Эмпирические способы научного познания
Метод – совокупность приемов и операций научного познания реальности, представляющая собой деятельность по созданию новых эмпирических и теоретических знаний о законах движения объектов познания.
В 1 разделе (тема 2) был изучен образующий эмпирическое знание метод абстрагирования. Рассмотрим другие эмпирические методы научного познания: наблюдение и эксперимент; описание и измерение; сравнение, аналогия и обобщение.
Наблюдение– исследовательская ситуация специального целенаправленного слежения за объектами, явлениями, отношениями и процессами познаваемой реальности.
Структура наблюдения: субъект, объект, приборы, условия и обстоятельства наблюдения. Типы наблюдения: по воспринимаемому объекту – прямое и косвенное; по средствам наблюдения – непосредственное и косвенное; по воздействию на объект – нейтральное и преобразующее; по отношению к совокупности изучаемых объектов – сплошное и выборочное; по временным параметрам – непрерывное и прерывное.
Признаки наблюдения: организованность, направленность на искомые факты, техническая оснащенность и наличие специального языка.
Наблюдение состоит из чувственно-предметного, эмпирического уровней и уровня теоретической интерпретации, теоретической «нагруженности» чувственных данных. Например, до тех пор, пока не появилось теоретическое предположение о волновой природе рентгеновских лучей, исследователи во время наблюдений не отмечали отклоненных лучей либо считали их второстепенным эффектом.
Для проведения качественного наблюдения нужны специальные умения и навыки исследователя, длительная подготовительная работа, решение проблемы выделения самого объекта наблюдения и единиц его членения, например, при изучении поведения животных или людей. Познавательная ограниченность наблюдения связана с его пассивным характером.
Экспериментпредставляет собой изучение явления в специально создаваемых, контролируемых условиях, позволяющих активно управлять ходом процесса, т.е. вмешиваться в него и изменять в соответствии с исследовательскими задачами, а также воспроизводить это явление при воссоздании данных условий.
Основная задача экспериментатора – изолирование изучаемого явления от несущественных влияний, выделение интересующего его феномена «в чистом виде».
Достоинства эксперимента: воспроизводимость изучаемого явления; контролируемая вариабельность экспериментальной среды; высокая надежность получаемых результатов; возможность создания объектов, не существующих в естественном виде.
Структура эксперимента: конкретная цель, экспериментатор, приборы, средство воздействия на объект, объект, побочные факторы, экспериментальная деятельность. Экспериментатор в ходе эксперимента вмешивается в ход изучаемого процесса, в структуру того или иного явления.
Общая цельэксперимента – выделить в изучаемом объекте существенные взаимосвязи. Для оценки проведенного эксперимента вводится понятие «идеальный эксперимент». В идеальном эксперименте ученый действует в абсолютно благоприятной обстановке. Идеальный эксперимент обладает следующими признаками: условия эксперимента абсолютно стабильны; эксперимент идеально воспроизводим; данные, полученные в идеальном эксперименте, адекватно, без искажений, экстраполируются на определенный класс реальных ситуаций.
Типы экспериментов: по условиям проведения – естественные и искусственные; по целям исследования – преобразующие объект, контролируемые, проверяющие, поисковые и др.; по количеству факторов – однофакторные и многофакторные.
Стадии экспериментального исследования:
- разработка программы эксперимента: выдвижение рабочей гипотезы, формулирование цели, подбор адекватного объекта, средства воздействия и приборов, составление плана эксперимента;
- проведение экспериментального исследования: полная включенность в экспериментальную деятельность, составление и ведение в лабораторном журнале протокола исследования;
- анализ и обобщение результатов эксперимента: сопоставление реального эксперимента с идеальным, рабочей гипотезы с полученными данными, принятие решения о дальнейшей исследовательской деятельности.
Эксперимент состоит из чувственно-предметной практической деятельности, эмпирического уровня знания и уровня его теоретической интерпретации.
Познавательная ограниченность эксперимента связана, во-первых, с трудностью разделения экспериментальных, «рукотворных» и объективных процессах, происходящих в исследуемом ими объекте; во-вторых, с этическими нормами; в-третьих, с экологическими пределами.
Описание представляет собой фиксацию данных наблюдений или экспериментов с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке. Оно производится как средствами обычного языка, так и специальными знаковыми средствами. Описание есть получение и репрезентация эмпирических знаний в качественных терминах. В современной науке большое значение имеют стандарты точности и однозначности описаний, потому что научное описание эмпирических данных должно иметь одно и тоже значение для любых исследователей.
Измерение– это процедура определения количественных характеристик, величин изучаемых объектов, их свойств или отношений.
Структура измерения: субъект, средство, объект, получение и интерпретация измерения.
Типы измерения: в зависимости от объекта измерения – экстенсивные, аддитивные и интенсивные, неаддитивные; по средствам измерения – прямые и косвенные. Аддитивность означает равенство арифметической суммы измеряемых величин их объективному объединению. Неаддитивность означает их неравенство друг другу. В основе аддитивности лежит однородность, одинаковость объективных элементов измерения, в основе неаддитивности – их неоднородность, неодинаковость.
Объективность измерения заключается в соответствии результата измерения реально существующему параметру, и именно ему. Поэтому средство измерения должно это и только это явление.
Цель измерения состоит в определении численного отношения измеряемой величины к другой, качественно однородной с ней, величине, принятой за единицу измерения. Выполнение цели предполагает выделение равномерной шкалы и по соглашению выбираемой единицы измерения. При субъективном выборе единицы измерения должна быть объективная инвариантность отношений измеряемых величин. При измерении неоднородных величин мы можем получить только приближенные результаты измерения.
Точность измерения характеризует субъективную сторону измерения, нашу возможность по максимально адекватной фиксации значения объективно существующей величины. В физике микромира была обнаружена соотнесенность измерения не только с объектом, но и средством измерения. Как и все эмпирические методы, измерение содержит в себе чувственно-предметную практическую деятельность, эмпирическое знание и теоретическую его интерпретацию.
Аналитический синтез – это разложение объекта на составляющие его элементы с целью глубокого изучения их свойств и последующего рассмотрения их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости. В стратегическом менеджменте метод аналитического синтеза применяется с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализацией решения по развитию объекта.
Принципы аналитического синтеза:
1) принцип выделения с помощью факторного анализа ведущего звена предполагает постановку целей и установление способов достижения этих целей;
2) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа;
3) принцип оперативности и своевременности;
4) принцип количественной определенности.
Сравнение является соотнесением объектов познания друг с другом в плане выявления качественного или количественного сходства или различия. Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонение от плановых показателей, установить причины и выявить резервы.
Факторный анализ позволяет установить силу влияния факторов на функцию или результативный признак с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции. Применение методов факторного анализа требует большой подготовительной работы и компьютерных расчетов по разработке моделей; использования вспомогательных методов корреляционного и регрессивного анализа и метода главных компонент.
Аналогия есть установление сходства между сравниваемыми предметами в каком-либо признаке на основе сходства в других признаках.
Условия, повышающие достоверность знания, получаемого по аналогии:
обнаружение максимального числа общих признаков;
выявление существенных общих признаков;
выяснение связи предполагаемого общего признака с известными общими признаками.
Обобщениепредставляет собой процедуру экстраполяции, распространения обнаруженного в аналогии сходства на более широкий круг объектов.
Абстрагирование, отделяя сходство от различных объектов, создает то или иное тождественно общее понятие о них.