Учение Аристотеля о характерах как обобщение греческой классической драматургии.
Краткая биография Аристотеля:
Аристотель родился в 384г. до н.э. в македонском городе Стагире в семье врача. В молодости он приехал в Афины и вступил в члены платоновской Академии. В 343-342гг., приняв приглашение македонского царя Филиппа, Аристотель переезжает в Пеллу и становится воспитателем наследника Филиппа Александра. В 335-334гг. Аристотель возвращается в Афины и основывает школу, получившую названия Ликея (или Лицея). Умер в городе Халкиде в 322/321г. до н.э.
^ Основной ответ:
Аристотель считал подлинным содержанием искусства реальную действительность и по разным способам воспроизведения действительности определял различные жанры или виды поэзии. "Подражать приходится или лучшим, чем мы, или худшим, или даже таким, как мы" ("Поэтика"). К первому виду он относил трагедию и эпос, ко второму - комедию. В исследовании литературных жанров Аристотель отводит первое место трагедии, т.к. в ней подражание действительности раскрывается в действии, а не в рассказе о действии, как в эпосе; поэтому сила воздействия и познавательная ценность трагедии значительно превосходит эпос. Трагедию Аристотель определяет как "подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, подражание при помощи речи в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов". С последним признаком связана знаменитая проблема аристотелевского катарсиса (т.е. очищения).
Все наблюдения Аристотеля основаны на изучении греческой классической драмы и во многом ограничены этим. Поэтому "душой" трагедии у него становится миф, откуда обычно заимствуется фабула, под которой Аристотель понимает "сочетание фактов". Затем он выделяет те шесть частей, которые составляют трагедию: фабулу, характеры, образ мыслей, сценическую обстановку, словесное выражение и музыкальную композицию. То, что основой действия он считает фабулу (для трагедии - миф) объясняется отсутствием в греческой драме в целом индивидуальных характеров и психологических мотивировок поведения героев. Поэтому Аристотель настоятельно выделяет в трагедии не характеры героев, а чисто внешние формальные элементы, как перипетию ("перемена событий к противоположному", т.е. переход от счастья к несчастью (в трагедии) и наоборот несчастья к счастью (в комедии)), сцены узнавания, способы выражения страданий и т.д. Этот переход (от несчастья к счастью и наоборот) должен быть жизненным, оправданным, вытекающим из логики событий, изображенным в трагедии. Аристотель особенно высоко ценил построение перипетий в трагедии Софокла "Эдип-царь".
Такое же требование естественности, жизненности Аристотель предъявляет к узнаванию. Он порицает такие концовки трагедий, когда узнавание происходит случайно, при помощи какие-либо вещей, примет.Он настаивает на такой композиции трагедии, где бы перипетии и узнавание вытекали из самого состава фабулы.
Следовательно, ^ Аристотель требует соблюдения в трагедии единства действия. О единстве места он вообще ничего не говорит, а единству времени не придает большого значения. Эти требования во многом вытекали из специфики античного театра и тех условностей драматических спектаклей, которые связывали драматургов и диктовали им свои законы.
На второе место после фабулы Аристотель ставит характеры. По его мнению, характеры трагедии должны быть благородными по своему образу мыслей, т.е. чтобы все, что герои трагедии делают, говорят, вытекало из их убеждений, из их отношения к жизни. Герои трагедий не должны быть ни идеальными, ни порочными, они должны быть хорошими людьми, людьми, совершившими вольно или невольно какую-то ошибку. Только в этом случае они возбудят у зрителя чувства страха и сострадания.
Если прекрасный герой трагедии, ни в чем не виноватый, все же терпит несчастье, погибает, то такая трагедия возбудит у зрителей лишь негодование. Если в трагедии порочный герой в конце концов наказан и приходит к гибели, то у зрителей будет лишь удовлетворение от такой концовки, но они не испытают ни страха, ни сострадания. Если же в трагедии изображен хороший человек, но в чем-то все же виноватый, и этот герой попадает в беду или погибает, то такая трагедия возбудит у зрителей сострадание к герою и страх за себя, опасение, чтобы не совершить той или иной ошибки и не попасть в подобное положение.
Образцом построения такого характера Аристотель считает образ царя Эдипа в трагедии Софокла. Еврипид же, по мнению Софокла, мастерски переводит характеры героев от счастья к несчастью.
Хор в трагедии, по мнению Аристотеля, должен быть ее органической частью, одним из ее героев, а создать такое единство хора и актеров лучше всего сумел Софокл.
Аристотель считает, что трегадия очищает через страх и сострадание. Об этом очищении (катарсисе) он говорит в своей "Поэтике". Одни ученые (Лессинг, Гегель) понимали катарсис в смысле облагораживающего воздействия трагедии на зрителей. Другие (Бернайс) считали, что трагедия возбуждает чувства в душах зрителей, но в конце концов приводит к их разрядке и этим доставляет наслаждение. Однако, скорее всего, Аристотель понимал под катарсисом воспитывающее действие трагедии на зрителей. Он придает большое значение мыслям, которые поэт хочет выразить в трагедии. По его мнению, эти мысли должны быть выражены через героев. Аристотель понимает, какое большое значение имеет отношение автора к изображаемым им людям и событиям. Эстетическому воспитанию человека в государстве Аристотель придавал огромное значение. Кроме того, он многократно высказывался о значении художественных средств выражения для всего литературного произведения. Одним из главных достоинств художественного произведения Аристотель всегда считал ясность, о чем он говорит в "Риторике". Аристотель требовал лишь изображения людей благородных по образу мыслей и поведению, а не по происхождению, и таковыми, по его мнению, могут быть и рабы.
Язык художественного произведения еще не сделался объектом научного исследования во времена Аристотеля. Однако Аристотель изучает художественное слово и выдвигает проблемы стиля, частично изложенны в "Поэтике" и "Риторике" и принятые за основы всеми позднейшими теоретиками эллинистической и римской эпох. "Достоинство словесного выражения - быть ясным и не быть низким", говорит Аристотель. утверждает, что "чересчур блестящий слог делает незаметным как характеры, так и мысли".
Аристотель требует от драматического произведения раскрытия напряженности конфликта. Он настаивает на идейности драмы, подчеркивает важность мыслей автора, его отношения к изображаемому, причем это отношение к драме раскрывается поэтом через поступки и речи действующих лиц. Таким образом, Аристотель выступает за идейную направленность произведения, он против сухой тенденциозности, навязываемой поэтом сверху, вне процесса раскрытия конфликта и психологии героев.
Многие принципы, описанные Аристотелем, как например требование изображения напряженного глубокого конфликта во всяком драматическом произведении, принцип идейного содержания, требования, предъявляемые к трагическому герою, принцип такого композиционного построения, где бы все действия героев были причинно обсуловлены, требование от поэта яркого литературного языка, - все эти принципы являются незыблемыми до сих пор и обязательными для всякого художественного произведения.
^ Краткое содержание билета:
Характер трагического персонажа должен удовлетворять четырем требованиям: он должен быть благородным, подходящим для данного лица (например, в заивисимости от того, мужчина это или женщина), естественным и, наконец, последовательно проведенным. Значительно место в "Поэтике" уделяется вопросам языка. Аристотель считает, что поэтический язык должен быть ясным и немного необысным, создаваемым умеренным использованием тропов и редких слов. Чересчур "блестящик слог" делает незаметным характеры и мысли в произведении. По Аристотелю трагедию составляют 6 частей: фабула, характеры, образ мыслей, сценическая обстановка, словесное выражение и музыкальная композиция. Основа действия - фабула. 2место - характеры (должны быть благородными, герой - хорошим человеком, совершившим невольно ошибку, тогда он возбудит у человека сострадание). Хор должен быть органической частью трагедии. В драматич.произведении важно раскрытие напряженности кофликта, отношение к драме раскр. через поступки и речь героев. Многие принципы, описанные Аристотелем, актуальны и используются до сих пор.
^ Суперкраткое содержание:
По Аристотелю: гл.в трагедии - фабула, затем характеры (благородные). Если человек хороший, но невольно совершает ошибку и погибает, то это вызывает сострадание у публики. Язык должен быть ясным, хор - органич.часть трагедии. Должно соблюдаться единство действия.
12. 40. Антивоенная комедия Аристофана ("Ахарняне", "Мир", "Лисистрата", "Всадники").
«Ахарняне». Представлено, как крестьянин Дикеополид, испытывая тяжесть войны, пришел в Народное собрание, чтобы добиться заключения мира. Но видя тщетность своих ожиданий, он заключил мир сам, единолично. Его земляки из большого аттического дема Архан, составляющие хор, хотят убить его как предателя. А Ахарны как раз сильно пострадали в первые годы войны и Дикеополид доказывает, что война выгодна только демагогвм да стратегам, вроде Ламаха. Дикеополид справляет праздник, веселится и пирует, в то время как другие страдают от войны. На его свободный рынок прибывают люди из чужих городов. Мегарец с голоду продает ему своих дочерей. Даже сам полководец Ламах присылает к нему за дроздами и угрями, чтобы попировать на празднике, но Д. ничего не дает тем, кого считает виновниками войны Ламаху во время праздника приходится спешить за границу, чтобы отразить нападение врагов, а возвращается он в весьма жалком виде, т. к. разбился, перескакивая через ров.
Комедия «Всадники», поставленная на афинской сцене в 424 г. до н. э., -наиболее типичная злободневная комедия Аристофана. Она высмеивает афинских демагогов {Демагог - здесь в значении вождь, политический деятель.}. Острие ее сатиры направлено против видного афинского демагога Клеона, который, по Аристофану, опутал своей лестью народ афинский (Демос). Слуги народа - полководцы Никий и Демосфен - подыскали для него более "достойного" слугу, колбасника Агоракрита, который своими проделками и лестью Народу одолевает Клеона и омолаживает афинский Демос. Комедия живо осмеивает грязные методы демагогов, которые, по мнению Аристофана, разлагают народ.
«Мир». Представлено, ка крестьянин Тригей взлетает на навозном жуке на небо, чтобы добиться от Зевса прекращения войны. Но он застает там только Гермеса (он остался сторожить горшки на Олимпе), от кот-ого узнает, что все несчастья пошли с тех пор, как богиня мира Ирина заключена богом войны в пещеру. Тогда он призывает на помощь всех трудовых людей в пещеру и освобождает ее. А вместе с Миром приходит на землю Опора – богиня урожая, и комедия заканчивается веселым пиром на свадьбе Тригея и Опоры.
«Лисистрата».В этой комедии, поставленной в 411 г. до н. э., перед самым олигархическим, переворотом, представлена своеобразная забастовка женщин. Греческие женщины -- афинянки, беогиянки, фессалиянки и другие - отказывают своим мужьям в ласках до тех пор, пока они не прекратят пагубную пелопоннесскую войну; они захватывают афинский акрополь и не допускают к себе мужчин. Афинские советники (пробулы) просят их удалиться из акрополя, даже пытаются поджечь его, но женщины заливают огонь. В конце концов появляются представители Спарты и Афин и просят предводительницу женщин Лисистрату примирить их.
Биография. О его жизни мы знаем очень мало. Родился в деме Кидафине приблизительно в 455 г. Предполагают, что А. был клерухом – афинским колонистом на о-ве Эгине. Ф. Энгельс называл его «отцом комедии». Не любил Еврипида за то, что тот изображал вещи обыденными. Еще посмотрите вопрос 41 Маши П., просто Маша делала реферат по Аристофану, и, я думаю, у нее информация не такая скудная.
41. Борьба Аристофана с разрушителями полисной идеологии в комедиях "Облака" и "Лягушки".
Краткое содержание комедии “Облака”: Стрепсиад – простой земледелец, который еле сводит концы с концами из-за поведения его сына. Сына зовут Фидиппид, и все отцовские деньги он тратит на участие в скачках и на покупку лошадей. Стрепсиад во всем винит покойную мать: он хотел назвать сына “Фидонид”, т.е. “бережливый”, не матери нужно было, чтобы имя было связано с лошадями (окончание “ипп”). Так и получилось это бессмысленное имя – Фидиппид. Стрепсиад заводит с сыном серьезный разговор: нужно учиться мудрости (для защиты своих прав в суде нужно было знать софистику), потому что иначе они совсем разорятся. Для этого он предлагает ему идти в обучение к Сократу, “мыслильня” которого расположена недалеко от дома Стрепсиада. Сын не хочет туда идти, потому что считает Сократа и всех софистов бездельниками и бахвалами. Тогда Стрепсиад, желая научиться защищаться от кредиторов в суде решает сам пойти к Сократу в обучение. Вначале у порога дома Сократа его встречает ученик Сократа. Уже он блещет полученными познаниями и поражает Стрепсиада своей мудростью (он также рассказывает со всей серьезностью случай, что однажды Сократ не смог закончить свои наблюдения над звездами, потому что ему с крыши “в рот наклала ящерка”). Наконец, Стрепсиада приводят к мудрецу Сократу. Сократ, чтобы мысли “не притягивало к земле”, висит в небесах в гамаке и “паря в пространствах, мыслит о судьбе светил”. После краткой беседы Сократ решает взять его в ученики, перед этом совершив обряд посвящения: на Стрепсиада надевают венок и обсыпают его горсткой муки (чтобы он стал в речах “тертым”, как мука). После призывной молитвы к Сократу спускаются богини, в которых он верит – хор Облаков. Стрепсиад в полном восторге, но он считает главным богом Зевса. Сократ объясняет ему, что Зевса нет, а всем управляет Вихрь, который дует на облака, а они посылают дождь, мечут громы и молнии. Поверив этому, Стрепсиад начинает обучение. Ничего у него не получается: он стар и глуп, не понимает, что такое “трехмерный” и “четырехмерный” размер, чем отличается мужской род от женского (“фазан” и “фазыня”, “корзина” и “корзан”), размышлять он не может, потому что в его одеяло заползли клопы и кусают его. В общем, Стрепсиад быстро понимает, что ему здесь делать нечего, а надо заставить заниматься этим сына. Он уговаривает сына: рассказывает о тех премудростях, которым его научили (но сын считает их глупостью и ерундой), напоминает ему, сколько денег на него истратил, и сын соглашается, но напоминает, что отец об этом пожалеет. В четвертом эписодии происходит спор Правды (олицетворение справедливости) и Кривды (олицетворение софистской мудрости). Они пытаются переманить на свою сторону Фидиппида. В речах оказывается более искусной Кривда. Побеждает Кривда, потому что говорит юноше, что в школе Сократа он будет жить припеваючи, так как скромные и честные люди теперь не в почете в Афинах. Фидиппид заходит в дом Сократа. Проходит время, и Фидиппид возвращается к отцу из обучения. Он тощий, желтый и бледный. Они идут в дом. Радостный Стрепсиад прогоняет пришедших кредиторов Пассия и Аминия. И тут случается ужасное: Стрепсиад просит сына спеть ему что-нибудь, а тот начинает цитировать Еврипида, которого Стрепсиад терпеть не может. Он набрасывается на сына и бьет его, но сын сильнее и поколотил его. Стрепсиад в ужасе. Но тут сын, воспользовавшись приемами софистов, доказывает ему, что дети вправе бить своих отцов. Стрепсиад понимает, какую глупость он совершил, отдав сына в обучение Сократу, и решает хоть как-то насолить мудрецу. Он идет и поджигает дом. Когда Сократ застает его с огнем в руках на крыше его дома и в ужасе спрашивает, в чем дело, Стрепсиад отвечает: “Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил”. Комедия заканчивается сожжением дома Сократа.
Краткое содержание комедии “Лягушки”: Дионис, бог театра, вместе со своим рабом Ксанфием приходит к храму Геракла. Он стучится к нему в дверь. Геракл, со свойственной ему вспыльчивостью, отворяет дверь. Дионис, одетый в львиную шкуру, пугается Геракла и прячется за Ксанфия. Геракл, увидеть его, начинает раскатисто хохотать: “На женской рубашонке шкура львиная!” (женская рубашонка – обычный наряд изнеженного, женоподобного Диониса). Он рассказывает Гераклу о том, что перечитал трагедию Еврипида “Андромеда” (поставлена в 412 г. до н.э., за семь лет до постановки “Лягушек”.Произвела сильное впечатление на зрителей). И ему страшно захотелось увидеть Еврипида, потому что Дионис “ищет поэта настоящего”, а все остальные поэты современности – “пустые болтунишки, мразь, сороки бестолковые”. Но Еврипид умер, и чтобы он снова творил, нужно забрать его на землю. Тогда Дионис решается отправиться к Аиду. Но как это сделать? Знает только Геракл, который туда ходил за Кербером. Геракл перечисляет способы: петля, цикута, броситься со столпа. Но Дионису все способы не нравятся. И он предлагает последнее средство – есть озеро, где сидит паромщик, седой старик, который переправит его за два гроша в царство Аида. Там он увидит змей и чудищ. Ксанфий боится идти в преисподнюю и просит Диониса найти себе кого-нибудь из мертвых в сопровождающие. Мимо проходит похоронное шествие. Дионис спрашивает мертвеца, не поможет ли он донести поклажу до Аида. Но тот требует две драхмы, а Дионис не готов столько платить. Приходится Ксанфию остаться. У озера Харон объявляет, что не перевозит рабов, если только они не воевали на море. Но Ксанфий не воевал, и ему приходится оббегать озеро кругом. Диониса сажают на весла, и он гребет в такт хору лягушек, которые как раз появляются. Наконец, приплывает он в царство Аида, где уже находит Ксанфия. Он спрашивает: “Видел ли ты лжесвидетелей, отцеубийц и взяточников?” Ксанфий говорит, что видел. Дионис говорит: “А я и сейчас вижу”, и показывает на зрителей. По дороге к Аиду они встречают оборотня Эмпусу. Дионис, испугавшись, полностью нарушает законы сценического действия, устремляется в зрительный зал к креслу жреца Диониса и умоляет его защитить своего бога. Но Эмпуса исчезает, и они продолжают путь. Они видят элевсинские мистерии, где славят Иакха. Хор из двадцати четырех мистов. У ворот дворца Аида они встречают Эака – грозного судью преисподней. Но комедии он выступает в качестве привратника-раба. Он не узнает Диониса и думает, что это Геракл. Хочет позвать чудовищ на расправу, потому что Геракл украл Кербера. Дионис боится и умоляет Ксанфия поменяться с ним одеждой, чтобы Эак не выместил на нем свою злобу. Так они и делают. Но в следующий раз из ворот выходит служанка, которая говорит, что Гераклу приготовлен прием от Персефоны: еда, танцовщицы, вино. Они переодеваются обратно. Тут на сцену выбегают две яростных торговки, которые принимают Диониса за Геракла, а тот у них сожрал их товар и не заплатил, а потом прикинулся помешанным (в трагедиях Геракл часто изображался безумцем, это пародирование). Они хотят его побить. Для помощи решают позвать Клеона и в бешенстве убегают. Дионис просит раба снова переодеться. В этот момент прибегает Эак со слугами, начинается драка. Дионис злорадствует. Но Ксанфий, которого схватили и хотят побить, делает предложение:”Вот мой раб [Дионис] , возьми у него показания под пыткой. Если на меня укажет, то тогда казни меня”. Эак соглашается, но Дионис заявляет, что он бог. Ксанфий парирует: “Если ты бог, то боли не почувствуешь”. Дионис говорит: “Ты тоже считаешь себя богом [Гераклом], надо и тебя проверить”. Эак решает выпороть обоих. Во время порки каждый из них вскрикивает под ударами, но искусно делает вид, что их что-то волнует или поражает, а не от боли. Эак, которого перехитрили, уходит прочь. Ксанфий и Дионис входят в дом. В четвертом эписодии Ксанфий и Эак беседуют о своих хозяевах, и Ксанфий ни во что не ставит Диониса. Эак ему рассказывает, что наглец Еврипид занял место Эсхила (трон). В пятом эписодии Дионис судит спор Еврипида и Эсхила, кто из них лучше. Начинается агон, во время которого Еврипид и Эсхил по очереди обвиняют друг друга. Еврипид критикует древнейшую форму трагедии (Эсхил такие и писал), в которой выступает только один актер. Главная же роль принадлежит хору. Он издевается над возвышенно-мифологическим, героическим стилем Эсхила и его пристрастием к метафорам из области войны и вооружения. Он высмеивает и упоминания в трагедиях Эсхила грифонов, характерных для восточного искусства. Затем Еврипид хвалится: у него в трагедиях у всех ролей есть слова: и у царей, и у слуг – реалистические бытовые персонажи. Он утверждает, что научил людей красноречию. После этой речи выступает Эсхил. Он критикует Еврипида за то, что при нем греки стали слабыми, безнравственными, стали водиться с ворами. Он утверждает, что нарисовал в трагедиях героев, образцы для подражания (“Семеро против Фив”). Он обвиняет Еврипида в безнравственности его трегедий – на сцене “потаскушка” Федра. Эсхил считает, что такие вещи недостойно описывать в трагедиях. Его раздражает, что цари у Еврипида всегда одеты в лохмотья. Дальше они по очереди придираются друг к другу о стихах. Эсхил очень талантливо доказывает, что все прологи Еврипида похожи друг на друга и их можно продолжить фразой “потерял бутылочку”. После долгих споров Дионис решает: стихи обоих авторов надо положить на весы. Чьи будут весить больше, тот и лучше. Оказывается, что стихи Эсхила весят больше. Дионис убеждается, что Эсхил лучше, и забирает его на землю. А место на Роне достается Софоклу, так как он второй после Эсхила. На этом комедия заканчивается.
^ Собственно, ответ на вопрос. В Древней Греции первый официальный комический агон провели еще в 486 году до н.э. С того времени на празднике великих Дионисий, а затем на Ленеях выступали три, а затем пять поэтов, предлагая каждый по одной комедии.
Подобно трагедии, комедия была изначально связана с хором, песни и пляски которого отличались безудержно веселым и непристойным характером. Далее к хору присоединялись актеры, вступавшие с хором в хор и потасовку (агон). Подобную потасовку можно увидеть в комедии Аристофана “Лисистрата”, где афинские старики и женщины начинают драку. Древнеаттическая комедия по своему характеру всегда была публицистична и выражала интересы большинства. В литературной комедии тема спора была всегда связана с актуальными социально-политическими событиями, но по своему происхождению агон – рудимент фольклорной комической игры, входившей в обрядовый ритуал праздников плодородия, где изображалась борьба весны с зимой, молодого года со старым, представителей одного пола с другим и т.д.
Аристофан родился в 445 году до н.э. Это было время расцвета Афин – время правления Перикла, расцвет литературы, искусства, философии, красноречия. Однако в обществе существовали и серьезные проблемы, решение которых и пытался найти Аристофан в своих комедиях.
^ Комедия “Облака” была поставлена в 423 году до н.э. и заняла последнее место. Она не пользовалась большой популярностью, и Аристофан, судя по всему, хотел переписать некоторые части своего произведения, о чем свидетельствует ненужный агон, где спорят Правда и Кривда. Свою редакционную работу он не завершил. Тем не менее спор Правды и Кривды имеет очень большое значение для комедии, т.к. символизирует борьбу старых полисных идей с новыми, софистическими.
Аристофан поставил комедию в самый разгар ^ Пелопонесской войны (Афины и Спарта 431-404), завершившейся полным разгромом Афин и потерей влияния в Греции.
Комедии, как жанру крестьянскому, было присуще выражать интересы крестьянского населения. Именно по сельским землевладельцам война нанесла наибольший удар. По плану Перикла, жители Аттики должны были отдать на разграбление спартанцам всю землю, в то время как афинский флот разорял окрестности полуострова Пелопоннес. Тактика плодов не принесла, а крестьяне были разорены набегами спартанцев. В то же время сильно разбогатели продавцы оружия и других предметов, необходимых для войны. С самого начала войны в результате между различными социальными силами начались конфликты. Землевладельцы, которых война разоряла, стремились к окончанию военных действий, а ремесленники хотели войны до победного конца, потому что им она была выгодна. Для принятия решений все жители Аттики участвовали в народном собрании. Выступавшие на собраниях были опытные ораторы, которые выдвигали и одинаково доказательно обосновывали нужные им идеи. В результате крестьяне запутывались и понимали, что их в любом случае обманут. Это приводило к недоверию к речистым лидерам демократии – демагогам. Отсюда и открытая враждебность по отношению к искусству убеждать – риторике, и ее носителям – разным философам, сливавшимся в сознании человека в образ злобного софиста. Еще причиной ненависти к софистам было то, что они за обучение брали плату, а это простым людям казалось безнравственным. Обучение у софистов могли себе позволить только юноши из богатых семей – элитарное образование, и, как следствие, непонимание софистики большинством людей.
Аристофан не раз сокрушался по поводу падения нравов в Афинах и связывал политические неурядицы с моральным обликом общественных деятелей и правителей Афин. Комедия озаглавлена по хору, образ которого сложен и фантастичен. В начале облака изображают парение высокой поэтической мысли, в дальнейшем либо изображают новых богов, либо воплощают заумные идеи последних. В конце комедии хор облаков поет от имени вечных олимпийских богов.
Ученые долго спорили, соответствует ли образ Сократа настоящему мыслителю. Но они пришли к выводу, что Аристофан никогда не изображал реальных исторических персонажей. В его комедии Сократ, так же как и Клеон в комедии “Всадники”, является лишь комической маской (актер даже надевал маску Сократа), то есть это обобщенный образ “мудреца”, сложившийся в сознании народа.
Каков же этот мудрец? Это старый, худой, желтокожий, крайне непривлекательный человек, который отрицает существование богов (Сократ в комедии признает только существование облаков-богинь, которых изображает хор женщин), требует деньги за свое обучение и учит людей кривдой побеждать правду в суде. Осмеянию подвергается и изучение Сократом небесных светил – ему во время наблюдений “с крыши в рот наклала ящерка”. Высмеивается и манера Сократа объяснять явления абстрактные явлениями бытовыми. Например,
Сила земная
Притягивает влагу размышления.
Не то же ли случается с капустою?
Высмеиваются и изыскания софистов в области науки о языке. Исследованию их подвергалось содержание грамматических категорий: падежей, числа, рода. Но простое население такими вещами не интересовалось. Измученные войной, крестьяне считали софистов и ученых шарлатанами, бездельниками, которые даром получают деньги за то, что говорят умные слова и обманывают простых людей. Чему может научить такой человек? Только неправде. И действительно, после обучения у Сократа сын Стрепсиада Фидиппид перестает уважать своего отца, бьет его, считая, что раз можно бить провинившегося ребенка, то по пословице “Старик – вдвойне ребенок” можно бить и отца. Конфликт разрешается тем, что Стрепсиад идет и сжигает дом Сократа, чтобы хоть как-то отомстить ему.
Таким образом, Аристофан в “Облаках” подверг осмеянию всю новую науку, не делая различия между ее натурфилософскими, грамматическими и этическими течениями. Степень зловредности новых учений в “Облаках” измеряется глубиной нравственного ущерба, который они наносят воспитанию гражданина, отрывая его от заветов традиционной морали. Об этом говорит и Правда в споре с Кривдой.
^ Комедия “Лягушки” была поставлена автором в 405 г. до н.э. и удостоена первой награды на празднике Леней. “Лягушки” встретили столь восторженный прием, что их поставили вторично в том же году.
В то время, когда создавалась комедия, в Афинах произошли крупные исторические события. В мае 411 г. олигархи захватили власть в стране и ограничили число полноправных граждан пятью тысячами человек. Но уже осенью того же года демократическая конституция была восстановлена и главари заговора (Писандр, Фриних) устранены. С большим трудом афиняне восстановили флот, который одержал ряд побед над спартанцами в 406 году. Людские резервы были настолько истощены, что на военную службу пришлось призвать рабов. Не случайно Харон говорит Ксанфию, что перевозит только тех рабов, которые воевали на море.
В комедии отражены актуальные вопросы литературной критики и определения роли искусства в жизни общества. Непосредственным поводом для сочинения этой комедии явилось известие о смерти Еврипида, полученное в Афинах годом раньше. Во время репетиции умер Софокл. У трагиков не оказалось достойных продолжателей, и дальнейшая судьба трагедии волновала всех, так как великие Дионисии нельзя было представить без трагического агона.
Итак, отражены две важные идеи. Первая – призыв к афинскому народу лечить тяжелые раны государства, полученные во время войны, забыть прежние политические разногласия. Эту идею высказал хор в первой части комедии, где Дионис переправляется через озеро вместе с перевозчиком Хароном. Вторая идея была в споре двух лучших мастеров трагедии о задачах драматической поэзии. Это и есть основная часть пьесы. Цель искусства и для Еврипида, и для Эсхила бесспорна: “разумней и лучше сделать граждан родимой страны”. Но Эсхил считает, что для этого нужно воспитывать граждан сильными духом и храбрыми, внушать им возвышенные мысли и обращаться к ним только в величавых речах. Еврипид полагает, что люди станут лучше тогда, когда поэты раскроют перед ними правду жизни, о которой нужно говорить простым человеческим голосом. Эсхил же считает, что житейской правдой прикрываются низменные побуждения людей, недостойные внимания поэтов. Он видит в трагедиях Еврипида развращающее влияние. Не случайно в своих произведениях Еврипид использовал приемы софистов, недоверие к которым уже выразилось в комедии “Облака”. Таким образом, автор в этом произведении продолжает борьбу с новой идеологией, утверждая ценности старого времени. На землю Дионис забирает не Еврипида, как он хотел в начале комедии, а Эсхила.
42. Сравнительная характеристика творчества Эсхила и Еврипида в комедии Аристофана "Лягушки".
Одной из основных проблем, которая рассматривается в комедии Аристофана “Лягушки”, является спор о задачах драматической поэзии, который осуществляется между двумя виднейшими трагиками V в. до.н.э. – Эсхилом и Еврипидом. Спор их о том, чья поэзия принесла больше пользы афинскому народу, распространяется на весь пятый эписодий. Судьей в этом споре выступает Дионис – бог театра.
Итак, чем отличается творчество Эсхила о Еврипида, если опираться на комедию Аристофана?
^ Театральная постановка.
Эсхил активно творил в начале V в. В это время трагедия была близка к хоровой лирике. Две трети текста принадлежали хору, который и являлся основным участником действия. На сцене был только один актер, который осуществлял актер с корифеем хора, и диалог этот был невелик. Такое описание древнейшей формы трагедии дает Еврипид в “Лягушках”:
Сперва, лицо закутав покрывалом,
Сажает в одиночку он Ахилла иль Ниобу –
Трагические чучела. Они молчат, не пикнут.
Еврипид же апеллирует к тому, что у него в трагедиях все имеют слова, ни один актер не остается без дела. Слова даются и женщинам, и слугам, и девушкам, и господам, старухам даже. Текст хора сокращается, в трагедии появляются реалистические бытовые персонажи, на смену отвлеченным эсхиловским царям и полководцам. Тем не менее Дионис говорит, что молчание актеров нравилось ему не меньше, чем “нынешняя болтовня”.
Также Еврипид одел царей и владык в лохмотья, и теперь все знатные люди одеваются подобным образом, чтобы вызвать любовь и жалость у народа.
^ Язык произведений.
Для произведений Эсхила был характерен возвышенно-мифологический, героический стиль, полный метафор из сферы войны и вооружения. Не случайно сам Эсхил называл свои трагедии “объедками со стола Гомера”. Другим источником его поэтического стиля было восточное искусство. Это и изобличает Еврипид:
Скамандры все, и крепости, и на щитах звенящих
Орлы-грифоны, медь и блеск речей головоногих, -
Понять их – величайший труд.
Действительно, язык произведений Эсхила – возвышенный, торжественный, не всегда понятный. Язык же Еврипида – простой и понятный. Его герои не “мямлят и вздора не городят”. Выходя, он всегда в первую очередь говорит о своем происхождении. Однако, судя по одной из фраз Диониса, сказанной в первой части, и у Еврипида язык не слишком хороший. Для его произведений характерна натуралистическая сниженность (“эфир –квартира Зевса”) и манерность (“лапа времени”).
Особое значение имеют прологи произведения. Так, у Эсхила герой говорит фразу, в которой два синонима означают одно и то же, что, по мнению Еврипида, является речевой избыточностью:
Притек и возвратился – в чем тут разница?
“Услышать, внять – тут тождество бесспорное”. Еврипид гордится тем, что в его прологах нет лишних слов. Он замечает, что Эсхил склонен к повторению одних и тех же устойчивых оборотов (“Почто не спешишь на подмогу усталым?”)
Эсхил замечает, правда, что прологи Еврипида построены одинаковыми способами, поэтому все их можно продолжить строчкой “потерял бутылочку”. Конечно, это со стороны Аристофана преувеличение, не все трагедии строятся по шаблону, а только те, которые выбрал он для своего произведения. Но многие действительно похожи по своему построению:
Бог Дионис, который, тирс в руке подъяв
И шкурою покрывшись, в блеске факелов
У Дельфов пляшет… потерял бутылочку.
Не может смертный быть во всем удачливым:
Один, достойный, погибает в бедности,
Другой, негодный… потерял бутылочку.
Это отрывки из несохраненных трагедий “Ипсипила” и “Сфенебея”.
^ Музыка в произведениях.
О том, какая музыка сопровождала трагедии авторов, мы сказать не можем. Но Эсхил в комедии пародирует с помощью бубна изысканную манерность в музыкальной композиции хоровых песен Еврипида. Еврипид ввел в постановку монодии, одноголосные арии, по примеру дифирамбической музыки
^ Методы изображения действительности.
Авторам, творившим в разные эпохи, присуще и разное восприятие мира. Эсхил писал в скором времени после победы греков в Марафонской битве. Его произведения прославляют мифических царей, великие деяния людей, отважных героев. Этого ему не может просить Еврипид, который утверждает, что в своих трагедиях Эсхил вывел людей кичливых, надменных пустозвонов. А Еврипид заговорил на простые темы, о привычном, более близком жизни. Его героем стал умник Ферамен, который слыл у древних примером изворотливого, но беспринципного политика. Ему даже дали прозвище “Ферамен-вертушка”. Еврипид считает заслугой то, что ввел в поэзию здравый разум. Но Эсхил считает, что произведения Эсхила оказали дурное влияние на афинян. Он утверждает в комедии Аристофана, что Еврипид сделал разумных, честных, правдивых людей негодяями. Люди, читавшие его произведения, в свое время были героями, молодцами, не плели дрязг, побеждали в войнах. Его произведения “Семеро против Фив” и “Персы” были полны духа войны и внушали у афинян стремление к победе. На его произведениях был воспитан знаменитый полководец Ламах, погибший в дни Сицилийской экспедиции. Что касается Еврипида, то он вывел, по мнению Эсхила, на сцену “потаскушку” Федру (в т