Цели и виды практических занятий
К основным видам учебных занятий наряду с другими (лекция, семинар, контрольная, лабораторная работа, консультация, практика, курсовая работа) относится практическое занятие, которое направлено на формирование профессиональных практических умений.
Состав и содержание практического занятия определяется его ведущей дидактической целью: формирование практических умений, в том числе и профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности).
Состав и содержание практических занятий направлены на реализацию государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Они должны охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентированна данная дисциплина и вся подготовка магистранта. В процессе практических занятий студенты выполняют различные задания, работы. Практические работы могут носить репродуктивный, частично - поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировок), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий, от студентов требуется самостоятельный подбор необходимого оснащения, выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы.
Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
Содержание практических занятий является решением разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, работа нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление специальных документов и др. На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем будут закрепляться в процессе выполнения прохождения практики.
Тематика, содержание и количество часов, отводимое на практические занятия, зафиксированы в рабочих программах соответствующих дисциплин. Состав практических заданий планируется с таким расчетом, чтобы за отведенное время студенты смогли их качественно выполнить.
Методические рекомендации по проведению практических занятий рассматриваются цикловыми комиссиями. В них должны быть раскрыты основные требования, определяющие:
- условия проведения практических занятий;
- состав и содержание материалов, необходимых преподавателю для проведения практических занятий;
- основные этапы практических занятий;
- структуру оформления практических занятий;
- оценку за выполнение заданий (пятибалльная система или зачет);
- формы отчетности.
При проведении практических занятий использовать различные формы организации работы студентов: фронтальную, групповую, индивидуальную. Каждая из них позволяет решать определенные дидактические задачи: Разнообразить работу студентов, повышать ответственность каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ, повышать качество подготовки студентов.
Основными этапами практического занятия являются:
• проверка знаний студентов – их теоретической подготовленности к занятию;
• инструктаж, проводимый преподавателем;
• выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
• последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладевания студентами запланированными умениями.
3.2 Практическая работа студентов при выполнении расчетно-аналитических домашних заданий
Выполнение расчетно-аналитических заданий позволяет закрепить и более глубоко освоить отдельные темы дисциплины.
Расчетно-аналитическое задание может быть выдано студенту преподавателем в качестве домашнего. В этом случае студент самостоятельно подбирает и изучает требуемый теоретический материал; собирает необходимую информацию, выполняет ее обработку и соответствующие расчеты, анализирует полученные результаты. Выполненное домашнее задание оценивается преподавателем в форме ответов на вопросы.
3.3 Практическая работа при подготовке к текущей и итоговой аттестации
Подготовка к текущему и итоговому контролю заключается в повторении пройденного теоретического материала и результатов выполненных практических заданий, изучении вопросов, подлежащих самостоятельному освоению. Текущий и итоговый контроль знаний студентов могут осуществляться посредством тестирования.
Тестирование – одна из форм проверки и самопроверки знаний по изучаемой дисциплине. Отвечая на вопросы тестов, студенты могут оценить свои собственные знания, а также выявить необходимость их восполнения.
Работа с тестами требует не только хороших знаний по дисциплине, но и определенных навыков, которые приобретаются в ходе постоянной работы с тестовым материалом. Во-первых, тесты построены на инверсии – особой мыслительной деятельности, при которой информация может варьироваться. Этот навык требует времени и тренировок. Во-вторых, важно на учебных занятиях, при конспектировании выделять «главные, ключевые слова», которые выражают суть изучаемого материала. В конспекте такие «ключевые слова» лучше выделять – печатными буквами, цветом, подчеркиванием или другими приемами, которые помогут визуально запомнить информацию.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. История, философия и методология науки и техники [Текст]: учебник для магистров / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А П. Назаретян; Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана; под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2015. - 384 с
2. Философия и методология науки [Электронный ресурс]: учебник для магистратуры / Г.Н. Кузьенко, Г.П. Отюцкий. - Электрон. текстовые дан. – М.: Юрайт, 2016. - 450 с.
3. Философия и методология науки [Текст]: учебное пособие / А.А. Ершов. - Ухта: УГТУ, 2015. - 111 с.
4. Лебедев С.А. История и философия науки: учеб.-метод. пособие.-М.: МГУ, 2014.-318 с.
5. Степин В.С. Философия науки Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2013. – 384 с.
Дополнительная
1. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 408 с.
2.История и философия науки: (философия науки); учеб. пособие/ред. Ю.В. Крянев, Л.Е.Моторина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М.: ИНФРА-М, 2014.- 414 с.
4.Овчаров А.О. Методология научного исследования: учебник /А.О. Овчаров, Т.Н. Овчарова. - М.:ИНФРА-М, 2014. – 304с.
5. История и философия науки.//Учебное пособие для аспирантов и магистрантов//авт. Л.Н. Шабатура, Д.В. Плахотнюк. Тюмень: Тюм ГНГУ, 2013. - 131с
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Общие положения | |
2. | Содержание практических занятий | |
Организация практических занятий студентов | ||
3.1 | Цели и виды практических занятий | |
3.2 | Практическая работа при выполнении расчетно-аналитических домашних заданий | |
3.3 | Практическая работа при подготовке к текущей и итоговой аттестации | |
Рекомендуемая литература |
Учебное издание
Составитель
ШАБАТУРА Любовь Николаевна