Сознание свойства,структура, сущность

Проблемой сознания в философии является одной из самых трудных, все классические философы пытались разрешить эту проблему и дать собственное объяснение тому что такое сознание, в чем оно проявляеться, чем наполнена, какие имеет формы и как развивается.
Сознание это универсальная способность, свойственная только человеку, осмысливать бытие мира и себя в этом бытие приобритать и развиваль знания о мире и о себе, осознавать себя и одновременно с этим ограничивать себя различного рода регулятивами, правилами, ценностями нормами и идеалами, общаться и уметь вести диалог с самим собой,передавать опыт и воспринимать его опредмечивать и распредмечивать материальные и духовные ценности,выражать мысль в обществе и ассоциациях,а соответсвенно образ в мысли включать в себя память и фантазию и создавать условие для собственного развития.Сознание вбирает в себя все способности человека.Многие мудрецы еще с античных времен говорили о сознании как о чуде из чудес,как о божественном даре,поскольку обладая сознанием человек осозноет и свою смертность,что неизбезно накладывает отпечаток трагизма на все его бытиё,в тоже время что бы объяснить и представить сущность сознания необходимо иметь представение о том,что оно включает в себя.
Сознание включает в себя следующие основные эементы
1 Способность к рационатьному мышлению(анализ,синтез,дедукция,сравнение,сопастовление)
2 Это способности к иррационатьному мышлению (вымысел и илюзорное творчество)
3 Способности к чувственному восприяию мира(очущение,воображение,восприятие)
4 Способности к эмоцианальному отображению мира и самого себя
5 Волевые процессы
6 Мненамические способности(память)
7 Интуиция
8 Воображение и фантазия
Кроме того структуру сознания входят различного рода моральные ценности, такие как чувства вины и расскаяния, радости и возбуждения, любви и веры, а так же какие-то бессознательные формы реакции и саморегуляции.

25.Проблемы теории познания
Гносеология - теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания
Первая проблема гносеологии - выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса.( а почему, собственно, ум человека ищет объяснений происходящего? )Безусловно, ответов может более чем достаточно: по причине практической, в силу потребностей и интересов и т. д.
Но не менее важна и вторая часть проблемы - выяснение условий познавательного процесса. К условиям, при которых возникает познавательный феномен, относятся:
1. природа (весь мир в его бесконечном многообразии свойств и качеств);
2. человек (мозг человека как продукт той же природы);
3. форма отражения природы в познавательной деятельности (мысли, чувства)
Вторая проблема гносеологии - определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания. Эта проблема распадается на ряд вопросов: Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания? Говоря об источнике познания, мы можем с достаточным основанием утверждать, что внешний мир доставляет, в конечном счете, исходную информацию для обработки. Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений.

Специфика научного познания

Спецификой науки не является ее точность, так как точность используется в технике, в общественном управлении. Не является спецификой и использование абстрактных понятий, так как сама наука использует и наглядные образы.

Спецификой научного знания является то, что наука существует в виде системы теоретических знаний. Теория — это обобщенное знание, которое получают с помощью следующих приемов:

1. Универсализация— распространение общих моментов, наблюдаемых в эксперименте на все возможные случаи, в том числе и не наблюдавшиеся. («Все тела при нагревании расширяются».)

2. Идеализация — в формулировках законов указываются идеальные условия, которых в самой действительности не бывает.

3. Концептуализация — в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, имеющих точный смысл и значение.

Используя эти приемы, ученые формулируют законы науки, которые являются обобщениями опыта, выявляющими повторяющиеся, необходимые существенные связи между явлениями.

Первоначально на базе классификации эмпирических данных (эмпирический уровень познания) формулируются обобщения в виде гипотез (начало теоретического уровня познания). Гипотеза — это более или менее обоснованное, но недоказанное предположение. Теория — это доказанная гипотеза, это закон.

Законы позволяют объяснить уже известные и предсказать новые явления, не обращаясь до поры до времени к наблюдениям и экспериментам. Законы ограничивают область своего действия. Так, законы квантовой механики применимы только к микромиру.

Научное познание строится на трех методологических установках (или принципах):

· редукционизм— стремление объяснить качественное своеобразие сложных образований законами нижележащих уровней;

· эволюционизм — утверждение естественного происхождения всех явлений;

· рационализм— как противоположность иррационализму, знанию, основанному не на доказательстве, а на вере, интуиции и т.д.

Высшей формой познания является научное познание, которое имеет сложную структуру, свою специфику, которая возвышает науку, делает ее знания общепринятыми, но в то же время отрывает науку от личности, от морали, здравого смысла. Но наука не имеет непроходимых границ с ненаукой и не должна их иметь, чтобы не перестать быть человечной.

Наши рекомендации