Сознание, его свойства, структура и функции

Сознание – высшая, свойственна лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщим формами общественно-исторической деятельности людей. Содержание сознания человека следовательно зависит от внешнего и духовного мира, который проявляется в результате взаимодействия человека с наличной ситуацией; от социокультурной среды (этические установки, правовые нормы, накопленные обществом знания и др.); от духовной реальности самого человека (его собственного уникального опыта жизни и переживаний); от физиологического и химико-биологического состояния материального носителя сознания. Все выделенные источники сознания функционируют во взаимосвязи: внешние источники преломляются через внутренний мир человека, поэтому источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе социальных связей и взаимодействий.

Основные культурные механизмы, обеспечивающие развитие сознания, – это традиция и образование. Именно они определяют систему культурных и социальных стереотипов, которые гарантируют устойчивость и целостность мировоззрения личности, творческий потенциал, который зачастую напрямую зависит от общекультурного и образовательного уровня. Сознание, т.е. способность идеального воспроизведения действительности выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Мышление – опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием. Душа – духовная сущность человека, особое начало, противопоставление телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.

Самосознание – осознание субъектом самого себя в отличие от иного – других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, знаний, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. Интеллект – это, прежде всего, основа целеполагания, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Интеллект – это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основе опыта. Духовность – отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Духовность – в самом общем смысле – совокупность проявлений духа в мире и человеке.

Идеальное в материалистической традиции понимается как отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности внешнего мира в формах сознания и деятельности человека как общественного существа, продукт и форма социальной практики (в отличие от простого продукта пассивного индивидуального созерцания). «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» Он оограничивает идеальное человеческой головой, т.е. связывает идеальное только с человеком, как существом социальным, общественным. Характеристика психического как идеального относится к продукту или результату психической деятельности – к образу или идее в их отношениях к предмету или вещи. Идеальность преимущественно характеризует идею или образ по мере того, как они, объективируясь в слове, включаясь в систему знания, являющегося для индивида некой данной ему «объективной реальностью», приобретают, таким образом, относительную самостоятельность, как бы вычленяясь из психической деятельности индивида. Основными формами сознания являются:

восприятие: осмысление; оценка; воспоминание; фантазирование; жизненный опыт.

Структура сознания состоит из четырех частей, каждая из которых является его отдельной сферой сознания: сфера телесно-перцептивных способностей – к этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социаль-ных и человеческих тел; логико-понятийные компоненты сознания – с помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина; эмоциональная компонента сознания – это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек, она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Сюда относятся: 1) инстинктивно-эффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.). Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что З.Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия»; ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонента сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами. Указанные компоненты сознания дополняются уровнями сознания, которых в современной философии и психологии принято выделять три - бессознательное, осознаваемое и сверхсознательное.

В бессознательное традиционно включают совокупность телесных ощущений и влечений, а также инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы, которые находятся вне поля осознания и контроля со стороны нашего «Я». При этом бессознательное может быть как индивидуальным, так и коллективным. Важный вклад в разработку последнего внес швейцарский психолог К.Г. Юнг в своей концепции архетипов коллективного бессознательного, т.е. относительно устойчивых образно-символических структур, определяющих и канализирующих протекание наших бессознательных процессов. Сфера осознаваемого представляет собой динамичное единство некоторых телесно-перцептивных способностей, а также логико-понятийные средства осмысления действительности. Это определенный набор знаний и оценок, реализуемых в поступках, подконтрольных нашему «Я».

К феномену сверхсознательного принято относить объективные и сверхвременные процессы и акты сознания, такие как категории, обеспечивающие возможность порождения и понимания любых смыслов (пространство, время, движение, качество, количество), устойчивый каркас знания как такового (напр. математические истины, логические правила, законы природы, всеобщие нравственные, эстетические и социальные ценности), творческие озарения. В сфере сверхсознательного проявляется свойство сознания восходить от индивидуальных форм к формам коллективным, т.е. не зависеть от предпочтений и пристрастий отдельных людей. Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие. Уровни самосознания: природный: выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих действий: то, что я переживаю – именно я; социальный: сравнение себя с другими. Критерий – появление речи, возникновение продуктивного диалога ребенка со взрослым, у ребенка появляется возможность децентрации; Личностный: рефлексия собственных переживаний; осознание собственных мотивов. На уровне личностного самосознания единица самосознания – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе. Структура самосознания представляет собой неоднородное архитектурное образование. Как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает три взаимосвязанных компонента:

когнитивный, отражающий самопознание индивида;

эмоциональный, выражающий его самоотношение (самооценку);

поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида.

 

В развитии сознания определяющую роль играет деятельность человека, где воплощаются все явления сознания и посредством которой он преобразует, изменяет окружающий его мир. В деятельности, как ни в чем другом, выражается активный, творческий характер сознания человека. Творческая природа человеческого сознания, по убеждению П.Я. Чаадаева, позволяет людям «творить жизнь самим, вместо того, чтобы предоставлять ее собственному течению». В научной и философской литературе выделяют следующие функции сознания: аккумулирующая (накопление "информации в социокультурных источниках), интеграционная (объединяющая различные системы мирочувствования), коммуникативная (она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация)), культурообразующая, регламентирующая (определение рамок существования антропоса). Человеческая деятельность невозможна без согласованной работы различных «отсеков» сознания, одни из которых отвечают за сбор и оценку значимой для субъекта информации, другие – за разработку планов и программ деятельности, третьи - за волевой контроль над их исполнением и т.д. И тем не менее наличие обширной «зоны согласия» не мешает философам создавать принципиально различные функциональные модели деятельности, по-разному понимая место и роль сознания в её осуществлении. Наибольшие споры вызывает вопрос о «свободе воли» действующего субъекта, имеющий принципиальные следствия для социальной философии. «Свобода воли» означает способность человеческого сознания к самопричинению, т.е. способность вырабатывать импульсы поведения, не зависящие от внешних по отношению к сознанию условий существования. Иными словами, речь идет о поведении, причины которого коренятся в его собственных информационных механизмах и непосредственно не связаны с условиями среды существования. Наличие свободной воли означает, что психика перестает быть простым передаточным механизмом, средством адаптивной коммуникации организма и среды и становится источником вполне самостоятельных, свободных от внешней детерминации решений.

Наши рекомендации