Черты фетишизма, хтонизма и магии в классической греческой мифологии.
Основной ответ:
Классические период мифологии вырастает на основе патриархальной общины. Именно поэтому классическую мифологию часто называют мифологией патриархата. Но так же, как проихошла консолидация родового коллектива, возглавляемого вождем, так же произошло объединение греческих богов под властью одного владыки, Зевса, средоточие власти которого находится на горе Олимп в Фессалии. Именно поэтому классический период мифологии именуется Олимпийским и Фессалийским, в противовес доолимпийской архаике с ее развитой по всей природе магически-демонической силой. Классическая мифология не хтонична, это не мифология земли. Она борется с порождениями земли, утверждая себя на Олимпе, горе, чьи вершины сходятся с небом, так что еще не известно - гора ли Олимп или это само высокое и прекрасное небо. Если древнейшая мифология была мифологией фетишистской или фетишистски-анимистической, то мифологическая классика чисто анимистическая, когда божество мыслится бессмертным и вечно существующим.
Классическая мифология в противовес архаике с ее зооморфными, фитоморфными (растения-чудовища) и миксантропическими (люди+всякая другая дрянь, какие-то чудовища. "антропос" - человек по-гречески) формами.
Олимпийские боги - антропоморфны. Но одного антропоморфизма для них мало.
В классической мифологии антропоморфизм основан на принципах гармонии, меры и всеобщей упорядоченности, являющейся предпосылкой прекрасного тела и прекрасного духа, свойственного героическому человеку. Отсюда - олимпийская мифология именуется не только антропоморфной, но и героической.
Именно поэтому боги и герои олимпийской мифологии борются с тератоморфным и стихийным миром, побеждая чудовищ и устанавливая новые, прекрасные закономерности жизни.
Классическая мифология во всех отношениях является антиподом архаики. Но это еще не значит, что древность ушла в небытие со всеми своими страхами, ужасами и своей таинственной связью с матерью-Землей. Архаика подспудно таится в глубинах нового мира, на его окраинах, в глухих уголках и дальних странах. В героической мифологии множество этих древних рудиментов, эти демонические силы непобедимы и велика их изворотливость, их жажда жизни, их магическая хлая власть над человеком.
Прекрасные и величественные боги Олимпа, прекрасные и мощные герои, дети и потомки богов, сами, зачастую, против своей воли, скрывают в себе нечто страшное, грубое, несправедливое, злое. Но эти тайники героической души зависят от ее кровной связи с темной архаикой, которую герой преодолевает всю жизнь и даже искупает своими страданиями и смертью.
Олимпийская мифология является, таким образом, сложнейшим комплексом, в котором приходится выделять более древние пласты, уходящие в хтоническое прошлое рудименты. Они не характерны для принципов нового отношения к жизни и переживаются как некое наследие, закономерно оставшееся от глубокой архаики в исторически сложившихся мифах, а совсем не как случайное уродство или причудливость образа.
Однако основное героическое ядро мифа включает в себя не только рудименты прошлого, но и то, что еще только намечается, что разовьется позже, на склоне мифологической истории, то есть включает в себя также и так называемые ферменты, свое будущее.
^ Пара слов о том, что из себя представляла доклассическая, или архаическая, мифология:
Древнейшая мифология не знает человеческих форм, она доантопоморфна, дочеловечна, а будучи порождением природы, где все живет своей тайной и неведомой жизнью, эта мифология с полным правом обозначается не только как фетишистская, но еще и как фетишистски-анимистическая (лат. animus - дух, anima - душа), а детальнее как зооморфная и фитоморфная. А поскольку всеобщее одушевление, анимизм, предполагает наличие примитивных человеческих праформ, еще не отделенных от животного и растения, так же как не отделен от них и сам человек, то и архаическая мифология именуется миксантропической, т.е. состоящей из смешения образов живой природы с человеческими формами.
Архаический человек сливался с природным миром, он ощущал себя его частью, порождением одной и той же матери - материи.
Поскольку же границы между "я" и "не-я" размыты, неясны, то человек еще не чувствует себя в полной мере человеком, а неким животным организмом, частью общего природного тела. Вот почему так характерны для древнейшей мифологии смешанные миксантропические формы вроде сочетания человека и коня (кентавры), человека и змеи (Ехидна) или сразу нескольких образов в одном - голова и грудь человека, крылья грифона, туловище льва (Сфинкс).
Благодаря этому единению с миром, легко объяснить и мифы о превращениях одного существа в другое. Т.к. человек, животное, растение и водная стихия мыслятся единой природной материей, то нет никакой разницы между формами, которые принимает то или иное существо. В архаических мифах человек может превратиться в кого-угодно, не меняя своей единой со всем миром сущности. В архаическом мире господствует дисгармония и беспорядочность. Нет никакой определенной формы для порождений природы.
При ответе на этот билет стоит упомянуть, что мир зародился вместе с Хаосом, Геей, Эросом и Тартаром, которые и были, по сути, первыми архаическими существами, и которые дали рождение олимпийцам.
Во времена классической мифологии у большинства богов сохраняются животные образы, в которые они могут при желании обратиться. Например, Зевс превращался в быка (особенно когда бегал за очередной богиней или смертной, у него даже есть сынок-бычок Минотавр), его жена Гера принимала образ коровы (Гомер именует ее "волоокой", напоминая тем о временах зооморфного фетишизма). Когда Диониса ловят разбойники, он превращается в рычащего льва, затем в медведицу, обращает разбойников в дельфинов. Метаморфозы, которые претерпел Дионис и его похитители, - свидетельство древнего оборотничества, которое характерно для хтонической мифологии с ее изменчивой многоликостью.
Архаичским мотивом можно считать и рождение Афины из головы Зевса (по орфической теогонии - из сердца Зевса). Уже в классическом периоде мифологии люди продолжали верить, что волосы являются средоточием жизни, а глаза обладают магической силой уничтожения жизни, что и засвидетельствовано в мифе о Медузе Горгоне, превращавшей в камень все, на чем остановится ее взгляд, или в мифе об Артемиде, одним взглядом испепелившей целую рощу.
И во времена классической мифологии леса полны таинственных существ. Там обитают и бессмертные нимфы, низшие божества, извне направляющие жизнь растительного мира. Поля и луга населяют косматыеи козлоногие, с козьими рожками существа - паны и сатиры, - наблюдающие за благоденствием стад. В ручьях, реках, озерах, источниках жиут водяные девы, называющиеся неядами или нимфами. В горах прячутся ореады - охранительницы вершин, горных дорог, пещер и гротов. Ради безопасности путниким должны были приносить им жертвы.
В архаическом мире на людей нападают демонические силы, которые посылают им горе и зловещие сны. В классической мифологии эти демоны, потеряв все могущество, становятся посредниками между богами и людьми.
Ярким примером архаического существа был Тифон, младший сын Земли. У Тифона не только сотня змеиных голов, но это головы, мечущие из глаз пламя, а глотки этого чудовищного дракона испускают "невыразимые голоса" - то рев быка, то львиный рык, то собычий лай или змеиный свист, то внятный голос, доступный для понимания. Зевс уничтожает своими молниями все сто голов Тифона и сбрасывает его тело в Тартар.
Кроме Земли особенно было богато потомством Море - Понт. Обе стихии вступили в союз и у них родились Форкий и Кето, у которых, в свою очередь, родились, живущие на краю света, Грайи (родившиеся седыми старухами), а также Сфено, Евриала и Медуза - сестра-Горгоны. Все три Горгоны были ужасны видом. Их волосы - змеи, вместо зубов - кабаньи клыки, мощные руки - из блестящей меди, за плечами - золотые крылья, взгляд глаз завораживает все живое, превращая в камень. Первые две сестры бессмертны, тогда как Медуза смертна и ее ждет гибель от меча героя периода классической мифологии Персея.
Еще одним чудовищем, порожденным то ли Форкием и Кето, то ли Тартаром и Геей, была Ехидна. Она не просто зооморфна, но и миксантропичная, соединяя в себе тело чудовищной змели и лик прекрасной девы. Она лежит в глубокой пещере под землей и несет гибель, заманивая путников красотой своего лица. Ее союз с Тифоном порождает не менее ужасных чудовищ: Лернейскую гидру (убита Гераклом (2й подвиг), Химеру (убита Беллерофонтом, который захватывает крылатого коня Пегаса, и, с его помощью, побеждает Химеру), душительницу Сфинкс (убита царем Эдипом в Фивах), а также двух кровожадных псов - Орфа и Кербера с 50ю головами и медными глотками (последняя собачка охраняла вход в царство мертвых).
Гидра поселилась в болотах Лерны. У этой драконши аять или шесть змеиных голов, кровь ее несет в себе смертельный яд, дыхание ее тоже смертельно. Каждая голова Гидры, если ее отрубить, вырастает снова. Чтобы лишить чудовища бессмертия, Гераклу пришлось прижигать основание каждой ее срубленной головы.
Крылатая Химера выдыхает пламя и, чтобы с нею расправиться, Беллерофонту пришлось приручить коня Пегаса.
Сфинкс имела туловище льва, голову и грудь девы, крылья хищной птицы, змеиный хвост. Она обладала мудростью и тех, кто не мог разгадать загаданную ею загадку Сфинкс душила в когтистых лапах.
Среди детей то ли морского Форкия, то ли речного Ахелоя - сестра-Сирены, две или три, тоже миксантропические существа - птицы с женскими головами. Они завлекают моряков своим пением, а затем убивают их. Одиссей велит своим морякам залепить уши воском, а его самого привязать мачте и ни за что не отвязывать, пока они не проплывут мимо этого острова.
У морского пролива мореходов подстерегает чудовищная двенадцатиногая Скилла с шестью собачьими головами, с шестью пастями, железными зубами в три ряда. А по другую сторону пролива страшный водоворот Харибда трижды в день поглощает и извергает черные воды, неся неминуемую гибель мореходам, так что даже сам Посейдон не в силах спасти человека, попавшего в ловушку между Скиллой и Харибдой. Эти чудовища пожрали и часть оставшихся спутников Одиссея.
Безымянные фетиши архаической мифологии в более поздние времена, сохраняя свое священное прошлое, были включены в культ олимпийских богов, считаясь как бы их древнейшим воплощением. Пережитки архаики в позднем культурном слое обычно именуются рудиментами, и подобных рудиментов в греческой мифологии великое множество. В Греции был особенно рпзаит фитоморфный фетишизм, то есть почитание деревьев и растений, таких, как лавр, виноградная лоза, плющ, кипарис, дуб. В каждом дереве заключалась особая таинственная, так называемая магическая сила, дающая жизнь, слитая с физическим бытием самого дерева. Эта сила жила, пока жило дерево, и могла погибнуть, если оно гибло. Греки оберегали священные рощи во времена классической мифологии, полагая, что ущерб, нанесенный дереву, может оскорбить то древесное существо, что в нем обитает и составляет его сущность. Такие древесные существа, гамадриаты, не были бессмертны - они погибали вместе с деревом так же, как живая сила камня уничтожалась, если он был расколот и раздроблен, а живая сила ручья исчезала, если ручей высыхал (вспомните миф про Дафну, превратившуюся в лавр).
^ Краткое содержание:
Основная связь архаики и классической мифологии в героях, которые убивают большую часть древних чудовищ. В во времена архаики человек был един с природой, поэтому кентавры, гидры, сирены и другие существа (полулюди) воспринимаются вполне реально. Фетишизм - поклонение деревьям, ручьям, камням сохраняется и в олимпийский период. Боги в классич.период могли перевоплощаться в животных. Например, Зевс - в быка, Гера - в корову -> зооморфные черты. Осн.чудовища: Медуза, Гидра, Сфинкс, Химера, Тифон, Кербер, Сирены, Скилла и Харибда. Герои: Геракл, Персей, Беллерофонт, Эдип и др.
^ Суперкраткое содержание:
Архаика - фетишизм, зооморфизм, сохр. в классич.мифологии. Герои убивают чудовищ архаики. Сохранилось поклонение деревьям, камням. Боги могут превращаться в животных.