Таков метод Сократа. Он называется диалектическим, т.к. он приводит мысль в движение, (спор мысли с самой собой, постоянное направление ее к истине).
В основе диалектического метода и сегодня остался диалог как столкновение противоположностей, противоположных точек зрения. И само изменение (движение) как в мышлении (у Сократа), так и в природе и в обществе - это результат постоянного столкновения диалектических противоположностей, возникновение, становление и разрешение противоречий между ними.
Онтология и гносеология Платона.
Встреча Платона с Сократом, произошедшая в 408 г. до н.э., перевернула жизнь молодого человека. Он сжег все написанные им к этому времени сочинения и стал преданным и самым одаренным учеником афинского мудреца. Сократ тоже высоко ценил Платона.
Уважение и любовь к Сократу Платон хранил всю свою жизнь. Большинство сведений о Сократе, его диалоги и речи мы знаем благодаря тому, что Платон записал их, сохранив тем самым для истории.
Платону принадлежит большое количество сочинений, практически все из которых дошли до нашего времени. Все они -- образцы высокого литературного таланта, ибо Платон не просто ученый -- он прекрасный писатель, великолепно владеющий пером. В своих сочинениях Платон предстает первым в европейской истории мыслителем, стремящимся к созданию целостной философской системы -- с позиции своих философских взглядов он разработал учения чуть ли не о всех сторонах человеческой жизни: о бытие (онтология), о космосе (космология), о познании (гносеология), о душе (психология), о боге (телеология), об обществе (социология), о нравственности (этика).
Онтология - учение о сущем; учение о бытии как таковом. Вопросы онтологии -- это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. Ядром философского учения Платона является его теория о мире идей.
Идея - это метафизическая сущность, которая оформляет класс вещей, но может находиться вне их. Это метафизическая сущность, ибо она не обнаруживается в самих вещах как таковых. Идеи для Платона не есть просто продукт человеческого мышления. Они - истинный, реальный род бытия. Идеи представляют собой источник, причину бытия вещей. Идеи находятся в особом «умном месте», расположенном где-то в космосе, в мире идей. Идеи обладают целым рядом особых свойств. Они бестелесны, вечны, неизменны, недоступны человеческим чувствам и постигаются только разумом. Идеи иерархичны, как бы соподчинены друг другу, имеют структуру, подобную пирамиде. Вершину этой пирамиды образуют идеи высшего ранга, такие, как идеи блага, истины, прекрасного, справедливости. Ниже располагаются идеи, выражающие общие физические, природные процессы и явления, идеи огня, движения, покоя, цвета, звука. Третий ряд образуют идеи основных групп, разрядов, классов, предметов и живых существ, например, растения, животные, человек и т.д.
Гносеология - учение о познании. До того как человек рождается его душа пребывает в мире идей. Все знания в душе есть, попав в тело человека, душа все забывает. Требуется усилие, чтобы вспомнить забытое. Если же мы, с помощью чувств познаем мир теней, то мы получаем иллюзии, т.е. не знание, а мнение.
С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология. Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса. Творца мира Платон называет божественным демиургом, устроителем мира. Согласно Платону, божественный демиург был добр и пожелал устроить все так, чтобы было хорошо. Застав все в нестройном и беспорядочном движении, он из беспорядка привел в порядок, полагая, что последний всячески лучше первого. Далее он пришел к мнению, что неразумное творение не будет прекрасно, вселил ум в душу Космоса, а душу в тело. Таким образом, Космос, промышлением божьим, получил бытие как одушевленное и поистине одаренное умом. Кроме мировой души Платон признавал существование звезд, человеческих душ, душ животных и растений. Он был убежден, что небесные тела - это видимые боги, обладающие телом и душой.
Этика. Онтология, космология и теория познания в учении Платона носят подчиненный вспомогательный характер. Они выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого учения - нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной). Гармоничное сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели и справедливости. Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества - государства. Платон общественное, государственное начало ставит над индивидуальным, личным. Поэтому этика Платона органически сочетается с концепцией государства. Идеальное государство Платона должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против неверия и безбожия. Таким образом, в философской системе Платона четко можно выделить четыре основные части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику.
Философия Платона оказалась важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи. Последователи Платона в ранний и особенно поздний период истории античной философии (неоплатонизм) стали образцовыми и важными авторами, чтение которых до сих пор формирует основу философского образования.