Философский аспект научного познания
Философия науки, истории и методологии науки находится на стыке философского и научного познания и знания. Предметом философии науки являются закономерности научного познания как деятельности по созданию объективных научных знаний, взятых в их развитии и меняющемся социокультурном контексте.
Для определения особенностей научного познания рассмотрим его отличия от обыденного познания. Обыденное познание – складывается в процессе жизнедеятельности и познания реальности, помогает человеку ориентироваться в непосредственно окружающей его действительности. Но как только он выходит за ее пределы, обнаруживаются недостатки обыденного познания: хаотичность знания, противоречивость и поверхностность. Обыденное познание – это познание реальности, в центре которой стоит человек, индивидуум. Оно имеет субъективную ориентированность, поэтому объективное содержание его знаний несет в себе субъективное искажение в виде наивного реализма. Научное познание и знание объективно, т.е. не зависит от воли, желания и сознания людей.
В обыденном познании существует универсальная иллюзия: наивный реализм. Основное положение наивного реализма: реальность такова, какой мы ее ощущаем и мыслим (знаем).
Мысль, воплощенная в тексте, есть знание. Например: «По улице движется красно-желтый трамвай». Трамвай – это материальный объект, который дан в ощущениях, существует вне и независимо от сознания. По конструкции фразы «красно-желтый» дается как объективный признак, принадлежащий материальному объекту, трамваю. Рассмотрим выражение «красно-желтый трамвай». «Красно-желтый» есть словесное обозначение цвета, а цвет является элементом нашего сознания. Значит, не может быть признаком материального предмета, находящегося за пределами сознания. Первая ошибка наивного реализма заключается в том, что мы неправомерно переносим наши ощущения, мысли и знания на материальный предмет, как будто бы они находятся на его поверхности или являются его частью. Это в принципе неверно, потому что материальный предмет, по определению, находится вне наших ощущений, мыслей и знаний. Наивно-реалистическая деформация познания реальности относится не только к ощущениям, но и к мыслям и научным знаниям.
Могут сказать: это ошибка наивного реализма имеет академический, далекий от практики характер. Но из нее следует вторая, практическая ошибка. Ведь любой реальный предмет образует бесконечное множество свойств, связей и процессов, а наше научное знание и высшее образование разделено на 20-30 тысяч различных специальностей. Расчет положительных и отрицательных последствий крупных технических проектов идет только в узком секторе знаний технической специальности, а изменения охватывают весь материальный объект и ее связи с другими материальными объектами.
В известной нам по специальности части реальности перед практической деятельностью мы определяем преобладание положительных последствий практического изменения предмета деятельности над отрицательными, а в неизвестной нам части этого нельзя сделать по причине того, что мы не имеем о ней глубокого объективно-научного знания. Поэтому отрицательная совокупность последствий, как правило, больше положительного эффекта. Если мы эту разницу умножим на количество специальностей и на длительность времени преобразования природы, то, в конечном счете, получим современные глобальные проблемы.
Возьмем в качестве примера строительство ГЭС на Волге.
В ЦК КПСС вызвали специалистов – гидротехников и поручили построить на Волге каскад ГЭС, который должен обеспечить страну дешевой электроэнергией, а судоходство приемлемыми глубинами фарватера. ГЭС были построены. Страна получила и то, и другое, но, во-первых, был нарушен нерест ценных пород рыбы. Во-вторых, были затоплены в лучшей для земледелия зоне страны заливные луга, и нанесен существенный урон животноводству. В-третьих, под водохранилищами вырубался лес, а деревья, гнившие в воде без доступа кислорода, выделяли фенол и другие вредные вещества, которые попадали в подземные воды и т.п. и т.д.
Значит, наивно реалистично мыслящие технические специалисты – самая большая глобальная угроза человечеству, а в руках философско-образованных научно-технических специалистов находится хрупкое будущее человечества.
Таким образом, наши специальные знания всегда меньше, чем реальность, поэтому:
крупные технические проекты должны проходить экспертизу у других специалистов;
при осуществлении крупных технических проектов необходимо вести контроль отрицательных последствий, и как, только они превышают предусмотренный объем, то реализация проекта должна приостанавливаться или останавливаться.
Наука – это истина, помноженная на сомнение.
Методы ее проверки, верификации:
- проведение эксперимента;
- логика.
Формула научного подхода: хочется верить – но если нет основания, нужно от этой веры отказаться.