30.11.2015)
5.2.20. Фойгель А.М. Социальное зло: монография. – Омск, 2000.
5.2.21. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации: культурно-цивилизационный контекст. – М., 2006.