Раздел I Введение в философию

ФИЛОСОФИЯ. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.

Шахты 2005 год

Авторы:

Доцент кафедры «Философия и история» Родионова В.И.

Рецензенты:

К.ф.н., доцент кафедры «Социальные технологии» Косиченко И.Ф.

Проф., зав. кафедрой «Социально-гуманитарных наук» ЮРГТУ Бондаренко О.В.

Данное учебное пособие предназначено для изучения лекционного цикла по дисциплине Философия. В пособии в краткой и лаконичной форме представлена характеристика основных проблем и этапов истории философии.

Пособие рекомендуется студентам дневного и заочного факультетов всех специальностей.

ВВЕДЕНИЕ

«Философия» - помочь составить представление о ее проблематике и языке, ее средствах и методах, понятиях и категориях, об истории философии и ее современных проблемах, что позволило бы самостоятельно ориентироваться не только в отвлеченных научно-философских понятиях, но и в не менее сложных взаимосвязях жизненной реальности. Во всей их глубине и противоречивости.

Задачей курса является изучение на широком фоне историко-философского материала исходных, фундаментальных проблем бытия человека, его место в мире, отношение к миру в рамках различных школ и направлений, предполагающих разнообразие точек зрения и подходов их осмысления.

Изучение курса философии должно способствовать приобщению студентов к общечеловеческим ценностям, определению собственной мировоззренческой позиции, овладению основами логики и методологии научного познания, уяснению сознательно-нравственных стимулов профессиональной деятельности, повышению общего уровня философской культуры.

Дополняя и завершая любое специальное образование, философия помогает будущему специалисту сформировать необходимые предпосылки осознанного самоопределения в жизни, дает ориентиры для самостоятельного поиска ответа на вечные вопросы бытия, стимулируя активное участие в решении судеб своей страны, находящейся на переломном этапе развития.

Для изучения данной дисциплины студент должен знать основные проблемы философии как формы культуры, сущность философских категорий в контексте различных подходов и направлений, уметь аргументировано анализировать их особенности, выработать собственную мировоззренческую позицию, навыки самостоятельного анализа актуальных философских проблем.

Раздел I Введение в философию

Тема 2. Специфика философского знания

Двойственность философского знания.

Содержание функций философии.

1. Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, функции философии.

2.Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостнос­ти картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функциязаключается в том, что философия выра­батывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").

Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что филосо­фия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обоб­щать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая- одна из основополагающих функций философии -имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действи­тельности (то есть механизм познания).

Роль критической функции- подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать про­тиворечия. Конечная задача данной функции - расширение границ по­знания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческого axios - цен­ный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, соци­альных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбра­сывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрож­дения; Реформация; кризис капитализма конца XIX - начала XX вв. и др.).

Социальная функция- объяснить общество, причины его возникнове­ния, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, что­бы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь че­ловеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на основании име­ющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, дости­жениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее мате­рии, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Основные идеи даосизма.

1.Даосизм- древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э. Главные источники - философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".

2. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ".

"Дао" имеет два значения: путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа,
универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.

"Дэ" - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой пер­воначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот ма­терии в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной - камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материа­лом" иных форм жизни или явлений природы; мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека - по­кой и недеяние ("у-вэй"); особа императора священна, только император имеет духовный кон­такт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" - животворящая сила и благодать; чем бли­же человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему; познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" - первоначалом, послушании им­ператору и близости к нему; путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей; необходимо во всем уступать друг другу.

Философия Протагора.

Философия Сократа.

7. "Сократические школы".

1. Софисты- философская школа в Древней Греции, существовавшая в V - первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школь' выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в каче­стве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторском) искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" • мудрецы, учителя мудрости).

Среди софистов выделяются группы так называемых: старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младших софистов - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разде­лял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

2. Для софистов характерно: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правиль­ность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недо­казанном знании; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попыт­ки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

3. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов- логических приемов, уловок, благодаря кото­рым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм: "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь".

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логи­ческой трудности софизма, а в результате некорректного использова­ния логических смысловых операций. В указанном софизме первая по­сылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

4. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты вне­сли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они: критически взглянули на окружающую действительность; распространили большое количество философских и иных знаний сре­ди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древ­негреческими просветителями).

 

5. Видным представителем старших софистов являлся Протагор(V в. д, н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют".

Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека: вне человеческого сознания ничего не существует; нет ничего раз и навсегда данного; что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, он( является вредным и плохим в действительности; вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажется сладким, больном; покажется горьким"); окружающий мир относителен; объективное (истинное) познание недостижимо; существует только мир мнения.

Одному из современников Протагора приписывается создание произ­ведения "Двоякие речи", которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания ("Болезнь есть зло для больных, но благе для врачей"; "Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщи­ков и гробовщиков") и учит молодого человека достигать победы в спо­ре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отношение Прота­гора к богам: "О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и людская жизнь коротка".

6. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софисти­ке, был Сократ(469 - 399 гг. до н. э.).

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вен шел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика".Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам; подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора)' темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: способствовал распространению знаний, просвещению граждан; искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, люб­ви, чести и т. д.; открыл метод майевтики, широко применяемый в современном обра­зовании; ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказатель­ства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Пла­тона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

7. "Сократические школы"- философские учения, сложившиеся под вли­янием идей Сократа и развитые его учениками.

К числу "сократических школ" относятся: Академия Платона, школа киников, киренская школа, лигарская школа, элидо-эритрийская школа.

Академия Платона- религиозно-философская школа, созданная Пла­тоном в 385 г. до н. э., имевшая целью исследование философских про­блем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н. э. (около 11000 лет).

Киники- философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли своифилософские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяж­нический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, кон­центрировали внимание на человеческих пороках.

Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном "Сократ, сошедший с ума").

Киренская школаоснована в IV в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики): выступали против изучения природы; высшим благом считали наслаждение; соответственно целью жизни видели наслаждение, счастье восприни­мали как совокупность наслаждения, богатство - как средство для дос­тижения наслаждения.

Мегарская школаоснована учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н. э. Представители - Евбулид, Диодор Крон.

Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Про­тивоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.

Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище "спорщики".

Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), - "Куча" и "Лы­сый", с помощью которых пытались понять диалектику перехода коли­чества в качество.

Апория "Куча": "Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникнет куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?"

Апория "Лысый": "Если из головы человека выпадает по одному воло­су, то с какого момента он становится лысым? Можно -ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становится лы­сым? Можно ли установить грань, разделяющую "еще не лысого" и "уже лысого"?"

Тема 10. Философия Платона

/. Общая характеристика личности и творчества Платона.

Значение философии Платона.

Академия Платона.

1. Платон(427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Ака­демии, основоположник идеалистического направления в философии.
Платон - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Пармелид", "Горгий", "Фе-
дон", "Государство", "Законы".

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

2. Платон является основателем идеализма.Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекра­щают свое существование; окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в дей­ствительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; любая существующая вещь является всего лишь материальным ото­бражением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.); весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде,согласно ко­торому все сущее состоит из трех субстанций: "единого"; "ума"; "души".

«Единое»: является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); есть ничто; выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

"Ум": происходит от "единого"; разделен с "единым"; противоположен "единому"; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего'живого на Земле.

"Душа": подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - нич­то" и "ум - все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления; также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельно­го человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подзем­ном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса.

4. Касаясьгносеологии (учения о познании), Платон исходит из создан­ной им идеалистической картины мира:поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "-чистые идеи"; "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (та­кой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - "докса"); "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духов­ной деятельности (идеалистическому познанию); высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подго­товленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно' только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".

5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства(что было нетипично для предшественников - "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство буду­щего", которого пока не существует и в котором отпадет необходи­мость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне суще­ствующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются: монархия - справедливая власть одного человека; тирания - несправедливая власть одного человека; аристократия - справедливая власть меньшинства; олигархия - несправедливая власть меньшинства; демократия - справедливая власть большинства; тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедли­выми формами государства, а демократия - власть большинства - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигар­хию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устрой­ства,согласно данному плану: все население государства (полиса) делится на три сословия - филосо­фы, воины, работники; работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддер­живают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях; философы (мудрецы} - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; философы и воины не должны иметь частной собственности; жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (про­водят трапезы), вместе отдыхают; не существует брака, все жены и дети общие; допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, зах­ваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, до, пустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

7. Историческое значение философии Платона в том, что:впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" - противоположность материа­листической "линии Демокрита"); впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т. д.; были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.); была создана философская школа (Академия), просуществовавшая око­ло 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

8. Академия Платона- религиозно-философская школа, созданная Пла­тоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).

Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристо­тель (учился у Платона, основал собственную философскую школу - Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстиниа­ном как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

Августин Блаженный о Боге.

Учете Декарта о субстанции.

Дуализм Декарта.

5.Научный метод Декарта - дедукция.

6.Учение о "врожденных идеях" и цели философии.

1. Основоположником рационализмасчитается Рене Декарт(1596 - 1650)1 видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

• обосновал ведущую роль разума в познании;

• выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

• стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

• выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях'.

2. То, что в основе бытия и познания лежит разум,Декарт доказал следующим образом:

· в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);

· зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.)

· следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден не нуждается в доказательствах;

· сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;

· мыслить может реально существующий человек;

· следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

· поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежатьтолько разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую.

3.изучая проблему бытия,Декарт пытается вывести базовое, основопо­лагающее понятие,которое бы характеризовало сущность бытия. В ка­честве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция- это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Со­творенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодос­таточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции - Богу они производны, вторичны и зависят от него (по­скольку сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи), духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты)каждого рода суб­станций: протяжение - для материальных; мышление - для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наобо­рот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций про­изводны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами.(Например, модусами протяжения являются форма, движе­ние, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления - чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыс­лящей).

Человек - единственное существо, в котором соединяются и существу­ют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

4. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма(двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии» спор о том, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции - материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть' первичны - они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

5. При изучении проблемы познанияособый акцент Декарт делает на научном методе.

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физи­ке, математике, иных науках, практически не имеет применения в про­цессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам позна­вательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство").

В качестве данного научного метода предлагается дедукция(но не в стро­го математическом смысле - от общего к частному, а в философском).

Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные зна­ния и с помощью разума, используя полностью достоверные логичес­кие приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум мо­жет достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного ме­тода предлагает применить следующие приемы исследования:

• допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

• сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;

• последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к не­ известным и недоказанным;

• строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

6. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях.Суть дан­ной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря по­знанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт имену­ет "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и Разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: понятия, суждения.

Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (суще­ствует); "число" (существует), "воля", "тело", "душа", "структура" и т. д.; врожденных суждений: "целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть".

Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются:

• расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

• использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды природы для человека;

• изобретение новых технических средств;

• усовершенствование природы человека.

В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

Тема 17. Философия Гегеля

Антропология Фейербаха.

Гносеология Фейербаха.

Тема 19.Философия марксизма

1. Общее понятие марксистской философии.

Диалектический материализм.

1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более ши­рокого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую пробле­матику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Гер­мании, стала интернациональной) в мире и завоевала большую попу­лярность в конце XIX - первой половине XX вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официаль­ной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

2.Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

• предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. - Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочислен­ные открытия в сфере производства, механизация труда);

• крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равен­ство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

• нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

3.Главными произведениями основателей марксизма являются: "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса, "Капитал" К. Маркса, "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса,"Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса, "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса, "Диалектика природы" Ф. Энгельса, "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса, "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса, "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Эн­гельса.

4. Марксистская философия материалистична по своему характеру и со­стоит из двух больших разделов - диалектического материализма и исто­рического материализма (нередко исторический материализм рассмат­ривается как часть диалектического).

5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материали­стическое понимание истории (исторический материализм). Суть исто­рического материализма в следующем: на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, ма­териальное производство, распределение); производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений; указанные государственные и общественные институты, обществен­ные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к эко­номическому базису; базис и надстройка взаимно влияют друг на друга; в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации- первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных от­ношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной зе­мельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (про­мышленное производство, основанное на труде свободных, но не яв­ляющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при госуда

Наши рекомендации