Медицина и спорт - психический и физический элементы культуры.

Понятие «Наука» в переводе с латинского языка буквально означает «знание». Наука изучает мир природы, мир человека и мир знаний и навыков, это важнейший элемент культуры.

Сближение науки и гуманитарных областей человеческой деятельности естественно и объективно закономерно, так как в их основе лежит единое начало – творчество.

Медицина и спорт - психический и физический элементы культуры. - student2.ru

Лауреат Нобелевской премии датский физик Нильс Бор писал: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напомнить нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа».

В середине прошлого века Чарльз П. Сноу сформулировал проблему, которая и сегодня не потеряла своей актуальности - об увеличивающемся разрыве между культурой естественнонаучной и гуманитарной. Он утверждал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой, так называемой «научной культурой», производной от научно-технического прогресса ХХ века, с каждым годом растет взаимное непонимание, чреватое серьезными социальными конфликтами. Объяснить это можно тем, что научно-техническая культура человечества, развиваясь аддитивно, т.е. прибавляя новые знания к уже достигнутым предшествующими поколениями, принципиально отлична от культуры гуманитарной, связанной не с изучением закономерностей окружающего нас объективного, физического мира, но с исследованием различных аспектов и различных проявлений «жизни человеческого духа» (К.С. Станиславский). Сегодня, спустя почти сорок лет после знаменитой лекции Ч.П. Сноу «Две культуры и научная революция», прочитанной в Кембриджском университете, поставленная им проблема стала неизмеримо более актуальной.

Действительно, на исходе ХХ века человечество знает и умеет значительно больше, чем способен осмысленно использовать. Оно все больше напоминает несмышленого ребенка, владеющего опасными для него самого игрушками. В этой связи возникла проблема, никогда ранее не стоявшая перед человечеством - противоречие между его глобально-космическим могуществом и эгоистически-местечковым мышлением.

Английский писатель Чарльз Сноу в работе «Две культуры и научная революция» указывает, что в настоящее время эти две сферы знания, научно-техническое и художественно-гуманитарное знание, имеют все меньше общего, все больше превращаются в две изолированных области культуры, представители которых все в меньшей степени способны понять друг друга. Разногласия между этими сферами знания по ряду ключевых вопросов (например, этическим аспектам научного поиска) вызывается, по мысли Сноу, тем, что и естественники и гуманитарии, как правило, плохо разбираются в чужой области знания, это приводит к выдвижению неоправданных претензий на монопольное обладание истиной.

Корни проблемы Сноу видит в сложившейся системе образования, которая, по его мнению, является излишне специализированной, не дающей людям получить подлинно всестороннее образование.

Противоречия между естественной и гуманитарной культурами дополняются противоречиями внутри самой науки. Наука не способна дать исчерпывающих ответов, она решает частные вопросы, создавая концепции, наилучшим образом объясняющие явления действительности, но создание таких теорий не представляет собой простого накопления знаний. Это более сложный процесс, включающий в себя как эволюционное поступательное развитие, так и «научные революции», когда пересмотру подвергаются Медицина и спорт - психический и физический элементы культуры. - student2.ru наиболее фундаментальные основы научного знания. И новые теории строятся уже на совершенно иной основе.

Кроме того, противоречия содержит сам способ познания, составляющий сущность науки: природа едина и целостна, а наука разделена на самостоятельные дисциплины. Объекты действительности - это целостные сложные образования, наука абстрагирует некоторые из них, принимаемые за наиболее важные, изолируя их от других аспектов того же явления. В настоящее время этот метод, как и метод сведения явления к простейшим элементам, во многих дисциплинах признается ограниченно применимым, но проблема состоит в том, что вся современная наука построена на их основе.

Задания:

  1. Проанализируйте схему «Иерархии уровней культуры» и заполните таблицу.
  2. В схеме «Иерархии уровней культуры» есть весьма существенный недостаток, который характеризует современный уровень развития наук. Подумайте, в чём он состоит?
  3. Найти в интернете и прочитать работу Ч.П.Сноу «Две культуры и научная революция» указать причины возникновения двух культур (по Ч.П.Сноу)
  4. В чём состоят основные признаки культур, в чём проявляется их взаимосвязь?

Иерархия уровней культуры

Медицина и спорт - психический и физический элементы культуры. - student2.ru

Заполните таблицу, используя схему и дополнительные источники информации:

№ п/п Иерархия уровней культуры Характеристика
1. Материальная культура  
2. Духовная культура  
  Иерархические уровни науки  
3. Гуманитарные науки и их подразделения  
4. Технические науки  
5. Естественные науки  

Медицина и спорт - психический и физический элементы культуры. - student2.ru

Темы рефератов по дисциплине

«Философские проблемы естествознания»

Требования к написанию реферата:

  • Титульный лист
  • Объём работы не менее 15 стр. (кегль 14, поля: правое – 1,5, левое, верхнее, нижнее – по 2,0)
  • План реферата обязателен
  • При цитировании в тексте делать ссылки на используемые литературные источники.
  • В конце реферата – список используемой литературы (не менее 5 источников)
  • Реферат сдаётся в файле.

Наши рекомендации