Проблема человека в древнекитайских учениях.

Человек соединил в себе небесное и земное, доброе и злое, темное и светлое, мужское и женское, изменяющееся и постоянное, а потому он как бы встал вровень с Землей и Небом. По мнению китайцев, от человека зависит, будет ли Вселенная функционировать так, как ей положено или нет, поэтому любая безнравственность и смута в обществе отзывается на состоянии природы и Космоса, что находит выражение в различных природных явлениях. Поэтому жизненный путь человека рассматривался древнекитайскими философами не только как выражение всеобщего мирового порядка, но и как результат собственных усилий и поступков человека.

Человек в древнекитайской философии (и медицине) рассматривается как мир в миниатюре, как отражение макрокосмоса и состоит из пяти первоэлементов, попадающих в организм с пищей. Человек – это целостная система, в которой каждый орган соответствует определенной первостихии. В этой системе все взаимосвязано и взаимно зависимо, все части макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека) имеют общую функциональную структуру.

Жизнь человека образована энергией ци Неба и Земли и находится под влиянием четырех времен года. Энергия весны направлена на физическое и духовное рождение, замену старого новым, очищение. Ей свойственны умеренность и мягкость. Энергия лета – это красота, сила, мощь. Нужно дать возможность проявиться этим качествам, т.к. они соответствуют энергии Ян, которая нормально циркулирует в этот период и стремится к выходу наружу. Энергия осени – это состояние внутренней наполненности, покоя, уверенности. Необходимо стремиться к самоуглубленности. Энергия зимы требует сохранения духовной энергии путем сбережения тепла. Все, что накоплено в предыдущие сезоны, необходимо использовать аккуратно и бережно, чтобы оставить силы для весны. Весна и лето – это время действия стихии Ян, а осень и зима – инь. В соответствии с этим законом человек должен организовывать свою жизнь в каждое из времен года.

В даосизме истинной целью человеческого существования провозглашается достижение индивидом состояния полной идентичности с сущностью мира (Дао). Это может быть достигнуто через слияние с природой и Дао. Главным методом достижения этого состояния является «не-деяние». Для обретения подобного состояния в даосизме предлагаются специальные практики психотренинга и психической саморегуляции. В человеке в соответствии с законом единства Дао-вселенной психофизиологические процессы подчинены универсальным космическим закономерностям, и это открывает путь для слияния человека с природой, космосом, Дао.

Учение о единстве мира, его вечности и подобии человека Космосу привело к возникновению идеи о том, что и человек может быть вечен. Гибельной для человеческого организма является дисгармония в самом себе и в отношениях с миром. Эта дисгармония является результатом отступления от Дао. Следовательно, перенесение свойств Дао на тело человека может сделать его преображенным и вечным.

Познание человека как элемента Космоса и человеческого общества, живущего в соответствии с законами природы и законами, устанавливаемыми людьми – это центральная проблема всей древнекитайской философии.

В конфуцианстве наибольшее внимание уделялось проблеме наличия добра и зла в человеке, возможностях увеличения доли одного и уменьшения доли другого при помощи воспитания и образования. Конфуций считал, что изначально человек нейтрален к добру и злу. Его последователи расходились во мнениях. Одни считали, что человек от природы добр (Мэн-цзы), другие, что он содержит в себе зачатки доброго и злого начал (Дун Чжуншу). Но все они сходились во мнении о том, что при помощи воспитания можно усилить, развить доброе начало и нейтрализовать злое. Поэтому в конфуцианстве всегда большое значение придавалось семье, нормам семейного существования людей. Но при этом считалось, что семейное воспитание должно дополняться образованием. Главную роль в образовании должно играть изучение истории, т.к. именно на материале конкретных исторических событий и их последствий легче всего научить человека распознавать добро и зло, привить ему стремление к добродетелям и внушить страх перед пороками.

Переходя к рассудочному осмыслению причинности мира в разнообразных проявлениях его постоянства и изменчивости, человек должен был по-новому увидеть и свое место, предназначение в нем. Он по-прежнему ощущал себя в неразрывности с космосом в целом, но уже задумывался о существовании первопричины, первоосновы бытия, некоего абсолюта.

В Китае первооснова бытия понимается как единое, «великое начало, способное родить, наделить и погубить» человека, которое обожествлено в Небе (Тянь). Небо – всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и дает ему правило жизни. Оно является олицетворением небесной стихи, социального и космического порядка в мире. Освещение общественных устоев, их сохранение и поддержание – важнейшая социальная функция культа Неба.

Культ предков в Древнем Китае стал формой почитания представителей предшествующих представителей рода. Представляя собой систему обрядов и ритуалов, он бал нацелен на сохранение существующего в мире порядка, сохранение связи между поколениями, благодаря которой передается опыт сохранения этого порядка.

Складывающееся несколько позже представление о человеческом совершенстве предполагает, прежде всего, следование правилам, ритуалу, этикету. «Этикет» помимо норм непреходящей ценности, вроде правдивости, доброты, смелости, морального императива «то, что я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим», включал в качестве первостепенных принципов добродетели уважение и строгое подчинение сложившемуся разделению социальных ролей.

Конфуций рассматривал человека и его мышление как особый предмет природы, который и подчиняется и противостоит ей. По мнению Конфуция, судьба человека определяется Небом. Но многое в ней зависит и от самого человека – кропотливого познания им жизни, бытия мира

Теоретики конфуцианства отмечали значение эмоций и чувств в жизни человека и в соответствии с учением о «благородном муже» выработали о них определенное мнение. Они подразделяли чувства на положительные и отрицательные в соответствии с этическими нормами, но при этом все чувства рассматривались как форма проявления низменных, животных инстинктов человека. По мнению конфуцианцев, эмоции искажают восприятие человеком окружающей среды, являются неподконтрольными разуму, активизируют в человеке дурные наклонности и толкают его к совершению дурных поступков. Поэтому «благородный муж» обязан был уметь управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять свои чувства и сохранять невозмутимое, спокойное состояние, способствующее проявлению человеколюбия, мудрости, верности, благопристойности и справедливости.

Китайская медицина

В китайской медицине слились естественнонаучные эмпирические наблюдения и философские идеи о нравственности как основополагающем элементе человеческого существования. Нравственное самосовершенствование человека считалось необходимым компонентом сохранения здоровья, как духовного, так и телесного.

Теоретической основой китайской медицины являются многие идеи древнекитайской философии, развивавшиеся как в даосизме и конфуцианстве, так и в других философских школах и направлениях. Это учение о Ян и Инь, учение о пяти первоэлементах, составляющих все существующее в мире, включая человека, учение о жизненной энергии (ци).

Ци, по мнению китайских врачей, поддерживает динамический баланс физиологических процессов в организме человека. Эта энергия движется по меридианам – невидимым каналам внутри организма человека, которые в определенных точках открываются для связи с космосом путем обмена энергии. Считается, что существует 12 парных меридианов (соответственно правой и левой половине тела). В соответствии с учением о пяти первоэлементах все меридианы «отвечают» за тот или иной элемент. Происходит вечный круговорот элементов и соответственно движение энергии по меридианам.

Древнекитайская медицина, в которой тесно переплетено философское и медицинское знание, понимает здоровье человека как гармоничное распределение энергии ци по системе энергетических каналов (меридианам) в его теле. Болезни нарушают энергетическую гармонию, что выражается в возникновении избытка энергии в одном меридиане с обязательным недостатком ее в другом. Китайские врачи считали возникновение болезней результатом нарушения соотношения инь и ян в организме человека при избытке или недостатке жизненной энергии ци.

Нарушение правильного взаимодействия первоэлементов рассматривалось древнекитайскими врачами как проявление болезни. Различные соотношения этих нарушений объединялись в 16 синдромов, которые подразделялись на две группы в соответствии с избытком или недостатком ян и инь в организме. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой.

В китайской медицине считается, что внутри организма энергия, подчиняясь определенному природой ритму последовательно переходит из одного меридиана в другой. Например, в 3 часа ночи она из последнего меридиана печени переходит в первый меридиан легких. Каждые два часа происходит естественное нарушение энергетического баланса организма. В одном меридиане возникает избыток энергии, в другом – недостаток. Остальные меридианы в здоровом организме в это время имеют нормальное количество энергии. Суточный кругооборот энергии внутри человеческого организма подчинен ритму вращения Земли вокруг своей оси, движение Земли подчинено ритмам движения энергии космоса – в этом проявляется закон Дао, закон Природы.

Последовательность перехода ци из меридиана в меридиан позволяет регулировать приток и отток энергии. Это и составляет единое духовно-материальное начало человеческого мира. Рождение какого-либо существа связано с концентрацией ци. Рассеяние этой субстанции означает смерть.

Излечить болезнь можно только через снижение энергетического уровня в меридиане с избытком энергии и пополнение энергии в меридиане с ее недостатком. Китайская медицина выработала перечень законов для создания энергетического равновесия в организме.

Медицинские знания древних китайцев изложены в ряде трактатов. Наиболее известный трактат называется «Канон медицины» («Хуанди Нэй цзин». Он был составлен ориентировочно в III веке до н.э. Этот трактат состоит из 18 книг, из которых первые девять посвящены описанию строения и функций организма, диагностике и лечению заболеваний, а девять последних – описанию метода чжень-цзю терапии (иглоукалыванию и прижиганию).

Учение чжэнь – цзю терапии утверждает, что энергия ци от каждого органа нейтрализуется определенным меридианом (каналом). Все органы тела и объединенные с ними ткани направляют энергию именно к тому меридиану, который «контролирует» их деятельность.

С этих позиций был разработан универсальный метод лечения иглоукалыванием. Введение иглы на определенную глубину имело своей целью удаление излишней или восполнение недостающей жизненной энергии. Введение игл осуществлялось в известных точках на теле человека. Археологические раскопки, в результате которых были обнаружены, костяные, бамбуковые, золотые, серебряные, каменные, в том числе из кремния и яшмы иглы для чжень-цзю терапии, и исторические хроники позволяют говорить о том, что этот метод применялся уже во II веке до н.э.

До сих пор наука не может полностью объяснить механизм лечебного воздействия иглы, введенной в определенную точку человеческого организма, но достоверно установлено, что такое воздействие изменяет биохимические процессы, происходящие во внутренних органах и тканях.

В соответствии с основными философскими идеями выбирались и лекарственные средства. Три четверти из них были растительного происхождения, а остальные – животного и минерального. Из китайской медицины пришли в мировую практику многие лекарственные растения. Это жэнь-шень, лимонник, камфора, чай, ревень. И животных средств – это панты оленя, желатина, из минеральных веществ – железо, ртуть, сера и др.

Китайские врачи были убеждены, что медицина не всегда может спасти от смерти тяжело больного, но только она способна продлить полноценную физическую и духовную жизнь человека.

Главную цель своей деятельности китайские врачи видели в упреждении болезней. В Древнем Китае было возведено в рамки официальной доктрины требование предупреждения болезней: «Мудрый лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, - это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучает жажда или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?».

Приложение 1

Из истории Древней Индии…

На формирование религиозно-философских учений Индии оказывало значительное влияние вторжение на ее территорию различных завоевателей. Первыми из них считаются арии, центрально-азиатские племена, нашествие которых осуществлялось в период с 1500 по 1200 гг. до н.э. Ученые предполагают, что древние индоарии имели общие ближневосточные корни с греками, так как их верования во многом сходны с представлениями эллинов. В доарийскую эпоху, с 2500 по 1700 гг. до н.э. в долине реки Инд существовала Хараппская цивилизация, которая также оказала влияние на формирование индуизма. В период с 600 по 500 гг. до н.э. территория полуострова Индостан подверглась нашествию персов, которые исповедовали зороастризм. (Зороастризм – это древнеиранская религия, названная по имени ее создателя Зороастра, жившего ориентировочно в X-YII вв. до н.э.). В 300-100 гг. до н.э. в страну вторглись войска под предводительством Александра Македонского.

В 800-1800 гг. нашего тысячелетия Индия подверглась сильному влиянию исламской культуры, а начиная с 19 века и до середины 20 века (1946 г.) находилась под сильным влиянием христианства, являясь колонией Британской империи.

Приложение 2

Индуизм

Индуизм–совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, сформировавшихся в течение последнего тысячелетия в Индии и связанных с культами основных индуистских богов Шивы и Вишну. Индуизм продолжает и развивает в новых условиях традицию «Вед». Самые разнообразные идеи, течения и направления мирно сосуществуют друг с другом. В этом особенность индуизма: его приверженец может выбрать среди многих объектов культа и многих способов его почитания то, что психофизиологически ему ближе. Общими чертами всех направлений индуизма являются принятие кастовости, признание учения о переселении душ, стремление к освобождению в сансаре от привязанностей земной жизни, которое понимается как избавление от страданий и превратного бытия – мире невечных и конечных вещей и явлений.

Приложение 3

Легенда о Будде

Сиддхартха Гаутама был сыном царя индийского племени шакья и жил в полном благополучии до тех пор, пока однажды, выехав за ворота дворца, не увидел калеку, старца, похоронную процессию и монаха-аскета. Эти четыре встречи потрясли Гаутаму, ранее не знавшего, что в мире есть горе, побудили его покинуть дворец, начать жизнь аскета. Прозрение наступило после шести лет поисков и сомнений. Он понял, что жизнь есть страдание, что оно имеет причины и существует путь к избавлению от страданий. Гаутама начинает проповедовать свое учение, а поскольку оно пришло к нему через озарение, просвеление его сознания, то его назвали Буддой (просветленным).

Приложение 4

Наши рекомендации