Разоблачение Клеона и афинских демагогов в комедии Аристофана

"Всадники".

Биография Аристофана:

Для нас Аристофан остается единственным представителем древней «аттической» и родоначальником комической поэзии в мировой литературе. О жизни Аристофана мы знаем очень мало. Родился он в 445 году приблизительно. Он был клерухом – афинским колонистом на острове Эгине. Аристофан говорит, что начал писать очень молодым и первые произведения (427 – 425) ставил под именем актера Каллистрата. Аристофан выступал иногда в качестве актера. Время смерти можно отнести к примерно 385 году. Аристофан написал свыше 40 комеди, а до нас дошло только 11.

^ Подробный пересказ + ответ на вопрос (если разделить, то содержание покажется ересью какой-то)

Комедия «Всадники» получила название по хору афинских всадников, выступавшему в ней. Поставленная в 424 она была откликом на недавнюю победу афинян над спартанцами при Сфактерии в 425. Демагог Клеон, богатый владелец кожевенной мастерской, пиняв на себя командование афинским войском взял в плен на острове Сфактерии и привез в Афины 120 спартанцев, цвет спартанской аристократии. После этой победы Клеон приобрел в народе еще большую популярность и стал держать себя с крайней самоуверенностью. Между тем было ясно, что эта победа одержана благодаря тщательной подготовке и длительной блокаде острова стратегами, главным образом Демосфеном. Клеон, таким образом, присвоил себе славу, которую должен был разделить с другими. Не ясно ли, что такие зазнавшиеся выскочки затирают дельных преданных народу людей? Эту мысль и выразил Аристофан в своей комедии. Он представил в ней хозяйство старого, дряхлого брюзги Дема (дем – по-гречески «народ»), сына Пникса (название холма, на котором проходили заседания Народного собрания), большого охотника до бобов ( с помощью бобовых зерен иногда проводит голосование). Старик купил нового раба – наглого и бесстыдного Пафлагонца. (Аристофан так

называет Клеона умышленно; он связывает это имя с глаголом ?????????

(кипеть, пылать), указывая этим на бурную, кипучую натуру Клеона). Рабы из Пафлагонии (область в северо-западной части Малой Азии) известны были своей наглостью. Этот хитрец, в котором сразу же можно было узнать Клеона, сумел вскоре втереться в доверие к хозяину и сделал невыносимым положение верных рабов Никия и Демосфена. Они уж и не знают, что делать. Хотят бежать, но потом они стащили из дома оракул ( что-то вроде карт гадальных). В оракуле сказано, что свергнет Пафлагонца Колбасник. Они встречают Колбасника и говорят ему пророчество: суждено ему спасти народ и им повелевать. Колбасник говорит, что ни черта не знает и безграмотен, а Никий ему в ответ:

Одно вот это, что "худого хуже" -

Тебе вредит. Искусство демагога

Не ищет уж теперь образованья

И для натуры честной не годно:

Ушло оно к бесстыдным и невеждам...

Не упусти ж пророчества даров.

Так они уговаривают Колбасника Агоракрита, а он еще больший наглец и невежда, чем Пафлагонец. И начинается спор Пафлагонца с Колбасником, хотя тэто не спор – это балаган. В общем, Колбасник и Пафлагонец начинают обвинять друг друга в воровстве, но бьют все равно Пафлагонца, т.к. он всех уже достал своей несусветной наглостью.

Пафлагонец:

Забью тебя в колодки.

Колбасник:

За трусость обвиню.

Пафлагонец:

Стяну с тебя всю кожу.

Колбасник:

А я, стянувши шкуру,

Мешок ворам сошью.

И так далее и тому подобное... хор одобряет полное бесстыдство Колбасника и говорит, что в принципе так и надо. За пояс заткнуть демагога можно только черными способами: перекрикивать, не давать сказать, чернить и т.д. Спорят, кто из них бесстыднее – оказывается Колбасник: он еще в детстве куски мяса воровал, уж от этого хор всадников приходит в полный восторг. Один другого обвиняет в заговоре. Пафлагонец уходит в Совет жаловаться, донести на Колбасника, а Колбасник там устраивает следующее: В то время как Совет уже купился на речь Пафлагонца о заговоре Всадников (афинских знатных юношей), но в то время вышиб дверь Колбасник и заорал, что за время войны сельдь еще никогда не была так дешева. Всем эта новость понравилась. Но Пафлагонец быстро пообещал заколоть в жертву богам много скота, а Колбасик еще больше, если сельд такой же дешевой останется. Тут все со своих мест повыскакивали и говорят только о сельди. Пафлагонец просит подождать посла о мире из Спарты, а ему все говорят: «К черту мир, если сельдь дешевая?!» Когда все побежали за сельдью, Колбасник всем раздал бесплатной приправы, короче, в Совете он выиграл. Потом они пошли к Демосу, чтобы понять, кого тот любит больше. Дем созвал совет на Пниксе и опять начался балаган: Колбасник беззастенчивой лестью и подхалимством добивается от Дема расположения: говорит, что Пафлагонец из казны гребет рукой; а Колбасник то подушечку Дему принесет, то башмачки, то плащ. Дем уже готов отдать всю власть Колбаснику, но тут опять Пафлагонец с Колбасником наперебой стараются обратить народ на свою сторону различным толкованием оракулов и угощением. Понятноне дело, Колбаснику всю власть и отдали. Дело заключается сказочным концом: Колбасник возвращает Дему молодость, и у того начинается счастливая жизнь, уже без прежних ошибок.

Ответ на вопрос:

Аритофан ненавидит войну, которая нарушает их мирное благополучие, и тех деятелей, которые затевают войну. Вину за бедствия войны Аристофан возлагает на демагогов, прежде всего на Клеона, самого выдающегося из них. Всадники же принадлежат к классу богатых людей. Однако они, как крупные землевладельцы, заинтересованы в мире и составляют оппозицию против демагогов. Но это не значит, что точка зрения поэта совпадала с мнением этих людей. Аристофан в самом смешном виде изобразил афинский народ как дряхлого, выжившего из ума старика Дема, которого держат в руках ловкие демагоги. Умышленно сгущая краски Аристофан изображает бесчестные методы, которыми пользуются демагоги в своих интересах. Клоен (Пафлагонец) действует доносами на честных людей, а его соперник Колбасник снискал расположение сообщением о том, что рыба подешевела. Верхом комизма является сообщение о том, что за это его наградила, как благодетеля народа, венком. Интересно замечание Колбасника, когда его зовут на собрание: «О, несчастный, я погиб! Ведь старик у себя дома бывает самый смышленый из людей; когда сидит на этой каменной скамье. Разевает рот, словно когда складывает смоквы. Этой инертностью и безмолвием народной массы и пользуются бесчисленные демагоги. Вся наука ораторская представляется сплошным шарлатанством, жульничеством и сводиться к искусству не платить долгов, воровать мясо и т.д. Аристофан представил Клеона как самого беззастенчивого обманщика, казнокрада, вымогателя, который втерся в доверие к народу, наводит страх на богатых, действует доносами, обвиняя честных граждан в заговорах против демократии или в сношениях с врагами. Но его плутни раскрываются: он оправдывается тем, что крал на благо народа. Но знаете почему Колбасник его переспорил? Колбасник получил образование на живодерне, учился красть, клятвопреступничать и смело смотреть в глаза.

Так Аристофан показывает, какие люди управляют афинским государством.

37. Отражение кризиса полисной морали в трагедии Еврипида "Ипполит".

Немного предыстории.

Царь Тесей (тот самый, что прибил минотавра и вышел из лабиринта с помощью нити Ариадны) увез Ариадну с острова Крит в Афины, где правил его отец Эгей. Но пришлось ему Ариадну оставить по дороге на острове Наксос, т.к. она была предназначена богу Дионису. Там она стала женой и жрицей бога. Встречая сына, Эгей увидал корабль с черными парусами (а сынуля пообещал поднять белый случай в случае победы, но позабыл). Думая, что Тесей погиб, Эгей сбрасывается со скалы в море, которое потом стало называться Эгейским. Царь Афин – Тесей. Так вот, потом он воюет с амазонками и находит себе новую жену царицу амазонок Антиопу. Но она погибает, защищая Афины от Амазонок. От нее у Тесея остается сын Ипполит, который растет без матери. А Тесей женился опять на сестре Ариадны – Федре.

Пересказ.

На сцене разъяренная Афродита: Ипполит считает ее последней из богинь, плюет на любовь, а ему, между прочим 20 лет! Ему бы только охотиться, он поклонник страстный Артемиды. Она решает его извести и ее оружие Федра. Державной волей Киприды Федра воспылала любовью к Ипполиту. В это время появляется Ипполит, а старик ему говорит, ч то с богиней быть таким надменным нельзя. Но эта дубина его не слушает. Старик произносит: «О владычица Киприда, ты дерзкие слова его забудь: «Нас не на то ль вы, боги, и мудрее». Но ни черта. Приходит хор 15 трезенских женщин и размышляют о том, что же произошло с Федрой, и о несчастной доле женщин говорят. Федра до этого никогда любви не знала (ее муженек Тесей, кстати, в отъезде) и она БЕЗУМНО влюбляется в Ипполита. Она просто умирает, ей то жарко, то холодно, то нечем дышать, то вскакивает, то падает без сил, не сет, не пьет. Это очень чистый образ, хотя в первом варианте она обладала более сильным характером, она сама предлагала себя Ипполиту, НО во втором варианте о Федра чиста , она понимает всю преступность своей страсти. Она даже думает о самоубийстве. «Киприда, ты не бог, ты больше бога. Кто бы ты ни была, но Федру ты и дом сгубила!» Кормилица, старуха уже, все видит и пытается угодить царице, хочет организовать их встречу: «Любить тебе велела Афродита, Ты будь смелее и любви отдайся». Федра чувствует, что это для нее погибель, ее пугает огласка, но соглашается. Кормилица идет к Ипполиту. (Помните в семействе Курагиных в «Войне и мире» был тупейший Ипполит? Ну вот этот такой же). Начинает кричать на весь дом, что это жуткий позор, не заботиться не о репутации своего отца, ни о жизни Федры, даже своей пустой головой не понимает, что чернит свое доброе имя, которым так дорожит. Он РАЗРАЖАЕТСЯ ГНЕВ МОНОЛОГОМ ПРОТИВ ВСЕХ ЖЕНЩИН: «Так будьте все вы прокляты!» Все знают тайну ее и Федра решила повеситься. Но она делает из-за боязни суда Тесея, общественного порицания, а не потому, что ей руководит нравственный закон, который руководствовал царем Эдипом). Однако перед смертью Афродита внушает девушке отвратительную мысль: она оставляет письмо, где пишет, что Ипполит ее обесчестить хотел. Тут Тесей возвращается, а ему все навстречу: умерла Федра, а он как так? «Горе мне... На что ж и лавры эти на голове?» Читает письмо и ах. Взывает к Посейдону (тот ему как-то сказал: «Если надо, ты обращайся, не стесняйся») и просит стереть юношу с лица земли. Посейдон то знает, что Ипполит тупой, но вообще-то не виноват, но Посейдону все равно, одним смертным больше, одним меньше. Ипполит приходит во дворец, а отец его изгоняет. Ипполит не может своей невиновности доказать. Из моря выходит чудище и пугает лошадей Ипполита, и колесница разбивается. Приносят смертельно раненного Ипполита к Тесею. И только тут появляется Артемида и говорит Тесею, что к чему. Тесей хочет умереть. Ипполит ему прощает перед смертью. А Артемида говорит, что у богов не принято вмешиваться в дела смертных. Безнравственны были не только люди, но и боги. Вот так.

^ Отражение кризиса полисной морали:

Эврипид показывает совершенно безрадостную картину мира: даже боги ничуть не лучше, а иногда и хуже людей: Афродита губит Ипполита и Федру из чувства елкой злобы, Посейдон и Артемида даже не хотят рассказать о всем происходящем Тесею – им плевать. Что уж говорить о людях, если боги такими стали. Иногда взгляд Эврипида на жизнь осень грустен: встречаются даже рассуждения, что лучше вообще было бы вовсе не рождаться на свет или что жизнь есть смерть. Упадок морали полный... только посмотрите что твориться! Федра не знает нравственного закона, она хоть и чистая душа, но все равно готова идти на это преступление ( она ведь мачеха Ипполита!). А почему все это происходит? Ответ Эврипид вкладывает в уста Федры: «Соблазнов много в нашей жизни есть, беседы долгие, безделье – сладкий яд». А кормилица эта? Чем не безнравственный человек? Она невежественная, научившаяся от уличных мудрецов находить оправдание всякой подлости, своей решительностью обезоружила Федру. Вот так. Ипполит тоже со своими философскими исканиями, своим индивидуализмом и заносчивостью погубил и себя, и Федру, и отца своего, хотя он и не собирался ничего отцу рассказывать, т.к. клятву дал и ее сдержал, надо отдать ему должное.

Противоречие между идеалом и действительностью нередко вызывает у поэта мечты о том, чтобы уйти куда-то в лучшее место, мечты о переустройстве всего мира, об уничтожении лжи и неправды....

Наши рекомендации