I. Исчерпывающее воспитание с помощью счета

Что есть исчерпывающее воспитание с помощью счета? Воспи­тание с помощью счета содержит четыре способа: (а) счет по от­дельности, (б) счет попарно, (в) прямой счет и (г) обратный счет.

а. Что значит считать по отдельности? Когда вы вдыхаете, считайте «один», памятованием уделяя внимание вдоху и выдоху. Когда вдох прекратился и выдох прекратился, считайте «два»; считайте до десяти, чтобы число было и не большим,

и не малым. Это означает считать по отдельности.

б. Что значит считать попарно? Когда вдох прекращает течь внутрь и выдох прекращает течь наружу,

вы считаете «один». Так вы считаете до десяти. Это зовется парным счетом. Объединяя вдох и выдох за один, вы считаете «один», потому это и зовется парным счетом.

в. Что есть прямой счет? Считая по отдельности или попарно, [229] вы доходите до десяти. Это зовется прямым счетом.

г. Что есть обратный счет? Вы считаете в обратном порядке, начиная с десяти — девять, восемь, семь, шесть, пять... до одного. Это зовется обратным счетом.

Освоив счет вперед и назад, когда вы считаете по отдельности или попарно, ум не блуждает между (счетами), и вы считаете, не отвлекаясь, здесь следует получить объяснение особого счета повышенной сложности.

Что есть особый счст? Это считать два за одно при счстс по отдельности или попарно. Итак, считая попарно, четыре вдоха и выдоха считаются за один. Кроме того, в счете по отдельно­сти вдох и выдох считаются за один. В таком духе вы считаете до десяти. Продолжая считать, вы увеличиваете счет даже до ста (дыханий) за одно. Затем, считая сто за один, вы продол­жаете считать до десяти. В этом случае вы считаете десять за «один» [230] и идете до «десяти». Если, считая десять за один, ум не блуждает между (счетами), вы исчерпывающе воспитаны с помощью счета.

Когда вы прилежно считаете, и ум блуждает между (счетами), вы возвращаетесь к началу и считаете заново вперед или назад. Когда же ум естественно не отклоняется и постоянно вовлечен в предмет вдыхания и выдыхания, не прерываясь, вы знаете следующее:

Более того, медитацию счета преподают тем созерцателям, чьи способности заурядные, ибо это уравновешивает их умы, наполняет их радостью и уводит от отвлечений. В противном случае их умы блуждают вовне, окутанные тусклостью и сон­ливостью. Но с теми, кто прилежен в счете, такого не случится.

Созерцатели выдающихся способностей и ясного ума не по­лучат удовольствия от медитации счета. Получив наставления о счете, они быстро их уловят, потому и не переживут радо­сти. Применяя пристальное памятование к предмету вдоха и выдоха, они уделяют внимание месту, длительности, способу и времени возникновения вдохов и выдохов. И в таком духе обучаются.

И. Исчерпывающее воспитание

с помощью погружения в совокупности

Если вы посвящаете этому созерцанию некоторое время, [232] возникает податливость тела и ума; и кроме обретения одно­направленности, вы получаете и радость от предмета. Тот, кто тщательно воспитывает тело в таком духе, погружается в со­вокупности ((санскр. скандхи)), уделяя внимание внешним и внутренним явлениям.

Тот, кто сосредоточивается на теле, а оно и есть основа вдо­хов и выдохов, погружается в совокупность образа ((санскр. рупа)). Тот, кто сосредоточивается на чувствах, соединенных с памятованием вдохов и выдохов, погружается в совокупность чувств ((санскр. ведана)). Тот, кто сосредоточивается на общем понимании, погружается в совокупность узнавания ((санскр. самджня)). Тот, кто выполняет это с памятованием, силой воли

Здесь и далее в двойных круглых скобках — примечания рус. пер.

и мудростью, погружается в совокупность образований ума ((санскр. самскара)), Тот, кто сосредоточивается на уме, мыс­ленном вовлечении и сознании, вовлекается в совокупность сознания ((санскр. виджняна)). Говорится, что тот, кто преда­ется погружению в совокупности и долго в нем пребывает, ис­черпывающе воспитан с помощью погружения в совокупности.

III. Исчерпывающее воспитание

с помощью погружения в зависимое происхождение

Те, кто видят и полностью понимают только совокупности, только образования и только явления, предаются погруже­нию в зависимое происхождение составного ((санскр. прати- тьясамутпада)). [233] И как же случается это погруженное вовлечение? Вы ищете и выясняете, каковы основа и содей­ствующие условия вдоха и выдоха. Вы понимаете, что вдо­хи и выдохи зависят от тела и ума и обусловлены ими. Более того, чем обусловлены тело и ум? Вы знаете, что содействую­щие условия тела и ума суть способность к жизни. {Что такое содействующие условия способности к жизни? Это понима­ние, что условия, содействующие способности к жизни, суть предыдущие образования. Что такое содействующие условия предыдущих образований?}3 Вы знаете, что невежество есть содействующее условие предыдущих образований. И потому из-за содействующего условия невежества возникают и преды­дущие образования, что обусловливают способность к жизни, что обусловливает тело и сознание; а тело и ум обусловливают вдох и выдох. Итак, с прекращением невежества прекраща­ются и образования; с прекращением образований прекра­щается способность к жизни; с прекращением способности к жизни прекращаются тело и ум; а с прекращением тела и ума прекращаются вдохи и выдохи. Так вы предаетесь погружению в зависимое происхождение. [234] Говорится, что те, кто не­уклонно в этом пребывают, исчерпывающе воспитаны в зависи­мом происхождении. Это зовется исчерпывающим обучением с помощью погружения в зависимое происхождение.

IV. Исчерпывающее обучение

Наши рекомендации