Специфика социальной реальности, ее познания и поведения
Другое фундаментальное отличие социальной реальности заключается в том, что она включает в себя не только материальную, но и сенсорно-интеллектуальную, чувственно-духовную составляющие.
Под сенсорно-интеллектуальной стороной социального объекта познания мы понимаем ощущения, восприятия и мышление. Но тогда разнообразие материальной реальности, в которой каждая материальная вещь чем-то, но отличается от другой вещи, умножается на разнообразие эмоционально-духовной реальности. Материальная сторона реальности – предмет изучения естественно-научного знания, в социальном познании – натуралистического направления, изучающего общество без его чувственно-духовного аспекта.
Эмоционально-духовная сторона является предметом гуманитарного познания, в социальном познании – культурологического направления, исследующим эмоционально-духовный аспект общества. Натуралистический подход характеризует выявление общего аспекта познаваемой материальной реальности, преобладание ориентации на постижение общих и необходимых законов существования, движения и развития реальности, т.е. номотетическое, объясняющее познание и знание. Культурологический подход – воспроизведение индивидуальных особенностей эмоционально-духовной реальности, – идиографическое, понимающее познание и знание.
Социальное познание и знание, деятельность охватывает оба представленных выше аспекта общественной действительности.
В стратегическом менеджменте натуралистический подход связан с заботой о повышении качества и конкурентоспособности производимых фирмой товаров, эффективности их производства; культурологический подход – с повышением конкурентоспособности персонала фирмы и совершенствованием управления персоналом. Управление персоналом – это воздействие на людей для практического осуществления стратегических и тактических целей фирмы.
По степени свободы объекта управления различаются методы принуждения, побуждения и убеждения. Методы принуждения соответствуют авторитарному типу управления. Методы побуждения создают положительную материальную мотивацию работников фирмы. Методы убеждения позитивно влияют на социально-психологическую мотивацию ее сотрудников. В настоящее время соотношение между этими методами: 4:4:2. С переходом к инновационной экономике оно изменяется в сторону увеличения доли методов убеждения: 2:4:4. Поэтому рассмотрим подробнее эмоционально-духовный аспект общественной действительности.
Социальная реальность создается всем нашим существованием, а не только разумом и волей, поэтому она не может делиться на разум без остатка. Рассмотрим подробнее чувственно-духовную сторону социальной реальности, познания и деятельности. Человеческая эмоционально-духовная реальность подразделяется на душевный и духовный уровень. Душа – интегрированная совокупность побуждений, эмоций, рассудка и надежда на лучшее продолжение жизни. Потребность – это ощущение недостатка в чем-либо. А. Маслоу выделил пирамиду потребностей, которая содержит: первичные потребности (физиологические, безопасности) и вторичные, собственно, социальные (принадлежности к группе, уважении и самореализации). Эмоции, чувства выражают в яркой субъективной форме переживания положительное или отрицательное отношение человека к явлениям внутреннего или внешнего мира. Все человеческое поведение проходит под «аккомпанемент» эмоций.
Закон эмоций П.А. Симонова: эмоция равна потребности, умноженной на разность произведений имеющихся средств ее удовлетворения на имеющуюся о ней информацию и необходимых средств ее удовлетворения на необходимую о ней информацию.
Э = П(Си×Ии – Сн×Ин),
где Э –эмоции;
П –потребность;
Си –имеющиеся средства удовлетворения потребности;
Ии –имеющаяся о них информация;
Сн –необходимые средства удовлетворения потребности;
Ин – необходимая о них информация.
В эмоциональной сфере в качестве средства познания, понимания чужого переживания выступает эмпатия, т.е. сопереживание другому человеку, тактичное, без предвзятых оценок и суждений, «перемещение» в душевно-духовный мир другого человека, высокая чувствительность к постоянно меняющимся его переживаниям, эмоциям.
Эмоции делятся на положительные (радость, восторг,наслаждение) и отрицательные (печаль, тоска).
Другая классификация эмоций:
- настроение – общий эмоциональный фон;
- страсть – сильное и длительное эмоциональное состояние (любовь, ненависть);
- аффект – бурная эмоциональная вспышка восторга или гнева.
Состояние аффекта приводит к неадекватным действиям с отрицательными последствиями, поэтому от состояния аффекта, полезно уметь быстро избавляться. В состоянии сильнейшего раздражения в кровь поступает много сахара-гликогена. Для его удаления из крови нужно:
а) переключиться на деятельность, связанную с большими физическими нагрузками;
б) выйти на длительную прогулку;
в) выговориться другу или послушать музыку.
Перед принятием важного решения в раздражительном состоянии необходимо:
- просчитать в уме до 10, или больше, туда и обратно;
- повременить, подумать, взвесить все за и против.
Другой центр неразумного начала в человеке образует открытая З. Фрейдом сфера бессознательного. Мы не будем излагать психоаналитическую структуру личности, о которой существует огромное количество литературы. Нам важнее рассмотреть следующие из нее бессознательные механизмы защиты личности от низкой самооценки, которые следует видеть в себе и других, чтобы не дать им ложное толкование.
Отрицание – отбрасывание информации, уменьшающей самооценку, например, курильщиками информации о вреде курения.
Вытеснение – активное выключение из сознания импульса, возбуждающего тревогу или беспокойство, например забывание.
Проекция – бессознательный перенос собственных отрицательных впечатлений на другое лицо или группу, например, когда человек проявил в отношении к кому-то агрессию, у него нередко возникает бессознательное желание понизить привлекательные качества пострадавшего; в противоположном случае переноса положительных впечатлений на другого человека и преувеличения его привлекательных качеств возникает сильнейшее разочарование.
Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком желаний и поступков, признание которых снижает его самооценку.
Отрицательная рационализация «спасает лицо» человеку, только в своих, конечно, глазах, когда он совершает низкий поступок, не защищая друга в опасной для него ситуации, и «оправдывает» свое поведение тем, что он будто бы не знал всей информации, что друг будто бы сам во всем виноват.
Положительная рационализация, когда человек не достигает поставленной цели и должен сохранить положительный настрой для следующего целенаправленного действия:
- «кислый виноград» означает принижение значимости недоступного блага;
- «сладкий лимон» – преувеличение значимости ценности имеющегося блага.
Замещение – перенос действий с недоступного объекта на доступный объект.
Сублимация – превращение социально неприемлемого импульса, в приемлемый импульс, с помощью переадресации энергии, например, агрессивности – в спортивные единоборства.
Ложное толкование мотивов странного или неприемлемого для нас поведения других людей вытекает из явления бессознательной межличностной асимметрии: к другим мы склонны относиться хуже, чем к себе, а к себе лучше, чем к другим людям. Когда мы совершаем отрицательный поступок, то ищем и находим благовидные причины: «Так сложились обстоятельства», «на меня давили» или «я не знал, что так получится». Когда же другой человек совершает такой же поступок, у нас в ходу другие выражения: «Он преследовал корыстные цели», «хотел мне навредить» или «он, вообще, плохой человек».
Как же быть? Быть требовательным к себе и терпимым к другим. Во избежание взаимных отрицательных последствий предпринимать сознательное волевое усилие, корректирующее чрезмерно отрицательный или чрезмерно положительный эмоционально-чувственный образ другого человека.
Духовность – интегрированная совокупность мотиваций, чувств, теоретического разума и уверенности в прочности своего бытия. Духовность – это высшая форма душевности; отношение, связывающее человека с мировоззрением. Л. Толстой дает такое определение духовности: «Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал по отношению бесконечно малых явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрированием, т.е. устанавливать кроме отношений к ближайшим явлениям жизни свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как целое».
Мышление и чувства, эмоции связаны друг с другом обратно пропорциональной зависимостью: чем больше уровень чувства, тем ниже уровень мышления. Стало быть, интеллект, разум имеет огромное значение для эффективного управления своими чувствами и деятельностью:
1)уменьшает чрезмерно сильные чувства и страсти, потому что в этих эмоциональных состояниях человек склонен принимать губительные решения и совершать действия с неприемлемыми отрицательными последствиями;
2)позволяет отличить возможное успешное действие от невозможного, и потому провального, действия.
Восточная молитва справедливо гласит: «Господи, дай мне силы сделать то, что я могу сделать, дай мне терпения выдержать то, что не могу изменить, и наконец, дай мне мудрость отличить одно от другого»