Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Особенности техногенной цивилизации. Характерные черты и перспективы информационного общества.
Для обозначения основных ступеней развития цивилизации К. Маркс использовал понятие экономической общественной формации,под которой понимал исторический тип общества, основывающийся на определенном способе материального производства и имеющий свои особые законы возникновения, развития и перехода на новую ступень мировой истории. Он выделил три общественные формации: первичную, вторичную и третичную, которые также обозначены им соответственно как архаическая, экономическая и коммунистическая. Основными критериями определения трех формаций является наличие или отсутствие частной собственности, классов и товарного производства. При наличии этих признаков, считал К. Маркс, мы имеем дело с экономической общественной формацией, а при отсутствии их — с архаической или с коммунистической, которая идет следом за экономической общественной формацией. Теория Маркса, таким образом, рассматривает общественное развитие как смену трех универсальных для всех народов общественных формаций и значительного количества способов материального производства, большинство из которых не имеет свойств универсальности.
Методологическое значение категории «общественно-экономическая формация» заключается в том, что, во-первых, она позволяет отличить один период истории от другого и вместо рассуждений об «обществе вообще» исследовать исторические события в рамках определенных формаций; во-вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства, а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости; в-третьих, рассматривать человеческое общество в каждый период его развития как единый «социальный организм», включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства; в-четвертых, свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс (группы, классы, слои), интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данного общества.
Информационное общество — социологическая и футурологическая концепция, считающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положил 3. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как смену стадий, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием четвертого, информационного сектора экономики. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными и информационными сообществами (Е. Масуда). Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет малые экономические формы — индивидуальную деятельность на дому, электронный коттедж. Они включены в общую структуру информационного общества с его инфо-, техно- и другими сферами человеческого бытия. Выдвигается проект глобальной электронной цивилизации на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики — телекомпьютерэнергетики (Дж. Пелтон). Компьютерная революция постепенно приводит к замене традиционной печати электронными книгами, изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х. Эванс). Социальные и политические изменения рассматриваются в теории информационного общества как результат микроэлектронной революции.
Информационное общество, таким образом, предстает как интегральное понятие, охватывающее все стороны функционирования социальной системы в контексте имеющихся тенденций мирового общественного развития. Информационное общество, следовательно, можно определить как такое общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обуславливает качество жизни, а также перспективы экономического развития и социальных изменений. В таком обществе уровень жизни, характер труда и отдыха, система образования и рынок непосредственно испытывают на себе растущее влияние информации и знаний. Дальнейшее развитие исторического процесса ведет к тому, что представление об общем, повторяющемся в событиях, становится глубже, всестороннее, нагляднее. Кроме того, изменившиеся исторические условия могут изменить и форму действия общественных законов, преобразовывать конкретное единство их содержания и формы. Никогда не будет найдена такая организация общества, которая останется неизменно лучшей во все времена. Это означало бы умственный застой человека, задержку прогресса, что, конечно, невозможно.
Для более глубокого понимания развития общества социальная философия вводит понятие «цивилизация».Французские философы-просветители называли цивилизованным такое общество, которое основано на началах разума и справедливости. В ХХ в. это понятие означало высокий уровень развития материальной и духовной культуры западноевропейских народов и было частью концепции евроцентризма. Одновременно понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом.Согласно концепции О. Шпенглера (начало XX в.), цивилизация — это определенная стадия развития любой культуры. Ее характерные приметы: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, большое скопление людей в городах, превращение народов в «безличные массы». История складывается как бы из ряда независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, особенных сверхорганизмов, которые имеют индивидуальную судьбу и переживают периоды рождения, становления и конца. Множественность культур выводится из факта своеобразной прерывистости исторического процесса. Отсюда доказательство отсутствия связи между историко-культурными звеньями: античность — Средние века (Возрождение) — Новое время, среди которых античность и Возрождение Шпенглер считал обособленными, внешними по отношению к европейскому духу культурными феноменами. Поэтому цивилизация — это этап упадка культуры, ее старение.Концепция Тойнби отличается тем, что понятие «цивилизация» используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени, или как фиксация определенного уровня технического развития. Всемирная история рассматривалась им как «сумма цивилизаций», которые проходят одинаковые фазы: рождение, рост, разложение, крушение, гибель. Но в отличие от Шпенглера Тойнби доказывал возможность спасения «западной цивилизации» путем укоренения клерикализма (главенствующей роли церкви).Диалектико-материалистическая концепция цивилизации сформулирована Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Энгельс считал, что культура возникает вместе с общественным человеком. Пройдя стадии дикости и варварства (доисторические ступени), культура в своем историческом развитии поднимается до уровня цивилизации. Основные признаки цивилизации: разделение труда (на высшей стадии варварства) между земледелием и ремеслом, зарождение частной собственности, возникновение противоположностей между городом и деревней, появление классов, металлических денег. Причем высшая ступень варварства, которая непосредственно предшествовала цивилизации, «начинается с плавки железной руды и переходит в цивилизацию в результате изобретения буквенного письма и применения его для записывания словесного творчества». И культура и цивилизация в своем развитии подчиняются действию общих законов, что и является одним из основных показателей единства человеческой истории. Разные культуры и цивилизации развиваются не как отдельные, самостоятельные и внутренне замкнутые образования, а взаимодополняют друг друга.
Культура и цивилизация — два близких понятия. Их близость становится особенно видимой при сопоставлении понятий «культурность» и «цивилизованность». Цивилизованность есть показатель, признак, мера овладения богатствами культуры, ее актуализации в наличном опыте общества; культурность — свидетельство гуманистического содержания и направленности цивилизации. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком общественную историю, являясь социокультурным феноменом. Поэтому эти понятия выполняют важную методологическую функцию в научном познании общества, содействуют более глубокому осмыслению богатства форм развития человека и общества. Разделение этих понятий ведет не только к раздвоению единой целостности производства, но и целостности самого человека. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу и средства этого преобразования человека, который освоил культуру и способен жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форму организации культуры, которые обеспечивают ее существование и продолжение. Формационное разделение общества придает цивилизации социально-историческую определенность и конкретность. Цивилизация — понятие более глобальное, чем формация. Формационные отличия в обществе, которые вышли из первобытного состояния, — это отличия внутри цивилизации. Реальное общество не укладывается в рамки таких понятий, как способ производства или общественная формация. Это только один из аналитических подходов. Не менее важен теоретически и практически иной подход — цивилизационный. В настоящее время вряд ли можно оспаривать, что человеческая цивилизация представляет собой динамическую, нелинейную суперсистему, которая самоорганизуется и саморазвивается.
Формационный подход к познанию истории и общества не может сегодня претендовать на глобальную эвристическую функцию в историческом познании вообще, поскольку он оставляет вне поля зрения множество элементов и связей общества как системы, которые тем самым не находят в монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения. Но, с другой стороны, формационный подход к истории единственно способен обеспечить адекватное познание ее объективного аспекта, обоснования идеи закономерности поступательного развития человечества, рассмотрения диалектики производительных сил и производственных отношений как главного источника развития «мотора» прогресса, т.е. процессов, которые складываются из «суммирования» результатов индивидуальных действий общественных индивидов. Он был и остается крупнейшим научным достижением социологической мысли.
Цивилизационный подход к истории ставит человека — единственного творца истории — в центр при изучении прошлого и настоящего общества. Цивилизационный подход ориентирует исследователя на познание прошлого через все формы объективизации субъекта истории, т.е. на раскрытие его внутреннего «Я» во всех формах деятельности — трудовой, социальной, политической и духовной, во всех общественных связях. Выработка цивилизационного подхода означает нечто значительно большее, чем просто выдвижение новых концепций. Речь идет о создании важных предпосылок формирования в обществе новой программы-парадигмы (от греч. paradeigma — пример, образец). Ее краеугольным камнем должен стать общенаучный принцип дополнительности, впервые сформулированный Н. Бором, который исключает возможность абсолютизации какой-то одной точки зрения на предмет исследования. В этой связи надо подчеркнуть, что новая парадигма не может не включать в себя обновленный формационный подход; признание «сущностного» статуса категории цивилизации не отменяет аналогичного статуса категории формации, поскольку формационный подход направлен на исследование механизмов социального изменения, а цивилизационный подход — социальной преемственности.