Глава 5. Организация содержания учебного предмета «Русский язык»
38. Объем учебной нагрузки по предмету «Русский язык» составляет:
1) в 1 классе – 2 часа в неделю, 66 часов в учебном году;
2) во 2 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
3) в 3 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
4) в 4 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
39. Для определения содержания предмета «Русский язык» выстроена система целей обучения, которая состоит из пяти разделов:
1) «Аудирование (слушание)». Формирование умений слушать речь учителя и обучающихся, аудио-, видеозаписи, понимать смысл услышанного.
2) «Говорение». Развитие умений выражать мысли, передавать информацию последовательно в устной форме.
3) «Чтение». Понимание в прочитанном тексте запрашиваемой информации, развитие умения извлекать поступающую информацию. В чтении выделяется содержательный план (о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст).
4) «Письмо». Передача информации в письменной форме.
5) «Употребление языковых норм». Изучение грамматики, которая не выделяется в самостоятельное направление работы. Она вводится через ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через практику в речи. Перед обучающимися на уроке ставится задача выразить определенную мысль или идею, а грамматика становится инструментом ее осуществления. В основе этого подхода лежит представление о языке как о триединой сущности: язык – речь – коммуникация.
40. Базовое содержание учебного предмета в 1 классе организуется по следующим сквозным темам: «Все обо мне», «Моя школа», «Моя семья и друзья», «Мир вокруг нас», «Путешествия», «Традиции и фольклор», «Еда и напитки», «В здоровом теле – здоровый дух!».
41.Содержание предмета в 1 классе направлено на формирование речевых навыков:
1) аудирование (слушание): реагирование на прослушанную речь с использованием мимики и жестов; различение на слух вопросительных и повествовательных предложений; реагирование на простые вопросы; подбор соответствующих сюжетных картинок к прослушанному сообщению; понимание смыслоразличительной роли звука и ударения;
2) говорение: реагирование на услышанное короткими ответами; использование слов для знакомства и сообщения о себе; описание предметов; создание высказывания из 2-3 предложений по картинке; пересказ небольших текстов; высказывание оценочного мнения;
3) чтение: чтение целыми словами знакомых слов; понимание значений знакомых слов в тексте; составление простых вопросов к тексту; распознание текстов разных жанров;
4) письмо: написание элементов заглавных и строчных букв и их соединений, слогов, слов, предложений с соблюдением каллиграфических норм; написание знакомых слов;
5) грамматический материал для использования в устной речи: одушевленные и неодушевленные имена существительные; качественные и относительные имена прилагательные; количественные имена числительные от 1 до 10; притяжательные и личные местоимения; сочетание глаголов с существительными и личными местоимениями; составление простых предложений из 2-4 слов.
42. Базовое содержание учебного предмета во 2 классе организуется по сквозным темам: «Все обо мне», «Моя семья и друзья», «Моя школа», «Мой родной край», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Традиции и фольклор», «Окружающая среда», «Путешествия».
43. Содержание предмета во 2 классе направлено на формирование речевых навыков:
1) аудирование (слушание): понимание лексического значения слов в простых фразах; ответы на вопросы и подбор соответствующих иллюстраций к прослушанному сообщению; понимание содержания небольших рассказов и сказок, определение героев, последовательности событий;
2) говорение: построение предложений по речевым образцам, ответы на вопросы, составление высказываний и диалога из 2-4 предложений; описание сюжета; пересказ истории или рассказа; произношение слов с трудным ударением;
3) чтение: выразительное чтение – интонирование повествовательных и вопросительных предложений; жанры различных текстов; формулирование вопросов и ответов по содержанию текста; заучивание небольших стихотворений; лексическое значение слова (без употребления термина); выражение своего отношения к прочитанной истории;
4) письмо: знаки препинания в конце предложения; соблюдение высоты, ширины и наклона прописных, строчных букв и их соединений; написание связных предложений по иллюстрации;
5) грамматический материал для использования в устной и письменной речи: согласование имен прилагательных с именами существительными в числе, в роде; подбор признаков к предметам; изменение по числам именных частей речи; изменение глагола по временам; двузначные числительные; личные и указательные местоимения; вопросительные наречия; раздельное написание предлогов со словами; сочетания жи, ши; ча, ща; чу, щу.
44. Базовое содержание учебного предмета в 3 классе организуется по сквозным темам: «Живая природа», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Время», «Архитектура», «Искусство», «Выдающиеся личности», «Вода–источник жизни», «Культура отдыха».
45. Содержание предмета в 3 классе направлено на формирование речевых навыков:
1) аудирование (слушание): понимание лексических значений слов, составление уточняющих вопросов, понимание содержания прочитанных рассказов; определение причинно-следственной связи в тексте;
2) говорение: построение предложений, ответы на вопросы, пересказ историй или рассказов; высказывание оценочных суждений из 3-5 предложений; составление диалога из 3-4 реплик; составление коротких рассказов, связанных с жизненной ситуацией, описание сюжетных картинок;
3) чтение: сознательное чтение небольших текстов; ответы на вопросы по содержанию текста, заучивание небольших стихотворений; типы текста; формулирование уточняющих вопросов; поиск информации в словарях и справочниках;
4) письмо: письмо под диктовку слов и связанных предложений; создание постера; раздельное написание предлогов со словами; написание коротких записей; знаки препинания в конце простых предложений; соблюдение каллиграфических норм;
5) грамматический материал для использования в устной и письменной речи: собственные имена существительные; значения предложно-падежных конструкций; имена прилагательные; местоимения; вид глагола; количественные и порядковые числительные, степени сравнения наречий; простые и сложные предложения.
46. Содержание учебного предмета в 4 классе организуется по сквозным темам: «Моя Родина – Казахстан», «Человеческие ценности», «Культурное наследие», «Мир профессий», «Природные явления», «Охрана окружающей среды», «Путешествие в космос», «Путешествие в будущее».
47. Содержание предмета в 4 классе направлено на формирование речевых навыков:
1) аудирование (слушание): понимание прослушанных рассказов, сказок, небольших стихотворений; ответы на вопросы по содержанию текста; выделение основной мысли текста; определение основных моментов;
2) говорение: составление связного высказывания по иллюстрациям; диалог, состоящий из 4-6 реплик; составление уточняющих вопросов; расширение диалога дополнительной репликой; пересказ прочитанного текста;
3) чтение: ознакомительное чтение, чтение по ролям, самостоятельная постановка вопросов к тексту; определение темы, основной мысли, жанра; прогнозирование продолжения рассказа; описание внешности персонажа; заучивание наизусть стихотворений;
4) письмо: составление комиксов (иллюстраций); изложение текста из 4-6 предложений (без прямой речи); соблюдение каллиграфических норм;
5) грамматический материал для использования в устной и письменной речи: склонение имён существительных; изменение имён прилагательных по родам и числам; падежные формы местоимений; порядковые числительные; изменение глаголов по лицам и числам; отрицательные наречия; простое и сложное предложение с союзами и, а, но.
48. Система целей обучения:
Обучающийся должен:
Аудирование (слушание) | |||||||
Навыки | Цели обучения | ||||||
1 класс, уровень А1 начинающий | 2 класс, уровень А1 средний | 3 класс, уровень А1 продвинутый | 4 класс, уровень А2 начинающий | ||||
1.1 Использование приемов слушания | 1.1.1.1- внимательно слушать, понимать речь и правильно реагировать на нее (использование мимики и жестов, выполнение действий) | 2.1.1.1- слушать и понимать устную речь, аудиовизуальный материал, повторяя простейшие фразы | 3.1.1.1 - слушать и понимать устную речь, аудиовизуальный материал, задавать уточняющие вопросы для выяснения смысла отдельных высказываний | 4.1.1.1 - слушать и понимать устную речь, аудиовизуаль-ный материал, перефразируя высказывания в другой форме | |||
1.2 Понимание лексического значения слов и словосочетаний | 1.1.2.1- понимать значение знакомых слов, имеющих отношение к повседневной жизни | 2.1.2.1- понимать лексическое значение слов в простых фразах | 3.1.2.1 - понимать лексическое значение слов в предложении и в тексте | 4.1.2.1 -определять значение незнакомых слов и словосочетаний по контексту | |||
1.3 Понимание содержания прослушанного материала | 1.1.3.1- отвечать на вопросы по прослушанному сообщению | 2.1.3.1- отвечать на вопросы и подбирать соответствующую иллюстрацию/картину/схему к прослушанному сообщению | 3.1.3.1 - отвечать на простые вопросы по содержанию прослушанного и подбирать иллюстрации по развитию сюжета | 4.1.3.1 - отвечать на вопросы и определять ключевые моменты в прослушанном материале | |||
1.4 Определение главной и второстепенной информации | 1.1.4.1 - понимать, о ком/о чем говорится в прослушанном тексте | 2.1.4.1 - понимать содержание прослушанного текста, определять героев, последовательность событий | 3.1.4.1 - определять причинно-следственную связь в прослушанном тексте (события, герои) | 4.1.4.1- определять основную мысль прослушанного материала | |||
1.5 Понимание аудиовизуаль-ного материала | 1.1.5.1 -демонстрировать понимание увиденного/ услышанного через вопросы или действия | 2.1.5.1- понимать и описывать происходящие события в аудиовизуальном материале | 3.1.5.1- понимать и описывать события, героев в аудиовизуальном материале | 4.1.5.1 -определять основные моменты в аудиовизуаль-ном материале | |||
Говорение | |||||||
Навыки | Цели обучения | ||||||
1 класс, уровень А1 начинающий | 2 класс, уровень А1 средний | 3 класс, уровень А1 продвинутый | 4 класс, уровень А2 начинающий | ||||
2.1 Пополнение словарного запаса | 1.2.1.1- использовать в речи слова, словосочетания для знакомства, сообщения о себе и описания предметов | 2.2.1.1- использовать в речи слова и словосочетания для составления вопросительных предложений по имеющейся информации, комментирования действий | 3.2.1.1- использовать в речи тематическую лексику в различных контекстах | 4.2.1.1- использовать необходимые слова для поддержания разговора | |||
2.2 Построение высказывания на заданную тему | 1.2.2.1- создавать высказывание из 2-3 предложений по картинке | 2.2.2.1- создавать высказывание на основе сюжетных картинок | 3.2.2.1- создавать высказывание на основе темы, предложенной учителем | 4.2.2.1 -создавать высказывание по данному началу текста | |||
2.3 Участие в различных ситуациях общения и соблюдение речевых норм | 1.2.3.1 -понимать собеседника, реагировать на услышанное и отвечать собеседнику | 2.2.3.1- участвовать в речевой ситуации на определенную тему, понимать, о чем говорит собеседник; соблюдать речевые нормы | 3.2.3.1- участвовать в речевой ситуации на определенную тему, понимать, о чем говорит собеседник; дополнять высказывания собеседника | 4.2.3.1- участвовать в речевой ситуации, понимать, о чем говорит собеседник, уточнять, выяснять, перефразировать его речь | |||
2.4 Пересказ прослушанного/прочитанного материала | 1.2.4.1- пересказывать короткие тексты | 2.2.4.1 -пересказывать истории/рассказы, используя знакомые слова, соблюдая последовательность событий | 3.2.4.1- пересказывать истории/рассказы, используя план | 4.2.4.1 -пересказывать подробно истории/расска-зы с целью привлечения внимания слушателя | |||
2.5 Построение высказывания на основе аудиовизуального материала | 1.2.5.1- описывать увиденный/услы-шанный сюжет своими словами | 2.2.5.1- описывать сюжет, используя фразы из видео- и аудиоматериалов | 3.2.5.1- описывать сюжет из видео- или аудиоматериалов/ сопоставлять с жизненной ситуацией | 4.2.5.1- аргументировать свою точку зрения на основе аудиовизуально-го материала | |||
2.6 Высказывание оценочного суждения о прочитанном/ прослушанном материале | 1.2.6.1- высказывать простое оценочное мнение о прослушанном/ прочитанном материале («я согласен/не согласен…», «мне понравилось/не понравилось…») | 2.2.6.1 -высказывать простое оценочное мнение об информации/герое/событии на основе сравнения («я думаю…», «я считаю…») | 3.2.6.1- высказывать оценочные суждения о прослушанном/ прочитанном материале («я предполагаю…», «мне кажется…») | 4.2.6.1- высказывать оценочные суждения, выражая свою точку зрения («по моему мнению…», «с моей точки зрения…») | |||
2.7 Соблюдение орфоэпических норм | 1.2.7.1- понимать смыслоразличи-тельную роль звука и ударения | 2.2.7.1- произносить правильно слова с трудным ударением | 3.2.7.1- соблюдать правила произношения слов | 4.2.7.1- соблюдать правила постановки ударения | |||
Чтение | |||||||
Навыки | Цели обучения | ||||||
1 класс, уровень А1 начинающий | 2 класс, уровень А1 средний | 3 класс, уровень А1 продвинутый | 4 класс, уровень А2 начинающий | ||||
3.1 Использование видов чтения | 1.3.1.1- читать целыми словами знакомые слова | 2.3.1.1 -выразительно читать текст | 3.3.1.1 - читать выразительно текст или его части, используя виды чтения (ознакомительное чтение, чтение по ролям) | 4.3.1.1- читать текст, используя виды чтения (ознакомитель-ное чтение, выборочное чтение, чтение по ролям) | |||
3.2 Понимание содержания текста | 1.3.2.1- понимать значение знакомых слов в тексте | 2.3.2.1 -понимать значение простых фраз в тексте, содержащих знакомые слова | 3.3.2.1 -понимать ключевые моменты в коротком тексте, содержащем знакомые слова и фразы | 4.3.2.1- понимать ключевые моменты в коротком тексте, содержащем незнакомые слова | |||
3.3 Определение жанров и типов текста | 1.3.3.1- распознавать тексты разных жанров (стихотворение, сказка, загадка) | 2.3.3.1 -определять жанры различных текстов (стихотворение, сказка, загадка, рассказ) | 3.3.3.1 -определять тексты разных жанров (стихотворение, сказка, загадка, рассказ, пословицы) / различать текст-повествование/ описание | 4.3.3.1- определять тексты разных жанров (стихотворение, сказка, загадка, рассказ, пословицы, скороговорки), различать текст-рассуждение | |||
3.4 Формулирова-ние вопросов и ответов | 1.3.4.1- задавать простые вопросы к тексту/ иллюстрации | 2.3.4.1- формулировать простые вопросы по содержанию текста и отвечать на них | 3.3.4.1- формулировать уточняющие вопросы по содержанию текста и о поступках героев произведения | 4.3.4.1- формулировать оценочные вопросы по содержанию текста и о поступках героев произведения | |||
3.5 Извлечение информации из различных источников | 1.3.5.1- находить информацию в текстах с иллюстрациями при поддержке учителя | 2.3.5.1- находить информацию в словарях и справочниках при поддержке учителя | 3.3.5.1- находить и извлекать информацию в словарях и справочниках самостоятельно | 4.3.5.1- находить и извлекать информацию из разных источников: словарей, справочников, энциклопедий, интернет-ресурсов, инфографики | |||
Письмо | |||||||
Подраздел | Цели обучения | ||||||
1 класс, уровень А1 начинающий | 2 класс, уровень А1средний | 3 класс, уровень А1 продвинутый | 4 класс, уровень А2 начинающий | ||||
4.1 Написание текстов с использовани-ем различных форм представления | 1.4.1.1 -создавать постер/писать слова-признаки к предмету, изображенному на картинке | 2.4.1.1 -писать связные предложения по данной иллюстрации, используя слова-описания | 3.4.1.1 -писать связные предложения по данной теме/ создавать постер | 4.4.1.1- представлять истории в виде комиксов (иллюстраций) | |||
4.2 Изложение содержания прослушанного/прочитанного | 1.4.2.1 -на основе прослушанного/ прочитанного/ увиденного записывать знакомые названия предметов с помощью учителя | 2.4.2.1 -на основе прослушанного/ прочитанного/ увиденного записывать словосочетания с помощью учителя | 3.4.2.1 -на основе прослушанного/ прочитанного/ увиденного делать короткие записи с помощью учителя | 4.4.2.1 -на основе прослушанного/прочитанного/ увиденного писать краткий текст с помощью учителя | |||
4.3 Соблюдение пунктуацион-ных норм | 2.4.3.1- использовать знаки препинания в конце простых предложений (с помощью учителя) | 3.4.3.1- использовать знаки препинания в конце простых предложений | 4.4.3.1- использовать необходимые знаки препинания в предложениях при составлении кратких текстов | ||||
4.4 Соблюдение каллиграфичес-ких норм | 1.4.4.1 -писать прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями | 2.4.4.1 -писать в тетради в узкую линейку: соблюдение высоты, ширины и наклона прописных, строчных букв и их соединений | 3.4.4.1 -писать в тетради в широкую линейку, отрабатывать каллиграфические навыки: соблюдение высоты, ширины и наклона прописных, строчных букв и их соединений | 4.4.4.1 -совершенство-вать каллиграфичес-кие навыки: соблюдение высоты, ширины и наклона прописных, строчных букв и их соединений | |||
Употребление языковых норм | |||||||
Подраздел | Цели обучения | ||||||
5.1 Соблюдение грамматических норм (без использования терминов) | 1.5.1.1- различать и использовать в устной/письмен-ной речи слова, отвечающие на вопросы кто? или что? | 2.5.1.1- использовать в письменной и устной речи слова-предметы/слова-признаки/слова-действия и изменять их по числам с помощью учителя | 3.5.1.1- различать и использовать в письменной и устной речи слова-предметы/слова-признаки/слова-действия и изменять их по числам | 4.5.1.1- различать и использовать в письменной и устной речи конструкции из имен существитель-ных, прилагательных, числительных, местоимений | |||
1.5.1.2- использовать слова, обозначающие один или несколько предметов | 2.5.1.2 -согласовывать имена прилагательные с именами существительными в числе, роде с помощью учителя | 3.5.1.2 -использовать сложные предложения с союзами и, а, но по предложенным моделям с помощью учителя | 4.5.1.2 -использовать сложные предложения с союзами и/да, а/но | ||||
3.5.1.3- использовать в речи местоимения | 4.5.1.3- использовать в речи падежные формы личных и вопросительных местоимений, отрицательные (никто, ничто), возвратные (себя) | ||||||
3.5.1.4 -понимать и использовать предложно-падежные конструкции: в, на – место действия; в, на – направление движения; из, с – исходный пункт движения; о – предмет речи, мысли; в – время; с – совместность; у – лицо, обладающее чем-либо | 4.5.1.4 -использовать предлоги: в, на – место действия; в, на – направление движения; из, с – исходный пункт движения; о – предмет речи, мысли; в – время; с – совместность; у – лицо, обладающее чем-либо – в предложениях/ кратком тексте | ||||||
1.5.1.3- использовать слова, обозначающие действия предметов | 2.5.1.3- использовать глаголы в нужном времени (настоящем, будущем, прошедшем) с помощью учителя | 3.5.1.5 -понимать и различать глаголы совершенного и несовершенного вида | 4.5.1.5- использовать глаголы, которые указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало | ||||
1.5.1.4- согласовывать в числе слова-предметы со словами-действиями | 2.5.1.4 -использовать глаголы в форме прошедшего времени единственного числа с помощью учителя | 3.5.1.6- использовать слова, обозначающие количество предметов, лиц; порядок предметов, лиц по счету; падежные формы числительных один, одна, одно | 4.5.1.6 -согласовывать порядковые числительные с существительны-ми в роде, числе, падеже | ||||
1.5.1.5 -различать слова, обозначающие признаки предметов по цвету, форме, величине | 2.5.1.5 -различать слова, обозначающие признаки предметов; подбирать признаки к предметам по цвету, форме, величине, материалу | 3.5.1.7- использовать слова, обозначающие признаки предметов, подбирать признаки к предметам по цвету, форме, величине, материалу по заданной теме | 4.5.1.7 -согласовывать слова, обозначающие признаки предметов со словами-предметами; подбирать признаки к предметам по цвету, форме, величине, материалу | ||||
4.5.1.8- использовать наречия: интересно, важно, трудно, скучно, приятно; сравнительную степень наречий; отрицательные наречия; модальные слова: надо, нужно, можно, нельзя | |||||||
5.2 Соблюдение орфографичес-ких норм | 1.5.2.1 -правильно писать слова, понимая различия между звуками и буквами | 2.5.2.1 -правильно писать сочетания жи, ши; ча, ща; чу, щу | 3.5.2.1 -писать воспринятые на слух слова, слоги, не содержащие расхождений между произношением и написанием | 4.5.2.1- списывать/пи-сать слова, написание которых расходится с произношением, с помощью учителя | |||
1.5.2.2- писать заглавную букву в написании имен, фамилий, кличек животных с помощью учителя | 2.5.2.2 -писать заглавную букву в написании имен, фамилий, кличек животных | 3.5.2.2 -правильно писать новые слова, используя орфографический словарь | 4.5.2.2 -правильно писать незнакомые слова, используя орфографичес-кий словарь | ||||
2.5.2.3 -писать раздельно предлоги со словами с помощью учителя | 3.5.2.3 -писать раздельно предлоги со словами | ||||||
Приложение
к Типовой учебной программе
по учебному предмету
«Русский язык» для 1-4 классов
уровня начального образования
Долгосрочный план