Что такое наука и каковы функции и
Закономерности ее развития?
Наука – это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание. Наука пытается увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности. Функциинауки в том, чтобы осуществить:
1) достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;
2) выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования;
3) предвидение тенденций развития и функционирования объекта;
4) контроль и управление процессами в объекте.
Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать. В XX веке научная деятельность институциализирована, приобрела устойчивые социальные формы, организована. Как вид деятельности наука характеризуется:
· определенной системой ценностей: ценности истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;
· определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности;
· совокупностью методов, используемых для получения нового знания;
· способом организации научной деятельности.
Наука – сложный социальный институт, включает три составляющих: 1) производство нового знания; 2) доведение знаний до их практического использования; 3) подготовку научных кадров.
Научные исследования включают:
· использование методов научного исследования;
· установление фактов, результатов наблюдений и экспериментов;
· обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка;
· установление закономерных связей между фактами;
· построение теории, законов, принципов;
· философское истолкование данных науки;
· накопление новых опытных данных;
коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.
Важнейшими закономерностямиразвития науки являются:
· обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;
· относительная самостоятельность развития науки;
· преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки;
· постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развития и революционной ломки теоретических основ науки;
· взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;
· свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;
· дифференциация и интеграция научного знания;
· математизация науки.
Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и выступает в качестве предпосылки технической революции, развития производительных сил общества. Объем научной деятельности и продукции в XX в. удваивается каждые 5 – 10 лет.
118. В чем специфика и основное содержание
Философии техники?
Понятие «техника» многозначно. Оно происходит от греческого слова «тэхнэ», которое означало умение, мастерство, искусство. Сейчас термин «техника» используется, в основном, в двух смыслах:
· как общее название технических устройств, применяемых в разных сферах деятельности;
· как обозначение совокупности приемов действия, используемых в деятельности (техника письма, рисования, техника выполнения физических упражнений и т. п.).
Применение и изготовление технических средств – специфический признак человеческой деятельности. Человек помещает между собой и природой технические средства труда.
Техника развивалась путем моделирования естественных органов человека и их функций. Ткацкий станок воспроизводит функцию ткача, автомобильный и железнодорожный транспорт воспроизводит функцию передвижения и т. д.
В основе развития технических средств лежат:
· принцип функционального моделирования;
· принцип дополнительности (техника дополняет и компенсирует несовершенство человеческих органов как орудий воздействия на природу: человек без технических средств во многом беспомощен, но техника, орудия труда без человека мертвы; человек и техника образуют единую систему).
Чем менее развита техника, тем больше технологических функций вынужден выполнять сам человек. Вся история техники – это история последовательного замещения технологических функций человека.
Технический прогресс – это последовательная передача, преобразование трудовых функций человека в функции технических средств:
· транспортная функция (подъем, перемещение грузов) человека была передана техническим механическим устройствам (рычаг, каток, транспортные средства, повозка с колесами и т. п.;
· энергетическая функция человека была передана техническим средствам: водяное колесо, паровой двигатель, электрический мотор и т. п.);
· технологическая функция (направленная на изменение предмета труда: резание, обработка давлением, обжиг, закалка, окисление материала и т. п.) более сложная и осуществляется при наличии определенных навыков и умений.
В развитии технологических машин выделяют три направления:
1) становление таких машин, как прессы, молоты (увеличение размеров ручных орудий при сохранении схемы их действия);
2) становление таких машин, как токарные, сверлильные и дерево обрабатывающие станки, которые обеспечивали необходимые движения;
3) становление таких машин, как прядильные, ткацкие станки, которые выполняли технологические функции пальцев рук человека (эти машины ознаменовали техническую революцию XVIII – XIX вв.).
В XIX в. возник новый тип промышленного предприятия – механизированные фабрики, оборудованные системой машин, приводимых в действие от одного центрального парового двигателя через сеть передаточных механизмов; функция контроля и управления была передана от человека к техническим средствам – что составляет содержание автоматизации производственных процессов.
В XX в. созданы электронные регулирующие приборы, автоматизированные технологические системы, автоматизированные системы управления (АСУ), системы дистанционного управления. Функция принятия решения передается человеком техническим средствам в XX в. – электронным вычислительным системам (ЭВМ). ЭВМ выполняют: вычислительные операции, отбор, систематизацию, классификацию информации, математические и логические операции, задаваемые программой, оценку, сравнение просчитанных вариантов решения; осуществление автоматического управления сложными техно логическими процессами.
История техники имеет три этапа: преобладание ручных орудий труда; преобладание механических устройств; преобладание автоматизированных устройств.
Уровень развития техники определяет: производительность труда в обществе; образ жизни людей в обществе; оказывает влияние на социальную структуру, политическую организацию, духовную жизнь общества.
Развитие капитализма, конкуренция, стремление произвести более дешевые товары стимулировали рационализацию производства, создание и внедрение новой техники. Развитие науки является одним из главных условий развития техники.
Взаимоотношение науки и техники рассматривается с разных позиций:
· наука играет определяющую роль: наука – производство знаний, а техника – применение полученных знаний;
· наука и техника – независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития: наука стремится к истине, а техника развивается для решения практических проблем;
· ведущая роль принадлежит технике: наука развивается под влиянием потребностей техники. В технике моделируются связи природы, а наука их исследует и описывает в теориях. Наука, с точки зрения этого подхода, возникает тогда, когда ученые обращаются к исследованию технических устройств, и выявляют знание о реальных связях в природе. Так возникает наука механики – первая из естественных наук. Наука вплоть до конца XIX в. шла вслед за техникой, за изобретениями практиков (часовщик Уайт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт – прядильную машину, ювелир Фултон – пароход).
В конце XIX в. ситуация меняется: целые отрасли промышленности и техники создаются на основе открытий науки: электротехническая, электронная, химическая, различные виды машиностроения. В настоящее время создание новых видов технических устройств опирается на научные разработки. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия становятся основой создания новых видов техники. Таким образом, взаимоотношения науки и техники изменялись в историческом процессе: от первенства техники к первенству науки.
Начало научно-технической революции относят к середине 40-х гг. XX в.: наука превращается в непосредственную производительную силу общества, в ведущую сферу развития общества. НТР изменяет:
· условия, характер и содержание труда;
· структуру производительных сил и общественное разделение труда;
· отраслевую и профессиональную структуру общества (уменьшение доли людей занятых в материальном производстве: в США только 10% работников заняты напрямую в производственных операциях, но возрастает доля, занятых в сфере услуг);
· вызывает рост производительности труда; (например, производительность труда в обрабатывающей промышленности США в 1995 г. в 5 раз выше, чем в 1950 г., производительность труда в сельском хозяйстве США в 35 раз возросла по сравнению с 1900 г.);
· оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей;
· оказывает влияние на взаимоотношения общества, человека и природы, обусловливает появление глобальных проблем современного человечества.
Знания и информация становятся основным ресурсом современного производства. Техника XX века поставила человека перед выбором: либо ты – личность с развитыми способностями, использующая технику для достижения целей и реализации ценностей, либо ты функционируешь подобно техническому устройству. Необходимо достичь гармонии человека, техники и природы. Человек не должен в технике забывать самого себя.
Глава 13.