Мекхала, канакхала и внутренняя йога обезглавленной ваджрайогини
Мекхала и Канакхала были сестрами, которые занимались практикой Тантры и вместе обрели просветление. Они разработали собственный вариант внутренних йог Обезглавленной Вадж-райогини. Лакшминкара ввела созерцание этого божества, но, вероятно, вследствие особых познаний, которыми обладали эти сестры, именно им выпало придать внутренним йогам их окончательный вид.
Согласно их жизнеописанию, сестры были помолвлены с двумя братьями, но, когда они стали объектом сплетен и незаслуженных нападок со стороны соседей и их нравственность была подвергнута сомнению, это заставило семью их женихов расторгнуть договоренность. Сгорая от стыда, опозоренные сестры решили покинуть свою деревню, но старшая, Мекхала, поняла, что их беда будет преследовать их, куда бы они ни отправились. Когда в их деревню пришел гуру Канха, они поведали ему свое горе, и он посоветовал им заняться практикой Обезглавленной Ваджрайогини. Практика медитации придала смысл их жизни и помогла обрести, невзирая на печальные обстоятельства, внутреннюю свободу. Они посвятили этой практике двенадцать лет.
Через двенадцать лет сестры отыскали Канху в его уединенной келье. Когда он попросил у них подношений, они поинтересовались, что бы он предпочел. Гуру сделал вид, что не узнал их и попросил, чтобы в знак благодарности они отдали ему свои головы. Сестры послушно отрезали себе головы, которые он сразу же вернул на место. Канха подтвердил их высокий уровень реализации, заявив, что теперь они полностью достойны быть гуру.
Э МА! Две великие йогини
Обрели совершенство и блаженство!
Собственный покой и счастье — низший путь.
Живите на благо другим!
Мекхалу и Канакхалу обычно изображают с мечами: они или танцуют, вздымая мечи, или отсекают себе головы. Отсекая себе головы, они показывают, что отсекли свое эго мечом мудрости. Один комментатор предполагает, что сестры обезглавливают себя, чтобы показать, что они победили «эгоистическое самомнение» и «тщеславие» — обычные пороки женщин; однако в истории сестер ничто не указывает на то, что они были тщеславны. Пасть жертвой несправедливых обвинений может любой человек, мужчина он или женщина, и гуру дал им буддийские учения, как средство избавления не от чисто женских слабостей, но от сути человеческого страдания, а именно от привязанности к иллюзорному «я».
Иконография сестер также указывает на то, что они овладели практикой Обезглавленной Ваджрайогини. Если персонаж изображен с атрибутами божества, это говорит о том, что благодаря медитации он полностью отождествил себя с этим божеством. То, что сестры изображены в таком виде, который напоминает данную форму Ваджрайогини — обнаженные, с развевающимися волосами, с мечами или изогнутыми ножами, в тот момент, когда они отсекают себе головы, — выражает их тождество с женским буддой и успешное пробуждение в них задатков божества.
Согласно их жизнеописанию, сестры-йогини узнали эту медитацию от Канхи. Сам Канха, вероятно, получил ее от своего гуру, Джаландхари, который был учеником Лакшминкары, признанной зачинательницы этой практики. Вероятно также, что сестры получали наставления по практике непосредственно от Лакшминкары, поскольку они соприкасались с одними и теми же людьми. Их знакомство с Лакшминкарой доказывается тем, что она адресует им «песню свершения». Так или иначе, ясно, что сестры тесно связаны с распространением практики Обезглавленной Ваджрайогини56 и что они овладели стадией завершения в достаточной степени, чтобы создать внутренние йоги, вершину этой практики.
Написанный сестрами текст, озаглавленный «Устные наставления по трем вращающимся свастикам», это не садхана, то есть руководство, которое следует читать вслух при выполнении практики, но, скорее, пособие, сообщающее подробности, полезные для того, кто ее разучивает. Поскольку этот текст называется «устными наставлениями» (упадешей), возможно, его записали их ученики. Первоначальными слушателями этих учений были продвинутые практики тантрической медитации. Только тот, кто приступил к практикам внутренней йоги этого божества, счел бы эти учения необходимыми и сумел бы претворить их в практику.
Согласно наставлениям Мекхалы и Канакхалы, их внутренняя йога воссоздает в теле медитирующего иконографию трех божеств. В основной визуализации Ваджрайогини отсекает себе голову, и из ее шеи бьют три струи крови, попадая в уста сопровождающих ее йогинь, которые стоят по обе стороны: Ваджра-варани (или Ваджрапарнава) слева от нее и Ваджравайрочани — справа. В практике внутренней йоги центральный канал, или авадхути (avadhutl), который проходит вертикально через тело, связан с Ваджрайогини, а два дополнительных канала [лалана (lalana) слева и расана (rasana) справа] становятся сопровождающими богинями. Медитирующий, отождествляя себя с центральной йогини, представляет, что она отсекает себе голову, а затем запечатывает три канала вращающимися свастиками, тем самым сохраняя циркулирующую в теле психическую энергию (прана: ргапа). Беспорядочное и вовне направленное движение этой энергии свойственно непросветленному уму, тогда как постоянный контроль и упорядочивание энергетических потоков служит знаком приближающегося просветления. Концентрация энергии в маленьких точках, или каплях, помогает медитирующему управлять ею по своей воле:
Когда возгорелось пламя мудрости,
твое тело, От горла до ступней,
Растворяется в пространстве реальности (дхармадхату: dharmadhatu).
Сосредоточь ум на капле (тигле) равностности,
Которая необнаружима анализом, невещественна
и Свободна от всех объективных признаков.
Если не будешь медитировать так, — как ни старайся,
Не постигнешь того, что вместерождено (сахаджа),
И останешься блуждать в сансаре.
Исходя из этой точки,
Преобразись в Обезглавленную Богиню,
Затем представляй на своем пупке слог ХРИМ.
Там, где встречаются три канала, рождается ветер.
Раствори ХРИ в трех каплях:
Раствори И в капле ветра,
ХА в капле семени, а
РАМ в капле крови —
Короче говоря, в синей, белой и красной [каплях].
[Если] они не поднимаются, подтолкни их вверх ветром.
Когда [капли] движутся в полых каналах Обезглавленной Ваджрайогини,
Представляй, как [они] поднимаются на четыре пальца.
Левая вращается влево, правая вправо.
Центральная капля, сгорая, растворяется.
В этом месте практики выдох двух сопровождающих богинь переносит энергию из боковых каналов в центральный канал, что и является целью всех внутренних йог. Когда энергия сосредоточивается в центральном канале, сами собой возникают недвойственные и нерассудочные состояния ума:
Две богини делают выдох, заставляющий
Левую и правую капли раствориться в срединной капле.
Вдыхая эту [каплю] вниз,
Представляй, что она растворяется в слоге ХУМ,
пребывающем в сердце.
Этот [ХУМ] есть чистая и незапятнанная,
Недвойственная капля естественной осознанности,
Свободной от любого счастья и страдания, —
Чистая пустая осознанность без сансарных видимостей.
КЬЕ ХО! О чудо! Практикуй йогу -Обретешь недвойственную мудрость!
В этом отрывке бегло описывается в высшей степени искусное упражнение в творческом воображении. Процесс внутреннего воспламенения приводит к достижению недвойственных состояний чистой безобъектной медитации, самого высокого уровня практики медитации.
Йога Мекхалы и Канакхалы сохранилась как драгоценное свидетельство, касающееся одной из практик, — вероятно, главной практики, — которой эти сестры овладели и которую передавали как тантрические учителя. Кроме того, она является доказательством, что иконография, изображающая их самообезглавливание, свидетельствует не о победе над женским тщеславием, а об их триумфе над эгоцентризмом, корнем всего страдания, и об их роли в развитии самобытной внутренней йоги.