Пифагорейские золотые стихи с комментарием гиерокла
Перевод с древнегреческого И.Ю. Петер
Москва АЛЕТЕЙА - НОВЫЙ АКРОПОЛЬ 2000
(http://slavya.ru/trad/foreign/greece/pifagor_poems.htm#p1)
Прежде всего почитай бессмертных богов, соблюдая
Их старшинство согласно закону, и верным будь клятве,
Славных героев, подземных демонов чти по закону,
Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним,
С теми, кто доблестью всех превосходит, поддерживай дружбу.
Делать старайся полезное людям и следуй советам.
Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок:
Где, как известно, необходимость, там и возможность.
Все это так и запомни. И не предавайся обжорству,
Сон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья.
Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний,
Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть.
Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым
И никогда старайся себя не вести безрассудно,
Но запомни, что неотвратима для смертных кончина
И что богатство то прибывает, то убывает.
Смертным по воле богов могут выпасть на долю страданья –
Ропот смири на судьбу, каким бы ни был твой жребий,
И утешенье себе постарайся найти, если можешь.
Помни, что честные люди подвержены меньше невзгодам.
Много люди слышат и добрых и злых разговоров –
Веры слепой не питай, но и не оставляй без вниманья,
Не раздражайся, узнав, что обман принимают за правду.
То же, что я говорю, всегда исполнить старайся:
Веры к тому не имей, чьи слова и дела ненадежны,
Сам же лишь то говори, что сочтешь из всего наилучшим.
Прежде чем делать, подумай, иначе получится глупо.
Бедные люди ведут себя порой неразумно,
Ты же делай лишь то, о чем сокрушаться не будешь.
Не занимайся тем делом, в котором ты необразован,
Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасной.
Должно оставить беспечность, коль дело пойдет о здоровье.
Меру важно во всем соблюдать - в еде и напитках
И в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.
Образ жизни старайся вести нероскошный и чистый,
Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасной.
Должно оставить беспечность, коль дело пойдет о здоровье.
Меру важно во всем соблюдать - в еде и напитках
И в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.
Образ жизни старайся вести нероскошный и чистый,
Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасной.
Должно оставить беспечность, коль дело пойдет о здоровье.
Меру важно во всем соблюдать - в еде и напитках
И в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.
Образ жизни старайся вести нероскошный и чистый,
Прежде чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле:
В чем провинился? Что смог совершить? И чего не исполнил?
Перебери все в уме, начиная сначала, и после
Радуйся добрым делам и себя укоряй за дурные.
Так поступай и усвой, к чему ты должен стремиться,
Так ты найдешь пути достиженья божественных качеств.
Именем клятву даю открывшего нам четверицу,
Неиссякаемой жизни источник. Берись за работу,
Лишь помолившись богам о ее окончании. Помни,
Так мирозданья бессмертных и смертных устройство постигнешь,
Что в вещах преходяще и что в вещах неизменно,
Всюду познаешь, насколько возможно, единство природы,
Мысли пустые оставишь и скрытое прежде откроешь.
Станет понятно: несчастные люди приносят страданья
Сами себе, они слепы и глухи, хотя им доступен
Путь совершенства, и мало кто знает спасенье от бедствий.
Эта несчастная участь лишает смертных рассудка,
Злая судьба постоянно бросает их с места на место.
Скрытый раздор, этим людям присущий, сопутствуя бедам,
Губит их. Не вызывай его, но избегай, уклоняясь.
Зевс, отец! Поистине ты уберег бы от бедствий,
Если б раскрыл у каждого высшей природы начало!
Ты же будь твердым: божественный род присутствует в смертных,
Им, возвещая, священная все открывает природа.
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.
Яства, сказал я, оставь те, что я указал в очищеньях
И в избавленье души, ко всему подходи с размышленьем
И руководствуйся подлинным знанием - лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесешься,
Станешь нетленным и вечным и смерти не знающим богом.
[1] См., напр.: Платон. Апология Сократа //Платон. Собр. Соч. в 4 т.: Т. I. – М.: Мысль, 1990. – С.74; Диоген Лаэртский, О жизни, сочинениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986. – С.104.
[2] Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году. – СПб.: Наука, 2007. – С.15.
[3] Там же. С.16.
[4] Там же. С.17.
[5] Во вступительной статье к трактату Ямвлиха Б. В. Черниговский замечает, что название трактата Περὶ τοῦ πυθαγορείου βίου (буквально "О пифагорейской жизни"), исходя из его содержания, можно понимать двояко: и как "Жизнь Пифагора", и как "Образ жизни пифагорейцев", и, может быть, Ямвлих вовсе не случайно избрал такой обтекаемый вариант заглавия, так как в своем трактате он описывает и жизнь Пифагора, и образ жизни его учеников, причем жизнь и деятельность учеников рассматривается как продолжение личности Пифагора, философа и учителя жизни, гармонизирующего души учеников, других людей и жизнь греческих полисов в целом и в этом своем качестве оказывающегося посланцем Аполлона или даже им самим (XIX).
[6] Ямвлих. Жизнь Пифагора. – М.: Алетейя, Новый Акрополь, 1998. – С.94.
[7] Там же: С.107.
[8] Там же. С.72-74.
[9] Там же. С.133.
[10] См.: Там же. С.144-145.
* Эсотетики (от др.-греч. ἐσωτερικός — внутренний) – буквально «допущенные внутрь».
[11] См.: Там же. С.58-59.
[12] Там же. С.144.
[13] См.: Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе. – Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. – С.51-52.
[14] См.: Там же. С.111.
[15] Там же. С.52
[16] Апулей. О божестве Сократа. Метаморфозы и другие сочинения. "Художественная литература". Москва. 1988 Кузнецов А. http://simposium.ru/node/10275
[17] Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе. – Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. – С.53.
[18] Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. — М.: Русский язык-Медиа. А.П. Гуськова, Б.В.Сотин. 2003.интернет.
[19]
[20]
[21] См.: Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления //Римские стоиеи: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995. – С.293.
[22] Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Ad Marginem,1997. – С.198.
[23] Там же. С.199.
[24] Сенека письмо к Луцилию. 124 http://royallib.ru/read/seneka_lutsiy/ nravstvennie_pisma_k_lutsiliyu. html#1647949 13.09.2014)
[25] Цитируется по: Аrnim H. von. Stoicorum veterum fragmenta. В. II, № 273. ]
[26] Беседы Эпиктета. – М.: Ладомир, 1997. – С.66.
[27] Там же. С.40.
[28] Там же. С.108.
[29] Там же. С.67.
[30] Там же. С.107.
[31] Там же.
[32] Там же. С.41
[33] Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления //Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995. – С.287.
[34] Паточка Я. Европа и пост-Европа. Постевропейская эпоха и еѐ духовные проблемы / Ян Паточка; под ред. О. Шпараги; пер. с нем. П. Прилуцкого. — Минск : И. П. Логвинов, 2011. — 203. С С.92.
[35] Ямвлих. Жизнь Пифагора. – М.: Алетейя, Новый Акрополь, 1998. – С.49.
[36] Там же. С.136.
[37] Там же. С.144.
[38] Там же. С.50.
[39] Платон. Алкивиад I //Платон. Собр. Соч. в 4 т.: Т. I. – М.: Мысль, 1990. – С.263.
[40] Диоген Лаэртский, О жизни, сочинениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986. – С. 402.
* Греч. μαθησις (матесис) – учение, изучение, познание; знание, наука.
** Греч. ασκησις (аскесис) – упражнение.
[41] Эпиктет. Беседы. Книга II, 9. Что обещает философия? http://libes.ru/130570.html#__f_108.
[42] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. – С. 147-148.
[43] См.: Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь: Репринт V издания 1899 г. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. – С.1317.
[44] Платон. Пир //Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1993. – С. 98-102. (189c-193d)
[45] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. – С.191. (7М-35DK)
[46] Там же. С.195. (16М-40DK)
* Греческое τεχνη (техне) – искусство, ремесло, наука.
** Греческое φυσις (фюсис) – природа, натура; природное свойство, характер.
[47] Аристотель. Метафизика //Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. – М.: «Мысль», 1976. – С.272. (К1059а20)
[48] Там же. С.68. (А982b1-5).
* Греческое φρόνησις (фронесис) – мышление, рассудительность, разум; разумение; мысль или образ мыслей.
** Латинское terra incognita (терра инкогнита) – буквально «земля неизвестная».
[49] Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. – М.: Аграф, 1997. – С. 26.
[50] Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994. – С. 42.
[51] Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? // Ортега-и-Гассет Что такое философия? – М.: Наука, 1991. – С.80.
[52] Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – С. 330.
[53] Там же. С. 333.
[54] Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. – М.: Аграф, 1997. – С. 26.
[55] Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. – М.: «Лабиринт», 1996. – С. 13-14.
[56] Платон. Государство //Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т. 3. – М.: Мысль, 1994. – С. 292-293. (509d-510e)
[57] (Воронина, Лишаев).
* Греческое αρχη (архе) – начало.
[58] Аристотель. Метафизика //Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. – М.: «Мысль», 1976. – С.71. (А 3. 983 b 6.)
[59] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. – С.441.
[60] Там же. С.149.
[61] Там же. С.446.
[62] Там же. С.155.
[63] Аристотель. Метафизика //Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. – М.: «Мысль», 1976. – С.76. (А 5.986а15).
[64] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. – С.469.
[65] Диоген Лаэртский, О жизни, сочинениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986. – С.342.
[66] Там же. С.346.
[67] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. – С.288.
[68] Шестов Л. На весах Иова: Странствие по душам // Шестов Л. Сочинения: В 2 т. Т. 2. – М.: Наука, 1993. – С. 27.
[69] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. – С. 35-36.
[70] Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь: Репринт V издания 1899 г. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. – С.1333.
[71] Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: В 2 кн. Кн. 2. – М.: Искусство, 1994. С.341-342.
[72] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. – С.295-296.
[73] Аристотель. Физика //Аристотель. Соч. в 4 т. Т.3. – М.: Мысль, 1981. – С.109. (Г4. 203а4).
[74] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. – С.441.
[75] Аристотель. Физика //Аристотель. Соч. в 4 т. Т.3. – М.: Мысль, 1981. – С.109-110. (Г4. 203а13-18).
[76] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. – С.481.
[77] Там же. С.441.
[78] Диоген Лаэртский, О жизни, сочинениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986. – С.342.
[79] Там же. С.346.
[80] Аристотель. Метафизика //Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. – М.: «Мысль», 1976. – С.75. (А4. 985b4-13).
[81] Аристотель. О возникновении и уничтожении //Аристотель. Соч. в 4 т. Т.3. – М.: Мысль, 1981. – С.408. (А8. 325а23-32).
[82] Аристотель. Физика //Аристотель. Соч. в 4 т. Т.3. – М.: Мысль, 1981. –С.136 (Δ6. 213b22)
[83] Там же.С.143 (Δ9. 216b22)
[84] Там же. С.109-110. (Г4. 203а13)
[85] Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1970. – С. 139-141.
[86] Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1970. – С. 166-167.
[87] Кант И. Антропология с прагматической точки зрения //Кант И. Соч. В 8-ми т. Т.7. – М.: Чоро, 1994. – С.138.
[88] Meister Eckhart. Des Morgenstern. Ausgewalt, ubersetzt und eingelertet von Hans Yiesecke. В., 1964. S. 288. Ссылка взята из книги Эриха Формма Человек для себя. См: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks322540#TOC_IDA2L31B.
[89] Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Декарт Р. Соч. в 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 1994. – С.20.
[90] Там же. С.21-22.
[91] Там же. С.21.
[92] Там же.
[93] Там же. С.23.
[94] Там же. С.24.
[95] Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. Тексты, перевод с древнегреческого. – СПб.: «Глаголъ», 1994. – С.361.
[96] Там же. С.363,365,367.
[97] Экхарт М. О сокровеннейшей глубине // Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. – М.: Политиздат, 1991. С. 23.
[98] Экхарт М. О гневе души // Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. – М.: Политиздат, 1991. С. 102.
[99] Экхарт М. Об обновлении духа // Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. – М.: Политиздат, 1991. С. 147..
[100] Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика, 1993. – С.17.
[101] Там же.
[102] См.: Там же. С.17-18.
[103] Там же. С.20-21.
[104] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. – С.295-296.
[105] Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика, 1993. – С.20-23.
[106] Там же. С.24.
[107] Там же. 22.
[108] Там же.
[109] Там же. С.23
[110] Там же.
[111] Там же. С.22.
[112] Там же.
* Трансцендирование от латинского transcendere – переходить через.
[113] См.: Петрученко О. Латинско-русский словарь. Репринт IX-го издания 1914 г. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1994. – С.240.
[114] См.: Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь: Репринт V издания 1899 г. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. – С.404.
[115] См.: Там же. С.150.
*Эти «-не» указывают на отсутствие, на ничтожение бытия в «уже-» и «еще-», точнее, на участие небытия в событии со-бытия. Небытие как конститутив экзистенции.
**Нижеследующее изложение данного разжела опирается на главу ???? работы Жана-Люка Нанси Непроизводимое сообщество: Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество. – М.: Водолей, 2011.
* Сингуляярность от латинского singularis – единственный, особенный.
[116] Хайдеггер М. Время и бытие // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика, 1993. – С.399.
[117] Платон. Тимей //Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т. 3. – М.: Мысль, 1994. – С.453. (50d)
[118] Там же. С.455. (52b)
[119] Там же. С.455-456. (52a-d)
[120] Там же. С.453. (50d)
* Хора по-гречески χωρα – страна, земля; место.
** Топос по-гречески τοπος– место; страна; местность.
[121] Там же. С.439-440. (37с-38с)
* Хронос по-гречески χρονος – время.
[122] Аристотель. Физика //Аристотель. Соч. в 4 т. Т.3. – М.: Мысль, 1981. – С.123-127. (208а25-210а14)]
[123] Там же. С.145-146. (217b34-218a10)
[124] Там же. С.147.
[125] Там же. С.147-148. (219a1-10)
[126] Там же. С.151.
[127] Там же. С.148. (219a10-15)
[128] Там же. С.151. (220b25-27)
[129] Там же. С.153.
[130] См., напр: Там же. С.147;148.
[131] Там же. С.146. (218a10)
[132] Там же. С.154. (222a10)
[133] Там же. С.185.
[134] Там же.
[135] Там же. С.149.
[136] Там же.
[137] Там же. С.150. (220a1-10)
[138] Там же. С.153 (221b7-14)
[139] Там же. С.186.
[140] Там же. С.185.
[141] Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. – СПб.: Высшая философско-религиозная школа, 2001. – С.326.
[142] Аристотель. Физика //Аристотель. Соч. в 4 т. Т.3. – М.: Мысль, 1981. – С.199. (239b)
[143] Там же. С223.
[144] Там же. С.223. (251b10-20)
[145] См.: Там же. С.111, 145, 259 и др.].
[146] Там же. С.153 (221b7-14)
[147] См.: Аристотель. Метафизика //Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. – М.: «Мысль», 1976. – С.314.
[148] См.: Там же. С.70.
[149] Платон. Тимей //Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т. 3. – М.: Мысль, 1994. – С.437. (34с)
[150] Там же. С.439. (36d-e)
[151] Аристотель. Физика //Аристотель. Соч. в 4 т. Т.3. – М.: Мысль, 1981. – С.153. (223a15-30)
[152] Ньютон Исаак. Математические начала натуральной философии. – М.: Наука, 1989. – С.30-32.
[153] См.: Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика, 1993.
* Последующее изложение этого раздела опирается на работу Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1999.
[154] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ./ Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. — М.: Прогресс, 1986. – С.280-281
* Термин «стрела времени» был введен английским астрофизиком Артуром Стэнли Эддингтоном в конце 20-х годов прошлого столетия.
[155] Цитируется по: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ./ Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. — М.: Прогресс, 1986. – С.366.
[156] См.: Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1999. – С.222.
** Изотропия (от греч. isos равный, одинаковый и tropos поворот, направление), независимость свойств среды (вещества) от направления.
* Впервые термин «Большой взрыв» (Big Bang) применил в своей лекции в 1949 Фред Хойл известный британский астроном и космолог, автор нескольких научно-фантастических романов.
[157] Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1999. – С.227.
* Квантовый вакуум (лат. vacuus – пустой) – среда световых волн (фотонов) и волн плотности, наинизшее энергетическое состояние, в котором отсутствуют все реальные частицы.
** Чёрная дыра – область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, в том числе кванты самого света. Граница этой области называется горизонтом событий, а её характерный размер — гравитационным радиусом. Теоретически возможность существования таких областей пространства-времени следует из некоторых точных решений уравнений Эйнштейна, первое из которых было получено Карлом Шварцшильдом в 1915 году. Точный изобретатель термина неизвестен, но само обозначение было популяризовано Джоном Арчибальдом Уилером и впервые публично употреблено в популярной лекции «Наша Вселенная: известное и неизвестное» (англ. Our Universe: the Known and Unknown) 29 декабря 1967 года. Ранее подобные астрофизические объекты называли «сколлапсировавшие звёзды» или «коллапсары» (от англ. collapsed stars), а также «застывшие звёзды» (англ. frozen stars).
* Флуктуация (от лат. fluctuatio — колебание) — термин, характеризующий любое колебание или любое периодическое изменение. В квантовой механике — случайные отклонения от среднего значения физических величин, характеризующих систему из большого числа частиц.
** Энтропия (греч. ἐντροπία – поворот, превращение) – функция состояния термодинамической системы, характеризующая направление протекания самопроизвольных процессов в этой системе и являющаяся мерой их необратимости. Понятие энтропии введено в 1865 Р. Клаузиусом для характеристики процессов превращения энергии.
*** Диссипативный (лат. dissipative – рассеивающий, связанный с потерей энергии). Диссипативные структуры – исходно-устойчиво упорядоченные неравновесное состояние системы, через которую проходят потоки энергии, массы и энтропии. По И. Пригожину диссипативная структура (пространственно-временная структура рассеянного порядка) – структура спонтанно возникающая в открытых неравновесных системах и существующая, только если через нее непрерывно проходит поток энергии
[158] Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1999. – С.256-259.
* Латинское animal rationale – разумное животное.
[159] Кант И. Критика чистого разума //Кант И. Соч. В 8-ми т. Т.3. – М.: Чоро, 1994. – С.62-64.
[160] Кант И. Критика чистого разума //Кант И. Соч. В 8-ми т. Т.3. – М.: Чоро, 1994. – С.64-65.
[161] Там же. С.65-66.
[162] Там же. С.67.
[163] Там же. С.67-68.
[164] Там же. С.70-71.
[165] Там же. С.72-74.
[166] Там же. С.156.
[167] Там же. С.156-157.
[168] Там же. С.158.
[169] Там же. С.158-159.
[170] Там же. С.159.
[171] См.: Там же. С.127
[172] Там же. С.126.
* Время и бытие доклад, прочитанный Хайдеггером 31 января 1962 года в актовом зале Фрейбургского университета.
[173] Хайдеггер М. Время и бытие // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления.— М.: Республика, 1993. – С.391.
[174] Там же. С.393.
[175] Там же. С.396.
[176] Там же. С.397.
[177] Там же. С.398.
[178] Там же. С.399.
[179] Там же. С.399-400.
[180] Там же. С.400.
[181] Там же. С.402-403.
[182] Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Ad Marginem, 1997. – С.55.
[183] Там же. С.111.
[184] См.: Там же. С.56
[185] Хайдеггер М. Искусство и пространство // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления.— М.: Республика, 1993. – С.314.
[186] Там же.
[187] Там же. С.314-315.
[188] Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Ad Marginem, 1997. – С.102.
[189] Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество. – М.: Водолей, 2011. – С.179.
[190] Петрученко …С.543.
[191] См.: Левинас Э. Время и Другой // Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. – СПб.: Высшая философско-религиозная школа,1998. – С.27-29.
[192] См.: Там же.
[193] Там же. С.37-38.
[194] Там же. С.33.
* Термином «присутствие» переводчик Бытия и времени В.В. Бибихин передал хайдеггеровский термин Dasein, который означает бытие человека.
[195] Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Ad Marginem, 1997. – С.143.
[196] Там же. С.12.
** См. напр. статьи Голенкова С.И., опубликованные в Вестнике Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология» за 2016 год в №№ 1(19) и 2(200.
[197] См.: Там же. С.144.
* Экстаз от греческого ἕκστᾶσις (экстасис) – смещение; сумасшествие, умопомешательство; изумление, восхищение, восторг.
[198] Там же. С.336-339.
[199] Даль В….
* на ресурсе http://edbi.ru/sinonim
[200] См.: Фреге Г. Смысл и значение // Фреге Г. Избранные работы. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. – С.25-49.
*Представление о направлениях интерпретации смысла можно получить в работе Голенков С. И. Культура, смысл, сознание. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1996.
[201] Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Ad Marginem, 1997. – С.151.
[202] Там же. С.324.
[203] Делёз Ж. Логика смысла // Делёз Ж. Логика смысла; Фуко М. Theatrum philosophicum. – М.: «Раритет». Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. – С.38
* Латинское aliquid – кто-нибудь, нечто, кое-что. (32)
[204] Там же. С.42.
[205] Там же. С.49-50.
[206] Там же. С.53.
[207] Там же. С53-54.
[208] Там же. С.54-55.
[209] Там же. С.58.
[210] Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К., Энгельс Ф. Избр. Произв. В 9-ти т. Т.2. – М.: Плолитиздат, 1985. – С.2.
[211] Маркс К. Капитал. Т.1 //Маркс К., Энгельс Ф. Избр. Произв. В 9-ти т. Т.7. – М.: Плолитиздат, 1987. – С.52.
[212] Гуссерль Э. Картезианские размышления. – СПб.: «Наука»; «Ювента», 1998. – С.210-211.
[213] См.: Там же. С.188.
[214] Там же. С.226.
[215] СМ.: Там же. С.227-228.
* Dasein в экзистенциальной традиции человеческий способ существования.
[216] См.: Борисов Е.В. Негативность понимания Другого в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера // Понимание и существование: Сборник докладов международного научного семинара. – Минск: Издательство Европейского гуманитарного университета «Пропилеи», 2000. – С.25.
[217] Вальденфельс Б. Ответ чужому: основные черты респонзивной феноменологии // Вальденфельс Б. Мотив чужого: Сборник. – Мн.: Пропилеи, 1999. – С.124.
[218] Там же. С.125.
[219] Там же. С.127.
[220] Там же. С.124.
[221] Там же. С.129.
* У переводчика Бытия и времени В.В. Бибихина термин Mitsein переводится как событие без дефиса и акцентируется ударением на окончании, чтобы отличить его от другого слова в русском языке событие, которое у Хайдеггера означается термином Ereignis. Здесь используется вариант перевода Mitsein как со-бытие, так как он более нагляден.
[222] Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Ad Marginem, 1997. – С.120-121.
[223] Там же. С.125.
[224] Там же. С.123-124.
[225] Делёз Ж. Мишель Турнье и мир без Другого // Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб: Роман. – СПб.: Амфора, 1999. – С.287-288.
[226] Там же. С.289-290.
[227] Там же. С.291-292.
[228] Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. – М.: Республика, 2000. – С. 272.
[229] Там же. С.247.
[230] Там же. С.278-279.
[231] Там же. С.279-280.
[232] Там же. С.289.
[233] Там же. С.291-294.
[234] Там же. С.282.
[235] «Киногид извращенца», 2006. Режиссер С. Жижек
[236] Вальденфельс Б. Ответ чужому: основные черты респонзивной феноменологии // Вальденфельс Б. Мотив чужого: Сборник. – Мн.: Пропилеи, 1999. – С.127.
[237] Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. – М.: Республика, 2000. – С.286.
[238] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сборник. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАЩ НПП «Эрмак», 2003. – [С.141.
[239] Платон. Государство // Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т.3. – М.: Мысль, 1994. – С.130.
* Латинское res означает «предмет», «вещь».
[240] Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах. – М.: Издательство «Наука», 1966. – С.20-21.
[241] Там же. С.54.
[242] Аристотель. Политика //Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т.4. – М.: Мысль, 1984. – С.379.
[243] Гоббс Т. Левиафа, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 1991. – С.131-132.
[244] Платон. Государство // Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т.3. – М.: Мысль, 1994. – С.130.
[245] Аристотель. Политика //Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т.4. – М.: Мысль, 1984. – С.378.
[246] Спенсер Г. Синтетическая философия. ─ К.: Ника-Центр, 1997. – С.287.
[247] Там же. С.287-290.
[248] Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. – Л.: Лениздат, 1991. – С.251-252.
[249] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9-ти т. Т.2. – М.: Политиздат, 1985. – С.411.
[250] Платон. Государство // Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т.3. – М.: Мысль, 1994. – С.130.
[251] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9-ти т. Т.2. – М.: Политиздат, 1985. – С.15.
[252] Там же. С.27.
[253] См.: Шитцова Т.В. Memento nasci: сообщество и генеративный опыт (Штудии по экзистенциальной антропологии). – Вильнюс: ЕГУ – Москва: ООО «Вариант», 2006. – С.225.
[254] Маркс К. Капитал. Т.1 //Маркс К., Энгельс Ф. Избр. Произв. В 9-ти т. Т.7. – М.: Плолитиздат, 1987. – С.52.
* Например в романах «Шагреневая кожа» Оноре де Бальзака, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайлда
[255] Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра икомпании //Маркс К., Энгельс Ф. Избр. Произв. В 9-ти т. Т.1. – М.: Плолитиздат, 1984. – С.53.
[256] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9-ти т. Т.2. – М.: Политиздат, 1985. – С.26.
[257] Гоббс Т. Левиафа, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 1991. – С.93.
[258] Там же. С.94.
[259] Там же. С.95.
[260] Там же. С.99.
[261] Там же. С131.
[262] Там же. С.132-133.
[263] Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9-ти т. Т.2. – М.: Политиздат, 1985. – С.2.
* Наиболее вероятным первоначальным автором изречения считается английский богослов XVII столетия Джордж Герберт, в книге которого Jacula prudentium присутствует фраза «Hell is full of good meaning and wishings» — «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».
** ВГИК – Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова.
[264] Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. – М.: Издательство «Лабиринт», 1996. – С.144-145.
[265] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. – С.247.
[266] Гоббс Т. Левиафа, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 1991. – С.129.
[267] Платон. Государство // Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т.3. – М.: Мысль, 1994. – С.84
[268] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. – М.: «Медиум», 1995. – С.89-90.
[269] Там же. С.90-91.
[270] Там же. С.92-93.
[271] Там же. С.96.
[272] Там же. С.98.
[273] Там же. С.100-102
[274] Там же. С.104
* Санкция от латинского sanctio - строжайшее постановление)
** Легитимация от латинских lex, legis, legitimus, legitima, legitimum — закон, законный, правомерный, должный, пристойный, правильный, действительный.
[275] См.: Толковый словарь Даля В.И. Даль.1863-1866: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/213714/ВЕЩЬ.
[276] Платон. Государство // Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т.3. – М.: Мысль, 1994. – С.451-452.
[277] Там же. С.452-453.
[278] Там же. С.453-454
[279] См.: Там же. С452.
[280] Там же. С.455.
[281] Там же. С.456.
[282] Аристотель. Метафизика //Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. – М.: «Мысль», 1976. – С.229.
[283] Там же. С.207.
[284] Там же. С.199-200.
[285] Там же. С.229-230.
[286] Там же. С.244.
[287] Там же. С.198.
[288] Там же. С.244.
[289] Там же. С.207.
[290] Там же. С.110.
[291] Там же. С.301.
[292] Там же. С.232.
[293] Там же. С.233.
[294] Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55-ти т. Т.18. – М.: Издательство политической литературы, 1968. – 131.
[295] Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления.— М.: Республика, 1993. – С.316.
[296] Там же. С.318.
[297] Там же.
[298] Там же. С.320.
[299] Там же. С.321.
[300] Там же.
[301] Там же.
[302] Аристотель. Метафизика //Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. – М.: «Мысль», 1976. – С.72.
[303] Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления.— М.: Республика, 1993. – С.322.
[304] Жан Бодрийяр Символический обмен и смерть. — М.: "Добросвет" 2000. – С.136.
[305] См.: Разинов Ю.А. Dasein вещей, или о чем может поведать трубка / Ю. А. Разинов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». – 2008. – № 1 (3). – С.49-63.
[306] Бах Р. Чужой на земле. – СПб.: «Симпозиум», 2001. – С.27-28.[307] Бах Р. Чужой на земле. – СПб.: «Симпозиум», 2001. – С.38-39.
[308] Эрн В. Ф. Христианское отношение к собственности // Русская философия собственности. – СПб.: СП «Ганза», 1993. – С.194.
[309] «Идея собственности целиком принадлежит к области права и вне ее не имеет никакой силы…» (Франк С. Л. Собственность и социализм // Русская философия собственности. – СПб.: СП «Ганза», 1993. – С.317)
[310] «Собственность есть право, т.е. особо установленный способ признания за некоторыми лицами, положительной возможности распоряжения и господства над вещами и охраны такой возможности от посягательства третьих лиц» (Алексеев Н. Н. Собственность и социализм // Русская философия собственности. – СПб.: СП «Ганза», 1993. – С.347.)
[311] Чичерин, Б. Н. Собственность и государство // Русская философия собственности. – СПб.: СП «Ганза», 1993. – С.113
[312] Прудон П.-Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти // Прудон П.-Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти; Бедность как экономический принцип; Порнократия, или Женщины в настоящее время. – М.: Республика, 1998. – С.14.
[313] Там же. С.17.
[314] Цит. по: Алексеев, Н. Н. Собственность и социализм // Русская философия собственности. – СПб.: СП «Ганза», 1993. – С.348.
[315] Алексеев Н. Н. Собственность и социализм // Русская философия собственности. – СПб.: СП «Ганза», 1993. С.359.
[316] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984. – С.245()во собственности считалось производным от факта обработки землив. которого бонд ()очным условием обретения собственности и в .
[317] Франк, С. Л. Собственность и социализм // Русская философия собственности. – СПб.: СП «Ганза», 1993. – С.319.
[318] Ильин, И. А. О частной собственности // Русская философия собственности. – СПб.: СП «Ганза», 1993. – С.123-124.
[319] См.: Там же. С.125.
[320] См.: Там же. С.132.
[321] Франк, С. Л. Собственность и социализм // Русская философия собственности. – СПб.: СП «Ганза», 1993. – С.317-318.
[322] Там же.
[323] Fichte I. H. System der Ethik Zweiter Darstellender Theil. Zweite Abteilung. – Leipzig: DVKsche Buchhandlung, 1853. – S.63-64.
[324] Бердяев Н. А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. – Л.: Лениздат, 1991. – С.215.
[325] Разинов Ю.А. Dasein вещей, или о чем может поведать трубка // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». – 2008. – № 1 (3). – С.63.
[326] См.: Лишаев С.А. Метафизика простых вещей (простая вещь как место сборки человека и мира) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». – 2008. – № 1 (3). – С.21.
[327] [Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. – СПб.: «Ювента»·»Наука», 1999. – С.118-119.
[328] Там же. С.130-131.
[329] Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. – М.: ТОО «Транспорт», 1994. – С.265.
[330] Марсель Г. Метафизический дневник (1928-1933) // Марсель Г. Быть и иметь. – Новочеркасск; Агентство САГУНА, 1944. – С.71.
[331] Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. – СПб.: «Ювента»; «Наука», 1999. – С.188-189.
[332] Там же. С.195-196.
[333] Там же. С.242-243.
[334] Там же. С.197.
[335] Нанси Ж-Л. Corpus. – М.: Издательство Ad Marginem, 1999. – C.98-99.
[336] Кассирер Э.Философия символических форм. Том 1. Язык. – М.; СПб.: Университетская книга, 2002. – С.140-141.
[337] Там же. С.160-161.
[338] Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. – СПб.: «Ювента»·»Наука», 1999. – С.241-242.
[339] Нанси Ж-Л. Corpus. – М.: Издательство Ad Marginern, 1999. – C.55-56.
* Последующее изложение опирается на материал статьи Бредникова О. Два мира – два тела? («бестелесная» субъективность эмбриона и «бессубъектная» телесность беременной женщины) // В тени тела / Под ред. Н. Нартовой, Е. Омельченко. – Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного университета, 2008. – (208 с). – С.113-137.
[340] Бредникова О. Два мира – два тела? («бестелесная» субъективность эмбриона и «бессубъектная» телесность беременной женщины) // В тени тела: Сборник статей и эссе. – Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного университета, 2008. – С.122.
[341] Там же. С.124.
[342] Там же. С.128.
[343] Там же. С.129.
[344] Там же. С.131.
[345] Там же. С.129.
[346] Там же. С.131.
* Греческое ἰδέα – вид, наружность, род, образ, способ.
** Греческое εἶδος – вид, образ.
[347] [Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.2. – М.: Мысль, 1993. – С.121.
[348] Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. – М.: Издательство «Лабиринт», 1996. – С.275-278.
* Вольтер – псевдоним французского философа-просветителя Франсуа Мари Аруэ.
[349] Платон. Федр // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.2. – М.: Мысль, 1993. – С.156.
[350] Кант И. Критика практического разума //Кант И. Соч. В 8-ми т. Т.4. – М.: Чоро, 1994. – С.562.
[351] Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983. – С.108.
[352] Там же. С.109.
[353] Там же. С.110.
[354] Та