Научно-исследовательская программа И. Лакатоса
И. Лакатос (1922–1974) – ученик К. Поппера. Выдвинул понятие научно-исследовательской программы (НИП).
Она включает в себя:
- твердое ядро;
- защитный пояс ядра;
- правила отрицательной и положительной эвристики.
Твердое ядро – совокупность допущений, принимаемых по соглашению между учеными, которое сохраняется без изменений в ходе последующего развития и реализации программы.
Защитный пояс состоит из совокупности вспомогательных гипотез, окружающих ядро и испытывающих на себе удары опытных проверок. В ходе развития НИП защитный пояс изменяется по правилам положительной и отрицательной эвристики.
Положительная эвристика направлена на реализацию НИП, способствует превращению аномалий и контр-примеров в подтверждающие примеры.
Отрицательная эвристика запрещает применение опровержения к ядру программы, вместо этого она направляет опровержения против защитного пояса.
Если изменение вспомогательной гипотезы предсказывает новые факты или теоретическое содержание, то тогда НИП находится в прогрессивной стадии развития. Если теоретические объяснения отстают от роста эмпирических фактов, то НИП находится в регрессивной стадии.
И. Лакатос говорит о необходимости сосуществования соперничающих НИП, так как переход к новой НИП может быть совершен только тогда, когда существует альтернативная НИП. Он отрицал существование решающего эксперимента, если за этим экспериментом не будет стоять альтернативная теория.
Социокультурная философия науки П. Фейерабенда
П. Фейерабенд (1924–1997 гг.) подошел к науке со стороны социальных норм. Именно нормы определяют научную доказательность. Рост научного знания осуществляется через взаимную критику и размножение теорий. Он выдвинул принцип «пролиферации» – принцип неограниченного размножения теорий. Для него в науке не существует никаких правил: допустимо все, нет никаких контрпримеров. Отсюда следует отказ от идеи универсального метода.
Более того, П. Фейрабенд отказывает науке и в рациональности. Любая теория представляет собой замкнутый мир, поэтому для ее опровержения всегда недостает логических научных средств. Но тогда наука не имеет никаких преимуществ перед мифом или религией. Поэтому, если религия отделена от государства, то надо отделить и науку от государства. Основной целью обучения ученого является подготовка к тому, чтобы он мог сделать свободный выбор.
П. Фейерабенд чрезмерно преувеличивал неопределенный характер научной деятельности. Вместе с тем, он убедительно показал, что научная интеллигенция, как властьимущая группа, не является гарантом свободного и справедливого будущего общества.
Тема 4. Общенаучные и философские основания научного знания
Идеалы и нормы научного исследования
Во второй половине 20-го века научное сообщество и связанные с ним социальные отношения вошли во внутренние структуры научно-познавательного процесса. Важным элементом социальных отношений являются ценности.
Ценность – это то, что обладает положительным или отрицательным значением для субъекта познания.
Оценка – воспроизведение ценности в сознании.
Социальный аспект ценностно-оценочных отношений образует идеалы и нормы.
Идеал – совершенное, а поэтому недостижимое состояние ценностной реальности, к которому можно только стремиться.
Норма – общепризнанные правила, образец поведения деятельности, регулирующий стандартную деятельность и ее результат.
Межличностная асимметрия – человек к себе относится лучше, чем относится к другому человеку, поэтому, когда он оценивает другую точку зрения, он может, не осознавая этого, критиковать её с позиции будто бы осуществившегося идеала, что приводит к отрицанию истинных моментов в суждениях оппонента. Для того чтобы этого не произошло, необходимо занимать реалистическую позицию и сознательно искать и находить в точке зрения оппонента истинные моменты.
Идеал научной теории
Теория своими следствиями должна точно согласовываться с результатами эксперимента и идеалом.
Теория должна быть непротиворечивой, как внутри себя, так и в отношениях с другими теориями.
Теория должна иметь область применения шире, чем область существующих фактов.
Теория должна быть простой и вносящей упорядоченность в ранее несвязанные множества фактов.
Теория должна быть плодотворной, т.е. открыть новые явления и отношения.
Возникает вопрос, существуют ли инвариантные ценности в науке?
По мнению В. С. Степина, существуют две такие универсальные ценности:
1. Установка на получение предметного объективного знания о мире, лежащего в основе познания законов изменения объектов и практического их преобразования.
2. Установка на инновационный рост этого знания.
Познавательные идеалы и нормы включают в себя:
- объяснения и описания;
- доказательность и обоснованность научного знания;
- построение и организацию научного знания.
Существуют три уровня идеалов и норм научного исследования:
1) общенаучный;
2) исторически-конкретный;
3) идеалы и нормы конкретизируются применительно к специфике каждой науки.
Идеалы и нормы научного исследования представляют собой дальнейшее развитие ценностного элемента парадигмы.
Научная картина мира (НКМ)
Понятие «мир» применяется для обозначения особой сферы реальности. Научная картина мира – надтеоретическая форма организации научного знания. Она включает в себя знания о фундаментальных объектах, о типологии их, об общих законах их взаимодействия, о пространственно-временной структуре реальности. Например: ньютоновская картина мира: мир состоит из неделимых частиц с мгновенным взаимодействием и движением в абсолютном пространстве и времени.
Если в научной теории формулируются законы, то в научной картине мира – принципы. Теоретические объекты, образованные процедурой идеализации, нетождественны реальности, а понятие картины мира отождествляется с элементами реальности. Научная картина мира, ее понятия и принципы связывают идеализированную научную теорию с познаваемой реальностью. Научная картина мира имеет большое значение при разработке научной теории, при переходе от одной теории к другой теории. Понятия и принципы научной картины мира обосновываются опытными фактами.
Научная картина мира представляет собой конкретизацию онтологического аспекта парадигмы.