Диалектика процесса познания
Процесс познания – это исторически развивающийся процесс субъективного отражения человеком объективного мира в ходе общественной практики. Оно включает в себя две неразрывно связанные стороны: чувственную и рациональную.
В истории философии сформировались две парадигмы – эмпиризм и рационализм, которые расходятся в понимании источника истинного знания и оценки эффективности существующих форм познания.Вот что пишет по поводу этих двух крайностей Ф.Бэкон: «Те, кто занимались науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики подобно муравью только собирают и пользуются собранным. Рационалисты подобно пауку из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением»2.
Эмпиризм (от гр. empeiria – опыт) – философская концепция, согласно которой чувственный опыт является основным и единственным источником знания. Эта доктрина давно сформулирована как известный афоризм: «Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах». Все знания основываются на опыте или получаются посредством опыта. Содержание знаний сводятся к опыту или являются описанием опыта. Эмпиризм недооценивает роль научных абстракций, отрицая относительную независимость мышления. В истории философии эмпиризм был представлен английскими философами Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Д. Локк, французскими материалистами XVIII века - Д.Дидро, П.А.Гольбах, Ж.О.де Ламетри. К.А.ГельвецийД. а также английскими идеалистами - Д.Юм, Д. Беркли и др.
Рационализм (лат. rationalis – разумный) – философское течение в теории познания признающее сознание и мышление основой познания и поведения, а истина, следовательно, содержится только в разуме. Противоположен эмпиризму и сенсуализму. Рационализм преувеличивает роль разума в познании, отграничивая его от чувственного опыта. Одновременно эмпирическое познание отрицается или рассматривается как несовершенное. Рационалисты считают, что в нашем мышлении содержатся такие знания, которые не могут быть выведены, дедуцированы из опыта. Только разум может дать истинные знания. Некоторые рационалисты развивали концепцию врожденных идей (Р. Декарт, Г. В. Лейбниц) или учение об априорных или апостериорных знаниях (И. Кант). Представителями рационализма были Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Шеллинг, Гегель.
Отражение представляет основу диалектико-материалистической теории познания. Оно выражает отношение предмета (как первичного) и образа (как вторичного). Все разновидности и уровни сознания и научного познания представляют собой формы отражения. Философия рассматривает социальное отражение диалектически как сложный и противоречивый процесс, процесс взаимодействия чувственности и разума, интеллектуальной и практической деятельности, процесс в котором человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на окружающую действительность, превращая и приспосабливая её к своим целям.
Процесс познания выступает как взаимодействие двух ступеней – чувственной (ощущение, восприятие и представление) и рациональной (понятие, суждение и умозаключение).
а) Чувственное познание есть познание непосредственное, конкретно-образное, поверхностное, познание единичного, явления. Это познание дает нам первичную информацию и является исходным моментом социоотражения, оно реализуется в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Мышление, познание невозможно без взаимодействия с органами чувств.
Ощущение есть отражение отдельных сторон и свойств предметов материального мира, является результатом воздействия предметов на органы чувств. Ощущение есть субъективный образ объективного мира, результат взаимодействия субъекта с объектом. Оно содержит что-то от субъекта (форма воспроизведения объективного мира) и что-то от объекта (содержание ощущения). Субъективный идеализм понимает ощущение только как субъективное, только как продукт деятельности субъекта. Поэтому неоправданно преувеличение, противопоставление этих моментов (субъективного и объективного в ощущениях). Г. Гельмгольц (немецкий физиолог, автор теории символов) считал, что образ не отражает объективную реальность, а есть условный знак, символ.
Однако нельзя отождествлять образ и знак, поскольку это разные вещи. Образ есть копия предмета, он совпадает с отраженным предметом. Знак есть условное воспроизведение действительности, структура и содержание знака не совпадает с предметом. Знак (символ) социокультурный феномен и главное в нем - значение (информация, которую он содержит). Знак есть не всякий предмет, а только тот, который наделен определенным смыслом и функционирует в соответствующих условиях.
Другой немецкий физиолог, И. Мюллер развивает теорию специфической энергии органов чувств, согласно которой человек познает не явления объективного мира, а только изменения в органах чувств, их специфическую энергию. Внешний мир является только пусковым механизмом функционирования органов чувств, а дальше они дают «ту продукцию», на которой они специализировались. Когда говорим об объективном содержании чувственных образов, надо иметь в виду, что это содержание не только вызвано воздействием внешнего мира, но и имеется определенное соответствие между образом и отражаемым предметом.
Восприятие – это чувственное отражение, воспроизведение предмета в целом, целостный образ отражаемых вещей и явлений. Если ощущение есть отражение одной стороны или свойства предмета, то восприятие это совокупность свойств, отражение всех характеристик и отношений. В практической деятельности мы имеем дело больше с восприятиями, чем с ощущениями. Мы отражаем предметы и явления как таковые, целостные. И только в определенных моментах фиксируем внимание на отдельные стороны, которые и являются ощущениями (цвет, запах, вкус, форма и т.д.).
Представление – третья форма чувственного отражения есть воспроизведение образа предметов и явлений, которые имели место в прошлом. Представление – это чувственный образ явлений, с которыми человек в данный момент не взаимодействует, это воспроизведение образов из памяти. Поэтому представления, как и ощущения, носят конкретно-образный характер.
б) Рациональное познаниекачественно специфическая ступень отражения действительности, более мощная формапознания. Это опосредованное (ненаглядное) познание, на основе одних знаний мы получаем другие. Специфика рационального познания в том, что это такая мыслительная деятельность которая может функционировать и тогда, когда предмет познания не включен непосредственно в субъект-объектные отношения. Рациональное познание дает нам обобщенные, абстрактные знания, раскрывает сущность предметов и явлений, воспроизводит мир в понятиях и законах. Это познание связано с абстрактным мышлением и языком. К формам рационального познания относится понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это обобщенное отражение предметов и явлений, это отражение наиболее общих и существенных свойств, когда мы отвлекаемся от второстепенных и несущественных характеристик. Понятия образуются на основе сравнения, анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования. Они фиксируются в лингвистических формах и составляют смысл соответствующих языковых выражений. Понятия связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление их точного значения и оперирование ими в процессе мышления. Самые общие понятия называются категориями. Суждение есть мысль, выраженная в форме предложения и в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах и явлениях. Суждение может быть простой и сложной. Гносеологическая функция суждения состоит в том, что оно определяет отношение субъекта и объекта. Посредством суждений формируется оценочное отношение к действительности. С помощью суждений соединяются знания с их оценкой, возникают новые знания на основе других знаний. Умозаключениеесть такая форма мышления в процессе которой из одной или нескольких суждений выводится новое суждение, логически вытекающее из предыдущих. Умозаключение есть форма познания объективного мира на уровне абстрактной ступени.
В познании чувственное и рациональное тесно связаны между собой, взаимодействуют. Их единство проявляется в том, что наши чувства осмысленны, понятны (мы не только видим, но и понимаем), а наши логические размышления всегда основываются на данные опыта. Как ни были абстрактны понятия, они имеют наглядный прототип. Основой чувственного и рационального является социальная практика. Практика соединяет человека с реальностью через чувственный опыт, в практике индивид соотносит свои идеи и мысли с чувственно созерцаемыми предметами. Сегодня познание рассматривается не только как взаимодействие этих двух ступеней (чувственное и рациональное). Социальная когнитология выделяет новый момент в процессе познания - инфосферу, информационную среду как решающий фактор в повышении интеллекта индивида и общества.
Чувственное и рациональное познание очень важно для медицины, как на уровень обследования больного (умение видеть и распознавать симптомы), так и в процессе формулирования диагноза. Последний представляет собой цепь суждений и умозаключений и следовательно необходимо соблюдать их правила, чтобы исключить возможные ошибки.
Особое значение в процессе познания имеет интуиция, как особая форма познавательного процесса. Этот вид познания присущ только человеку и проявляется он особенно в научной, творческой деятельности Homo Sapiensa1.
Проблема истины
Результатом материальной и духовной дяетельности людей являются знания – полученная, переработанная и усвоенная в процессе познания семантическая информация. Знания являются идеальным выражением свойств и отношений предметов и явлений окружающего мира (в виде знаков, формул, понятий). В знаниях фиксируется человеческий опыт, формируется идеальный план деятельности. По своей сущности и способу функционирования знания являются социальным феноменом. Они образуют сложную систему, которая существует как социальная память, и передается от поколения к поколению посредством культуры и языка.
Существуют обыденные и научные знания (последние в свою очередь делятся на эмпирические и теоретические). Наука как совокупность систематизированных знаний выражается в виде законов и теорий. Кроме науки в обществе существуют мифологические, религиозные, нравственные, эстетические и другие знания, которые отражают различные типы деятельности и отношений. Знания необходимы для дальнейшего развития познания и практической деятельности людей.
Однако самая главная проблема теории познания является проблема истины. Все гносеологические проблемы относятся к выяснению следующих вопросов: Что такое истина? Каков её характер? Как она может быть достигнута? Истина относится к мировоззренческим проблемам и находится в одном ряду с такими понятиями как добро, благо, справедливость, смысл жизни. В зависимости от того как понимается истина и способ её достижения, таковы будут активность и гражданская позиция человека.
Истина– философское понятие отражающее адекватное соответствие образа с предметом, знаний с объективной реальностью. Истина – это такие знания, которые адекватно отражают объективную реальность, воспроизводят познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.
Р. Декарт отмечал, что истина – в собственном смысле слова означает соответствие мысли предмету1. Будучи результатом субъективной деятельности человека, истина объективно воспроизводит существующий реальный мир. В этом смысле истина объективна – в ней фиксируется содержание, относящееся к объективным предметам, существующими независимо от сознания, от человека, человечества. Это имел в виду Аристотель, когда отмечал: «…не потому ты бледен, что мы правильно считает тебя бледным, а, наоборот, именно потому, что ты бледен, мы, утверждающие это, говорим правду»2.
Истина относится к нашим знаниям о мире. Мир как таковой не является ни истинным, ни ложным. Знания субъективны по форме и объективны по содержанию. Истина относится только к содержанию наших знаний. Основной принцип оценки истинности знаний является гносеологический принцип соответствия образа предмету. Другими словами, истина не зависит от человека, человечества, эпохи, количества голосов. Другой, кроме как объективной истины, нет и не может быть. Например, представление о неделимости атома, принятое большинством ученых и продержавшееся до конца 19 века, не означает, что это была истина.
Идеалистическая парадигма подменяет основной гносеологический принцип (соответствия образа предмету) субъективизмом. Например, экзистенциалисты признают истинными такие знания, ради которых человек готов пожертвовать своей жизнью, конвенционалисты утверждают, что истина есть результат соглашения ученых, прагматисты связывают истину с пользой, махисты – с экономным мышлением. Субъективистское понимание истины, отрицание объективного содержания наших знаний ведет к отрицанию истины вообще.
Но как возможна объективная истина, если окружающий мир и знания о нем находятся в процессе постоянного изменения и развития? Истина есть исторически обусловленный процесс, истина возможна только как процесс. Знания людей не есть нечто окостеневшее, застывшее, они подвижны как и сама действительность. Изменяющаяся действительность может быть верно познана лишь с помощью изменяющихся представлений и понятий. Познание объективного мира никогда не может быть полностью завершено, оно постоянно совершенствуется, пополняется все новым содержанием. В связи с этим различают абсолютную и относительную истины – философские категории отражающие диалектический путь познания от неполных знаний к более полными.
Абсолютная истина – философская категория, отражающая полное соответствие образа и предмета, это полные и исчерпывающие знания об окружающей действительности. Эти знания не зависят от развития познания и общественной практики и могут быть признаны вечными истинами. Примерами абсолютной истины могут быть констатация определенных событий и фактов (Кишинэу – столица Республики Молдова, М. Эминеску родился 15 января 1850 г.), или фундаментальные принципы и законы науки (вещество состоит из атомов, сознание – функция мозга, материя есть объективная реальность). Абсолютная истина относится к отдельным свойствам, аспектам, частным проявлениям объективного мира. Метафизическая концепция если и признает истину, то только абсолютную истину. Диалектическая парадигма утверждает, что познание есть бесконечный процесс, поэтому человечество никогда не сможет познать мир полностью и окончательно. Большая часть человеческих знаний относительны и формулируются как относительные истины.
Относительная истина – философское понятие, отражающее неполное совпадение образа и предмета. Это такие знания которые верно, но не полно отражают действительность, не охватывают все стороны и аспекты, остается что-то непознанное. Относительная истина включает в себя такие моменты, которые в процессе познания будут углубляться и дополняться. В ходе познания имеет место переход от относительной истины к абсолютной. Абсолютную истину можно понять как сумму относительных истин. А в относительной истине содержатся элементы, частички абсолютной истины (то что в последствии сохраняется и дополняется).
Относительная и абсолютная истины диалектически взаимосвязаны, выражая разные аспекты одной и той же объективной истины. Например, суждение «сознание – функция мозга» есть абсолютная истина, но достаточно поставить вопрос, все ли мы знаем о сознании как функции мозга, как это суждение становится относительной истиной. Метафизики отрывают эти истины друг от друга, преувеличивая то одну, то другую. Догматизм – принцип согласно которому мир и человеческое познание неизменно, статично, соответственно и теоретические формулы (знания) являются неизменными догмами. Представители догматизма преувеличивают абсолютный момент истины, считая, что истины должны быть неизменными, вечными, что ведет к застою науки и практики. Релятивизм, наоборот, утверждает, что в мире все относительно, изменчиво, поэтому и человеческие знания изменчивы и обладают значимостью только для определенной точки зрения, в определенных условиях. Они преувеличивают момент относительности, таким образом отрицая существование объективной истины. Единство абсолютной и относительной истины в том, что человеческое познание способно достигнуть абсолютной истины, однако не в смысле «вечной», «неизменной», «окончательной истины в последней инстанции», она дается человеку лишь через относительные, находящиеся в процессе развития, истины.
Вместе с тем истина конкретна, абстрактной истины нет. Требование конкретности истины означает, что предмет или явление надо рассматривать в тех условиях места и времени, в тех связях и отношениях, в которых данный предмет существует и развивается. Любое положение науки, суждение о мире будет истиной если её рассматривать только в соответствующих пространственно-временных условиях существования. Например, суждение «дождь полезен» будет истиной в условиях засухи и никак в условиях, когда нужно убирать урожай.
В медицинской деятельности основной формой познания является диагностика. Установление диагноза – сложный познавательный процесс, сущностью которого является отражение объективно существующих закономерностей в сознание врача. Истинность диагноза зависит от совпадения заключений врача с самим патологическим процессом. Если они не совпадают – это врачебная ошибка. Если диагноз истинный, то возникает другой вопрос: какая это истина - относительная или абсолютная? Надо признать, что в заключениях врача есть и абсолютная истина (констатация каких-либо фактов, данные лаборатории или патанатомического вскрытия) и относительная истина (форма болезни, тяжесть процесса и т.д.).