Тема 3. Предмет и методы философии

1. Общее понятиен содержание предмета философии.

2. Основные проблемы, исследуемые философией.

3.Общее понятие и содержание методов философии.

1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии,философского знания составля­ют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), человек, общество.

2. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выде­лить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа; природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и ее законы; иные вопросы.

3» Основными методами философии(путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с уче­том их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и след­ствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объек­ты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внима­ния противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и нося­щих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разроз­ненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эк­лектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, при­влекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в сред­ние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).

Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распрост­ранена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими мето­дамиявляются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а созна­ние - ее модус - есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широ­кое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода - признание в качестве перво­начала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распростра­нен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в ос­нове познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый пре­имущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыс­лях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)

Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть дос­тигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.)

Тема 4. Функции философии

1. Общее понятие функций философии.

Содержание функций философии.

1. Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, функции философии.

2.Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостнос­ти картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функциязаключается в том, что философия выра­батывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").

Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что филосо­фия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обоб­щать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая- одна из основополагающих функций философии -имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действи­тельности (то есть механизм познания).

Роль критической функции- подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать про­тиворечия. Конечная задача данной функции - расширение границ по­знания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческого axios - цен­ный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, соци­альных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбра­сывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрож­дения; Реформация; кризис капитализма конца XIX - начала XX вв. и др.).

Социальная функция- объяснить общество, причины его возникнове­ния, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, что­бы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь че­ловеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на основании име­ющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, дости­жениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее мате­рии, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Наши рекомендации