Социалистическо-утопическое направление

Социалистическо-утопическое направле­ниеполучило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII – начале XIX вв. Представители данного направления жестко критиковали су­ществующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государ­ства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические идеи нашли поддержку среди широких слоев просто­го народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.

Философ, историк, писатель, один из зачинателей социалистическо-утопи­ческого направления в философии Франции Габриэль Мабли(1709 – 1785) подвергал суровой критике философию Просвещения в це­лом (называл свое время «веком болтовни и парадоксов»). Он отвергал и материализм, и деизм, и атеизм. Мабли полагал, что все они слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убива­ют душу народа, практически не уделяют никакого внима­ния морали. Сам же он главным назначением философии считал распространение морали и нравственности; этой же цели должна быть подчи­нена сильная, поддерживаемая государством, широко рас­пространенная религия. Он считал, что сама природа человека заставляет его жить со­обща с другими людьми – в обществе, поэтому видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а дея­тельность людей направлена на обеспечение себя и соплемен­ников (а не на обогащение), золотой век человечества. Мабли был сторонником идеи о том, что причиной гибели перво­бытного коммунизма, «золотого века человечества», а также причиной всех несчастий и противоречий в обществе яви­лось возникновение частной собственности и разделение людей на классы. Идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, но одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на прак­тике, частная собственность вечна и неуничтожима, классо­вое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости.

Первым коммунистом-теоретиком и практикомсчитаетсяФрансуа Бабеф(1760 – 1797). Он решительно отвергал все философские теории, которые, по его мнению, носили половинчатый характер и не имели це­лью принесение народу счастья; подверг жесткой критике существующее общество и госу­дарство. Главным социальным злом видел возникновение частной соб­ственности и разделение общества на противоположные классы -богатых и бедных. Считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где су­ществует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами. Он был убежден, что указанное (коммунистическое) общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. Бабеф стал первым философом-коммунистом, который по­пытался осуществить свои идеи на практике. Им была продела­на работа по подготовке вооруженного восстания, найдены сто­ронники, составлены манифесты и программа действий будущего революционного правительства. Данная организация получила название «Заговор во имя равенства». В 1797 г. заговор был рас­крыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены. В дальнейшем, в XIX и ХХ вв., его учение о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании как средстве его достижения получило название бабувизма и нашло много сторонников.

Клод Сен-Симон(1760 – 1825) продолжил традицию утопи­ческого социализма во Франции. Он выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рас­сматривал общество как целостный организм. В качестве определяющей, базовой сферы жизни общества он видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, миро­воззрение), что называется экономическим детерминизмом.Сен-Симон выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени – к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса). Лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения по­требностей. В качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое «про­мышленное общество»,которое будет построено по иерархи­ческому принципу, причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключитель­но способности человека. Сен-Симон оптимистически смотрел в будущее и верил в то, что человечество обречено в силу неуклонного прогресса экономики на построение идеального общества. Он даже выдвинул идею о замене существующей религии «новой религи­ей», смыслом которой будет лозунг: «Человек человеку – брат».

Франсуа Фурье(1772 – 1837) также принадлежал к числу видных социалистов-утопистов. Он утверждал, что буржуазная мораль лжива, атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее. По его мнению, человек, история, общество развиваются по законам природы. Причем буржуазное общество имеет три основных вида противоре­чий – между личными интересами (магнатов, буржуа) и обще­ственными (остальным народом), социально-экономические (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис произ­водства), моральные (буржуазный брак и т. д.). Идеальное общество в его философии – это «общество гармонии»,которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу.


Наши рекомендации