Тема 2. этапы исторического развития философии

Вопросы по теме

1. Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы.

2. История философских учений.

3. Основные направления современной философской мысли.

Пояснения к вопросу № 1.

История философии – это особая развивающаяся система, в качестве элементов которой выступают самые разнообразные конкретные философские концепции. Они возникают и диалектично (т.е. включая и отрицание друг друга) связываются спецификой ее проблемного поля: постановкой и решением наиболее общих, фундаментальных проблем и выявлением предельных взаимоотношений, существующих между миром и человеком.

Историко-философский процесс характеризуется существованием множества философских учений, школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей историко-философского процесса является философское учение того или иного мыслителя. Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо идейными базовыми принципами. Совокупность модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято называть течениями. Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями.

Движущей силой историко-философского процесса является столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. При этом, с развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем.

Пояснения к вопросу № 2.

Развитие философии в древности на Востоке и Западе при всей их самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей:

- зарождение в лоне мифологии (путь становления философии от мифа к Логосу);

- философия формируется как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства;

- она обращена к общечеловеческим ценностям (проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, любви и ненависти и др.);

- ей присущ мировоззренческий характер философского знания.

Необходимо отметить и отличия древних философских учений Востока и Запада:

- Восток концентрирует свое внимание в основном на проблемах человека, а философия Запада является скорее полипроблемной: это натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, этические и другие вопросы;

- специфика в разработке категориального аппарата: в философии Востока органически воспринимаются категории, предложенные мифологией (инь – женское начало, ян – мужское начало, нирвана – высшее состояние души и др.), хотя есть и традиционно-философские категории, которыми в основном пользуется западная философия (сущность, количество, качество, время и др.);

- в западной философии в основном разработаны проблемы логики (Сократ, Платон, Аристотель), а на на Востоке этим занималась школа ньяя (с санскр. буквально – правило, рассуждения, логика);

- при решении социальных проблем восточная философия занимается проблемой Вселенского человека (у Конфуция – иерархия социальной структуры через обращение к Небу), западная же – проблемами государства, закона, управления, власти и т.п.

Гибель античной философии следует понимать как исторически неизбежный результат в развитии философской мысли, связанный с вхождением человечества в новую цивилизацию, часто называемую европейской традицией в философии.

Узловые пункты развития средневековой философии:

- переход от языческой религии к монотеистической;

- перенесение центра философской проблематики от чувственно-материального Космоса к исследованию проблем бытия Бога (Филон Александрийский, Ориген, Климент, Августин и др.); христианская мораль становится неотделимой от веры и религии;

- одной из центральных проблем средневековья становится спор об универсалиях в разных вариантах его решений (Боэций: универсалии бестелесны и существуют только в общем, но не в индивидах; П. Абеляр: каждому имени соответствует реальная сущность; Бонавентура: универсалии есть лишь слова);

- схоластическая философия (Ф. Аквинский) выдвигает проблему соотношения философии и теологии (философия способна предоставить полезное знание о божественной сущности, использование которого поможет праведному человеку в достижении непосредственного созерцания Бога).

В эпоху Возрождения философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности, через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культуры; эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно, у гуманистов (Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Мор, Л. Валла и др.).

Основные черты философии Ренессанса (Возрождения):

- гуманизм, основанный на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми; это мировоззрение проникнуто любовью, уважением к человеческому достоинству;

- осмысление проблем государства и права (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк), социальные проекты переустройства общества (Т. Мор, Т. Кампанелла);

- натурфилософия (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.); формируются основы современного естествознания, современный образ науки.

В философии Нового периода можно выделить две основные проблемы, занимавшие умы философов: проблема метода в познании (эмпиризм – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, рационализм – Р. Декарт, Б. Спиноза); проблема субстанции; она разрешалась в рамках рационализма (Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций; Р. Декарт: учение о существовании двух субстанций – материальной и духовной). Для философии Нового времени характерна ориентация на науку – с одной стороны, и юридически-правовую сферу – с другой.

В философии Просвещения делается акцент на просветительскую тенденцию, в которой провозглашается культ Разума и придается большое значение знаниям в социальном развитии (Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро). Основная проблема философии решается, в основном, материалистически. Еще одна важная черта – «просветительский атеизм», критика религиозного мировоззрения в целом, и религиозных социальных институтов, священников как «выразителей и проводников данного ложного мировоззрения». В теории познания французские материалисты выступали с метафизических и сенсуалистических позиций, основанных на абсолютизации роли созерцания и ощущений.

- С конца XVIII в. начинается критический пересмотр принципов Просвещения. Одним из наиболее глубоких критиков просветительского понимания науки и разума выступил родоначальник немецкого идеализма И. Кант, чье мировоззрение сформировалось в русле просветительских идей. Классическая немецкая философия получила свое наиболее полное выражение в идеалистических философских системах. Несмотря на то, что немецкая классическая философия в основном развивалась в русле идеалистических систем, в ее недрах и на ее фундаменте возникла одна из мощнейших материалистических концепций. Это материализм Л. Фейербаха, который за начало бытия берет природу как конечное, определенное, реальное; в центре построения его философской системы находится человек, как высшее творение природы.

Философские предпосылки философии марксизма: французский материализм второй половины XVIII в.; немецкая классическая философия, в особенности диалектика Гегеля, переработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе материалистических принципов; антропологический материализм Л. Фейербаха.

Особенности философии марксизма:

- основной вопрос философии решается материалистически;

- истина понимается как результат совпадения представлений человека и действительности; критерием истины является практика, взятая в историческом развитии; предпочтение отдается предметно-чувствительной деятельности человека;

- диалектика трактуется как теория и всеобщий метод познания;

- провозглашается требование тесного союза философии и естествознания.

Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи – П. Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. Наиболее видными марксистами в России были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.

Пояснения к вопросу № 3.

Существуют различные точки зрения по поводу развития современной философской мысли. Согласно первой, основными моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Возникнув на рубеже XIX – XX вв., они до сих пор имеют единое проблемное поле и общечеловеческую ценность, так как исследуют проблемы человеческого бытия и его смысла. Позитивизм рассматривает традиционную проблему соотношения чувственного и рационального в познании, и новые проблемы – проблему факта, веры, познания и творчества, логики познания и др. Позитивизм сегодня представлен «критическим рационализмом» К. Поппера, теорией «научных революций» Т. Куна, концепцией «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда, теориями структурализма, концепциями герменевтики и др. Неотомизм продолжил христианскую традицию в русле католицизма. Современный неотомизм претерпел существенные изменения: в нем появились концепции аналитической философии религии, эпистемология религии, философско-антропологические концепции и др. Экзистенциализм возник как учение о поиске человеком подлинного существования и обратил к изучению современных проблем человеческого бытия, культуры, исследованию переживаний субъекта, его внутреннего мира (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Марксизм выступает в разных концепциях – от догматического до творческого, вбирающего в себя синтез различных мировоззренческих ориентаций.

Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного бытия (неокантианство в лице Г. Когена, феноменология Э. Гуссерля, неопозитивизм Л. Витгенштейна, Р.Карнапа и др., прагматизм, представленный Ч. Пирсом). Антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки как социального института и как формы постижения мира. В нем наука рассматривается как «демон, выпущенный из бутылки», угрожающий существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке, научному познанию, а в некоторых случаях вообще рациональному взгляду на мир выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бытия. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), а также творчество таких мыслителей XIX в., как А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, А. Бергсон и др. Их взгляды были направлены против принципа антропологического рационализма, а теоретические исследования подвергли анализу роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком.

Серьезный вклад в развитие вышеупомянутой проблемы был внесен психоанализом, представленным:

- теорией бессознательного З. Фрейда, утвердившего бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования;

- теорией «коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга, где коллективное бессознательное является отражением опыта предшествующих поколений;

- социологизированием бессознательного в концепции А. Адлера;

- «экзистенциальной дихотомией» Э. Фромма.

Современный микропсихоанализ вышел на уровень рассмотрения таких философских категорий, как «пустота» и «попытка», связывая психическое бессознательное человека с космической пустотой (С. Фанти).

В «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) жизнь представлена как поток интуитивно постигаемой реальности, слияние человека со стихией жизни. В философии Ф. Ницше, направленной на критику христианской морали и создание новой морали «сверхчеловека», проповедуется индивидуализм, волюнтаризм и иррационализм. Воззрения А. Бергсона можно определить как генеральное возражение против материалистически вести философский диалог, Ю.М. Лотман и Д.С. Лихачев развивают идею «диалога культур». В этом же направлении развиваются концепции Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда и др.

Основными моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Эти философские модели возникли на рубеже XIX – XX вв., но и сегодня, благодаря тому, что рассматриваемые ими проблемы имеют общечеловеческую ценность, оказались востребованными.

Контрольные вопросы для СРС

1. Каковы критерии периодизации истории философии?

2. В чем состоит своеобразие античной философии и каковы ее фундаментальные проблемы?

3. Охарактеризуйте особенности средневековой христианской философии, круг ее проблем.

4. Каково историческое значение немецкой классической философии?

5. Каковы основные тенденции и направления современной западной философии?

Тестовые задания для самопроверки

1. Укажите философские школы эпохи эллинизма:

а) стоицизм;

б) рационализм;

в) кинизм;

г) эмпиризм.

Ответ: а, в.

2. Назовите представителей философского идеализма:

а) К.Маркс;

б) Г.Гегель;

в) Демокрит;

г) Платон.

Ответ: б, г.

3. Главной проблемой философии Возрождения является:

а) познаваемость мира;

б) доказательство бытия Бога;

в) поиски субстанции мира;

г) человеческая личность.

Ответ: г.

4. Основной проблемой философии Нового времени выступает:

а) проблема соотношения материального и идеального;

б) проблема человека и его бытия в мире;

в) проблема метода познания;

г) проблема материальности мира.

Ответ: в, г.

5. Кто из философов считал важнейшим мотивом деятельности волю к власти?

а) Аристотель;

б) Шопенгауэр;

в) Ницше;

г) К.Маркс.

Ответ: в.

Тестовые задания для самостоятельной работы

1. По мнению этого философа, знание – высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей – сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?

а) Диоген;

б) Сократ;

в) Гераклит;

г) Пифагор.

2. Реализм как течение средневековой философии представляет собой:

а) учение о реальном существовании единичных вещей;

б) учение о реальном существовании общих понятий;

в) учение о реальности окружающего мира;

г) учение о реальности существования Бога.

3. Кто из мыслителей Возрождения впервые сформулировал идеи пантеизма?

а) Н. Коперник;

б) Л. Вала;

в) Н. Кузанский;

г) Н.Макиавелли.

4. По мнению большинства историков философии Ф.Бэкон является родоначальником:

а) идеализма;

б) скептицизма;

в) эмпиризма;

г) позитивизма.

5. Кто открыл закон определяющей роли материального производства в жизни общества?

а) Г. Гегель;

б) К. Маркс;

в) В.И. Ленин;

г) Н.А. Бердяев.

Наши рекомендации