Занятие 4: «познание как проблема философии»
Основные понятия:гносеология, эпистемология, теория познания, гносеологический оптимизм, агностицизм, античный скептицизм, скептицизм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, индукция, дедукция, познание, субъект, объект, предмет познания, истина, ложь, заблуждение, догматизм, релятивизм
1. Семинарские вопросы:
1.1. Формирование гносеологии и круга ее проблем. Проблема познаваемости мира. Границы человеческого познания. Античный скептицизм. Агностицизм.
1.2. Познание как процесс. Познавательная деятельность. Структура познания. Субъект, объект, предмет познания. Принцип активности субъекта. Формы познания: чувственное и рациональное в познании.
1.3. Истина как цель познания. Основные подходы к определению истины. Критерии истинности.
2. Методические рекомендации:
2.1. Проблема познания является важнейшей как в философии, так и в науке вообще. При этом изучение этой темы происходит после занятий по онтологии («Онтология как учение о бытии», «Сознание и самосознание»), это связано с тем, что ее решение напрямую зависит от того, как решаются проблемы бытия.
Раздел философии, посвященный познанию – гносеология или теория познания. Очень важно отличать философский подход к познанию от узконаучного, ведь наука нацелена на достижение истины, то есть как раз на познание. Однако она отвечает на вопросы «как устроена живая клетка», «как появилась и из чего состоит Вселенная», «как возникла жизнь на Земле» и т.п. и предполагается нахождение точного ответа, после чего проблема отбрасывается и ставятся новые. В то время как гносеология решает те проблемы, которые являются вечными, как вообще все проблемы философии, их невозможно «отбросить», это такие проблемы, как «познаваем ли мир», «как наше знание о мире связано с этим миром», «в каких формах осуществляется познание», «что такое истина». Таким образом, гносеология выступает в том числе и как методология науки.
2.2. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание, что познание можно рассматривать как созерцание человеком внешнего мира или как процесс, либо как деятельность, в которой человек активен. В последнем случае является корректным говорить о структуре познания и его компонентах (субъект-объект познания, цели и средства познания).
2.3. Философский подход к пониманию истины предполагает, что истина – это не просто какие-либо правильные, верные выводы, факты и т.п. в рамках всего нашего знания, а это важнейшая характеристика знания, процесс и цель познания. Также важно подчеркнуть, что истина – это не характеристика реальных вещей, а именно наших знаний о них. И существование различных подходов к определению и, следовательно, пониманию истины (классическая теория или корреспонденции, когерентная, прагматическая, конвенционализм) связано со сложностью данного явления.
3. Вопросы для самоконтроля:
3.1.1. Что обозначает понятие «гносеология»? Что обозначает понятие «эпистемология»? Являются ли они синонимами? Когда появились первые философские исследования в сфере гносеологической проблематики? С какими именами и школами это было связано?
3.1.2. Когда (в какую эпоху) гносеология выделилась в самостоятельную философскую науку и с чем это было связано?
3.1.3. Какие основные проблемы решает гносеология? В чем их специфика в сравнении с научным подходом к познанию?
3.1.4. Какие в философии существуют варианты решения проблемы познаваемости мира? Назовите представителей всех подходов.
3.1.5. Согласие с какими из приведенных утверждений означает агностицизм: «человечество никогда не будет знать все обо всем», «в науке существуют неразрешимые проблемы», «В науке всегда будут нерешенные проблемы», «"Вещь в себе" непознаваема» или «наше знание не может быть полностью обосновано»?
3.2.1. Что значит, что познание есть процесс? Почему такая позиция является упрощенной?
3.2.2. Что такое деятельность? Какую деятельность можно назвать познавательной? Что значит, что познание есть деятельность? Что нового дает подход к пониманию познания как вида деятельности?
3.2.3. Какова структура познавательной деятельности? Что означает принцип активности субъекта познания?
3.2.4. Что означает в отношении познания позиция, что «без субъекта нет объекта»? Как можно объяснить тезис, что познание является субъектным, но не субъективным?
3.2.5. Почему необходимо выделение помимо объекта еще и предмета познания? С чем это связано?
3.2.6. Что понимается под формами познания и какие формы выделяются?
3.3.1. Какие существуют подходы к определению истины?
3.3.2. Перечислите основные теории истины? В чем суть классической теории и кто является ее представителями? В чем суть когерентной теории истины? Существует ли объективная истина в прагматизме?
3.3.3. В чем абсолютность и относительность критерия практики?
3.3.4. В чем сходство и отличие принципов верификации и фальсификации?
3.3.5. Каковы характеристики истины?
3.3.6. Возможно ли достижение абсолютной истины или истина всегда относительна? Выделите элементы абсолютной и относительной истины в высказывании: «Мир состоит из атомов - мельчайших неделимых частиц».
4. Дополнительные задания:
4.1. Темы докладов и рефератов:
4.1.1. Античный скептицизм о пределах познания.
4.1.2. Агностицизм как регулятивный принцип познания.
4.1.3. Интуиция, ее сущность и роль в познании.
4.1.4. Истина как ценность.
4.1.5. Эмпирический метод Ф.Бэкона.
4.1.6. Рационалистический метод Р.Декарта.
5. Литература:
5.1. Основная литература:
5.1.1. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. – М., 2011. – С.467-532, 565-568.
5.1.2. Философия: учеб. для бакалавров вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2012. (DVD-ROM). Гриф ЭБС.
5.1.3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.О. Бернацкий [и др.]. – Омск, 2009. (CD-ROM). Гриф ЭБС.
5.2. Дополнительная литература:
5.2.1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.
http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/uchebnye_posobija_uchebniki/alekseev_panin_filosofija_uchebnik/27-1-0-20 (дата обращения 08.12.2015)
5.2.10. Касавин И.Т. Истина // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.2 (Е-М). – М., 2010. – С.169-172.
http://iph.ras.ru/elib/1304.html (дата обращения 08.12.2015)
5.2.11. Касавин И.Т. Познание // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.3 (Н-С). – М., 2010. – С.259-262.
http://iph.ras.ru/elib/2352.html (дата обращения 08.12.2015)
5.2.18. Левин Г.Д. О трех видах релятивизма // Вопросы философии. – 2007. – № 7. – С.70-82.
5.2.14. Лекторский В.А. Вера и знание в современной культуре // Вопросы философии. – 2007. – № 2. – С.14-20.
5.2.17. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возражение // Вопросы философии. – 2001. – №2. – С.56-65.
5.2.19. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.
http://www.studmed.ru/lektorskiy-va-subekt-obekt-poznanie_7d155ed80d5.html# (дата обращения 08.12.2015)
5.2.20. Лекторский В.А. Теория познания // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.4 (Т-Я). – М., 2010. – С.47-52.
http://iph.ras.ru/elib/2991.html (дата обращения 08.12.2015)
5.2.21. Мартишина Н.И. Введение в гносеологию. – Омск, 1997.
5.2.19. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. – 2001. - №4. – С.70-83.
http://lib.znate.ru/docs/index-82859.html (дата обращения 08.12.2015)
5.2.20. Пружинин Б.И. Агностицизм // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.2 (А-Д). – М., 2010. – С.51-52.
http://iph.ras.ru/elib/0059.html (дата обращения 08.12.2015)
5.2.22. Решер Н. Границы когнитивного релятивизма // Вопросы философии. – 1995. – №4. – С.35-54.
5.2.19. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С.3-15.
http://www.religare.ru/2_17925.html (дата обращения 08.12.2015)
5.2.20. Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». – М., 1967.
http://net-books.com.ua/writer/trubnikov_nn/7362/o_kategoriyakh_tsel_sredstvo_rezultat (дата обращения 08.12.2015)
5.2.13. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2004.
5.2.18. Человек и мир: учеб. электрон. изд. локального распространения: хрестоматия по философии: в 2 кн. / сост. В.О. Бернацкий [и др.]; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск, 2012. (CD-ROM). Гриф ЭБС.
5.2.23. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1994.
http://psychlib.ru/mgppu/shv/shv-001-.htm (дата обращения 08.12.2015)