Бытие и материя. Эволюция представлений о материи.

Материя как философская категория фиксирует представление об объективности внешнего мира и его познаваемости. Благодаря этому она выступает в единстве двух своих ипостасей – субстанции и объективной реальности. Поэтому смыслосодержательная характеристика материи ”наделяется“ в этом отношении свойствами объективности, субстанциальности, чувственной данности. В силу такого онтологического статуса данной категории, возможно решить следующие ”доктриальные проблемы:

а) единства мира – унитарность существующего определяется общим базисом существования;

б) концептуального монизма – многообразие существующего выводится из модификации единой основы;

в) богатство форм мира – многоликость действительности обусловлена имманентной эволюцией – естественно-историческим процессом, качественными изменениями, трасформацией общей основы”. Кроме этого, оказалось возможным доказательство вторичности, производности идеального, сознания, мышления. Материя как объективная реальность есть единственный источник человеческих знаний о мире — реально-природном, общественно-историческом и духовно-мыслительном. Между этими ”мирами“ существуют причинно-следственные (каузальные) связи и отношения, определяющие их диалектическое тождество и различие. Они генетически связаны друг с другом. На этом положении выстраивается диалектико-материалистическая (научно-философская) картина мира, основные черты которой заключаются в следующем.

В общем плане ее можно охарактеризовать как атрибутивную концепцию мира и его материального единства. Согласно этой концепции материя выступает одновременно не только causa sui самой себя, но и causa всего существующего. Ничего кроме материи нет и быть не может. Она не возникает и не исчезает, а лишь изменяется, сохраняясь, и сохраняется, изменяясь. Она обуславливает и порождает все существующее, она неисчерпаема в свойствах и формах своего проявления. Действительное единство мира ни в его бытии, а в его материальности – в объективности его бытия. Именно поэтому понятие субстанциальности материи означает лишь признание материального единства мира, абсолютности и всеобщности материи как основы всех изменений. Ничего другого за этим философским понятием не скрывается.

Единство мира актуализируется и обновляется в его количественном и качественном многообразии. В мире существует бесчисленное множество структурно и системно организованных материальных объектов, вещей, предметов, которые в совокупности составляют единую Вселенную, которая дана нам в практике и теории. Следовательно, нет какой-то всеобщей материи, а есть бесчисленное множество конкретных единичных вещей, бесчисленное множество разнообразных материальных образований (систем). Между ними существуют генетические, структурно-функциональные, причинно-следственные, прямые и опосредованные, необходимые и случайные, существенные и несущественные связи и отношения. При этом вещи и явления находятся между собой в состоянии не только взаимосвязи, но и изолированности друг от друга. Связь и изолированность (раздельность) всегда существуют вместе, являются необходимыми сторонами всякого конкретного отношения между вещами, явлениями, событиями, действиями. Это, в свою очередь, предполагает следующее. Все вещи и явления могут быть связаны в одних отношениях и не связаны в других; в них проходят изменения, предполагающие изменения и в других, но есть и такие изменения, которые не предполагают изменений в других явлениях и вещах, событиях и системах. Учет этого положения в научном познании является важным методологическим требованием. Ведь научное познание всегда ”работает“ в рамках ”вещь – свойство – связь – отношение“. Отсюда настоятельная необходимость определения качеств самих связей и отношений. Любой вид связей уже предполагает изменения, но не всякие отношения связаны с изменениями. Именно это и выявляется в процессе познания: все вещи (объекты) находятся в определенной изолированности (раздельности) друг от друга. В силу того, что ”существенное отношение есть определенный, совершенно всеобщий способ явления”, становится возможным выделение вещи из массы других для определения присущих только ей свойств, качеств. Следовательно, вполне методологически состоятельны и феноменологический, и системноструктурный методы, применяемые сегодня в исследовательской практике многих наук.

Объективная реальность (материя) и ее конкретные виды и формы проявления выступают в диалектическом единстве сущности и существования, поэтому вполне естественно возникает необходимость определения сущностной природы исследуемого объекта. Отсюда вытекает методологическое требование всестороннего рассмотрения вещей: выделить как можно большее число качеств, связей, отношений в их органической взаимосвязи с основным – субстанциальным – свойством. Это требует рассмотрения вещи с точки зрения присущих ей внутренних связей, свойств, отношений, определяющих сущность (природу) вещи как данной, качественно отличной от других, даже принадлежащей к одной и той же совокупности (множеству, классу). Как концептуальное знание о мире философия опирается на общий мировоззренчески-методологический принцип материализма. Суть его в том, что ”из ничего ничто не может возникнуть, ни одна вещь не может превратиться в ничто”. В этом отношении философия ”говорит“ об абсолютности и вечности материи, ее несотворимости и неуничтожимости, системно-структурном многообразии проявления, многообразии связей и взаимных превращений материальных объектов. Такой акцент позволяет не только связывать содержание материи с естественнонаучными представлениями о конкретном строении вещей, их структурной организации, но и дает возможность акцентировать внимание на то, что наука и научное познание занимаются лишь исследованием тех или иных проявлений материи: ее модусами, атрибутами, уровнями и системно-структурными формами организации конкретных явлений природы, общества и человеческого духа. Данное обстоятельство позволяет понять, что материально-субстанциальные основания всего сущего и существующего отличаются бесконечным разнообразием и неисчерпаемостью, подвижностью и изменчивостью, рассмотреть причины активности материи, ее собственную способность и способность материальных вещей и систем к самодвижению, эволюции, развитию. В русле осознания активности материи формируется представление, что она сама представляет собой ”как бы свернутое единство всего, что возникает через движение”. Потому именно движение как способ бытия материи есть начало природы и ”ключ“ к пониманию ее активности. ”Активность есть существенное свойство материи, что без нее материя не может быть правильно понята...”. Следовательно, материя немыслима без движения, а движение немыслимо без материи. Движение в самом общем (философском) смысле есть выражение способности материи, внутренне ей присущей, к изменениям, количественным и качественным превращениям. Эта ”способность“ материи реализуется благодаря противоречивой природе движения.



Наши рекомендации