Этапы становления антропоморфизма в греческой мифологии.
Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII в. до н. э.
Падение греческой литературы совпало с падением Западной римской империи в V в. н. э.
Античная литература занимает огромный период времени - около 1200 лет.
Изначально в древней Греции господствовала общинно-родовая формация, идеологией которой стала и явилась античная мифология. Родовой общественный строй способствовал развитию и появлению мифологии, т.к. мифология и есть перенос общинно-родовых отношений на природу и на весь мир.
Человеку в первообщинной формации являлись наиболее понятными и близкими именно общинно-родовые отношения, поэтому самым убедительным объяснением природы было объяснение её с помощью родственных отношений. => Небо, воздух, земля, море, подземный мир- одна большая родовая община, представители, которой живые существа человеческого типа, находящиеся в тех или иных родственных отношениях.
Мифология определенный тип мышления на ранней ступени человеческого развития, а 279306088 мышление невозможно без обобщения. Мышление находится в единстве с языком, а всякое слово тоже есть некоторое обобщение.
( внимание!!!)
Первобытное мышление мифологично, а мифология является определённой разновидностью первобытного мышления. Но, несмотря на то, что мифология и мышление в первобытные времена так пронизывали друг друга - миф всё одушевляет, стремится найти магию, мышление же стремится во всём найти научные закономерности, всё осознать.
АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropos 'человек' и morphe 'вид, форма'), наделение человеческими качествами, уподобление человеку.
Мировоззренческий принцип, выражаемый различными, прежде всего, номинативными средствами языка. В соответствии с этим принципом неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами, физическими и психическими. Указанным объектам приписывается, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.
Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идет гроза, небо хмурится и т.п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевленные объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также вымышленные сущности земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др.
В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребенка и т.п.).
Приблизительными синонимами для термина антропоморфизм являются: олицетворение, персонификация, прозопопея.
Прежде чем греческая мифология достигла состояния антропоморфизма, она прошла этапы: хтонический, фетишизм, анимизм.
Фетишизм (от французского "fetiche" - идол, талисман). Фетишизм - это культ неодушевлённых предметов - фетишей, наделённых, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Фетишем, объектом фетишизма, мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека.
Фетишизм -природа одновременно полностью одушевленна и в то же время полностью материальна. Иначе говоря, фетешизм - это идолопоклонничество, или сотворение кумира из какого-либо предмета: камня, растения, а иногда и сам человек или все ЧАСТи его Телаааааааа! Бууууууууууууу!
Примеры: виноградная лоза фетиш Диониса. Органы человека понимались как носители души. Вместе с кровью душа покидает тело
(Бледная девушка в белом шарфике: "Ошибки надо не исправлять, их надо смывать.. КРОВЬЮ!" "Кавказская пленница" х./ф.)
Анимизм (от лат. anima, animus душа и дух соответственно) вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
Древние анимистические демоны, как правило, представляются в беспорядочном и дисгармоничном виде. В этих случаях обычно говорят о тератологии, т.е. о веке чудовищ и страшилищ (греч. teras - чудо и чудо и чудовище), символизирующих силы земли.
В развитом анимизме трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, т. е. очеловеченному, их пониманию. И этот антропоморфизм именно у греков достигает своего наивысшего оформления, выражаясь в целой системе настоящих художественных или пластических образов. Например: Грек прекрасно знал, какого цвета волосы у Аполлона, какие брови или борода у Зевса и т. д.
Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Такое универсальное олицетворение различных природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества более близкими и понятными, а вместе с тем и более "доступными" влиянию, которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий и т.п. Подобно тому, как недостаток положительных знаний о различных объектах действительности восполнялся в мифологии воображением, фантазией, так и отсутствие реальных средств воздействия на эти объекты восполнялось иллюзорными средствами их практического освоения.
Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм , суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.
Не менее важную роль в мифологическом мировоззрении играли представления об универсальном типе родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.
Существуя на протяжении десятков тысячелетий, мифологическое мировоззрение не могло оставаться неизменным, а неизбежно должно было эволюционировать вслед за изменениями материальной жизни людей родового общества и самого этого общества. Его основными историческими формами являются тотемизм, культ предков и анимизм.
Тотемизм был мировоззрением рода. В нем нашла фантастическое отражение прежде всего индивидуально-родовая зависимость человека от основных объектов охоты и собирательства, которые воспринимаются здесь через призму этой зависимости и поэтому наделяются несвойственными им чертами. Сначала возникают представления о тотеме - животном. Осознание внутриродовых отношений как связей между людьми, обусловленных их общим происхождением, рождает представление о тотеме-предке, который сперва мыслился, по-видимому, в образе животного, но позднее ему начали присваивать внешние антропоморфные черты, в результате чего возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее. Когда это происходит, на смену мировоззрению рода - тотемизму - приходит мировоззрение племени, в котором находит фантастическое отражение господство над человеком природных сил и стихии. Центральными образами в мифологии этого периода становятся представления об антропоморфных богах , олицетворяющих различные силы и стихии природы.
Становление личности и ее постепенное выделение из родовой организации приводят в мифологии к индивидуализации богов. В этот период наряду с силами природы олицетворяются социальные силы, которые начинают властвовать над человеком еще в большей степени, чем природные стихии. Представление об универсальной родственной связи сменяется представлением о господствующей в мире духовно-волевой связи
1.6. Единая система классической греческой мифологии (космогония,теогония, мифы о героях).
Космогония (конецформыначалоформыгреч. kosmogonia, от kosmos - мир, Вселенная и goneia - рождение) - учение о происхождении мира
Начало мира и богов греки представляют себе по Гесиоду. Греки не считали, что мир сотворен богами из ничего. Мир возникает, и вместе с миром возникают боги. Хаос, Гея, Тартар, Эрос одновременно стихии и боги; качества личностей, обязательные для развитого понятия о божестве, представлены у этих первоначальных богов-стихий в минимальной степени.
Дальнейший процесс одновременного формирования космоса-мира и пантеона предстает как процесс рождения одних богов другими, по аналогими с людьми и иными живыми существами.
О слабой степени антропоморфизации первых божеств свидетельствует, например, характер их брачных отношений. Гея-Земля родила Урана-Неба, а затем сочеталась с ним в браке. Мифе об Эдипе такое бракосочетание уже рассматривается как злодеяние. Здесь же такой брак древних божеств воспринимается как нечто естественное, но олимпийцам, новому поколению богов, такие браки греки не приписывали (хотя многие из них были женаты на своих сестрах).
С этими особенностями образов древних богов связано и то обстоятельство, что большинство из них не имели своего культа - храмов, изображений, жертвоприношений - и были элементом только мифологии, а не религии.
Потомство Урана и Геи - это уже не стихии, а существа. У них, в отличие от Неба, Земли, Хаоса, Мрака и т.д., уже есть личные имена (это было важным шагом на пусти формирования образов религии). То, что пишет Гесиод, характеризует следующее за Ураном и Геей поколение как существа чудовищные, наделенные колоссальной силой (это широко распространенное у разных народов представление).
Поколение детей Урана и Геи захватывает господство во вселенной насильственным путем. Каждого нового ребенка Уран прятал в недрах Земли и не выпускал на свет. Земля (она же Гея) и призвала своих детей к восстанию против отца. Крон, самый смелый из всех, кастрирует своего папочку и воцаряется. Уран проклинает своих деточек-Титанов.
Кронос становится во главе Титанов. Греки сопоставляют имя "Кронос" со временем (по греч. - "хронос"). Кронос сочетается в браке с сестрой Реей и у них рождаются Гестия, Деметра, Гера, Аид, Зевс. Каждого новорожденного младенца Крон пожирал, т.к. боялся, что как бы кто-нибудь из его детей не сверг его (как он когда-то своего отца). Вместо Зевса Рея завернула в пеленку камень, который Крон сожрал по привычке, ничего не заметив. А ребенка она перенесла на остров Крит, где тот и вырос. А когда вырос, то, конечно же, свергнул отца, заставил вернуть всех своих братьев-сестер. Порешили, что он, Зевс, будет главным, ему отдали гром и молнию, а остальным Зевс отдал различные стихии. Так произошла вторая и последняя смена царствования среди богов. Воцарился Зевс со своими братьями и сестрами (они уже никем не свергались). Кронос же предстает как злодей, бесчинства которого пресечены победившим его героем.
С рассказом о свержении Кроноса связан миф о Титаномахии - войне новых богов, возглавляемых Зевсом, с богами Титанами. Боги, возглавляемые Зевсом, обращаются за помощью к детям Урана и Геи, свирепым исполинам Котту, Бриарею и Гиесу, заключенным Ураном в недра Земли. В награду за освобождение они вступают в сражение на стороне Зевса и побеждают Титанов.
^ Теогония (teos - бог, goneia - рождение) - учение о происхождении богов (имеются ввиду боги-олимпийцы)
Зевс - повелитель богов и людей, тучегонитель, изображался с молнией в руке, иногда в виде быка.Зевс - божество, которое греки почитали еще до прихода в Грецию.Места, пораженные молнией, считались посвященными Зевсу, огораживались и делались местами его культа.Считалось, что сам Зевс спускается с молнией на такие места. Гроза пугала и вызывала благоговение. Но ее ждали с надежой: в Греции сухой климат, неблагоприятный для землевладения.
Зевс, Посейдон и Аид поделили между собой мир, бросив жребий. Зевсу досталось небо, Посейдону - море (изначально он покровительствует стадам), Аиду - царство мертвых. Их сестра Гера становится супругой Зевса. Она богиня неба и, в то же время, покровительствует браку (Гомер изображает ее волоокой богиней, превращающейся в корову). Деметра становится богиней растительности, плодородия. Она мать Персефоны, украденной Аидом. Полгода Персефона проводит в подземном царстве с мужем-Аидом - и тогда не земле зима и холод, другие полгода - вместе с матерью - тогда на земле лето и тепло. Этим мифом греки объясняли смену времен года. Гестия - богиня домашнего очага, покровительница огня, семьи.
Младшее поколение богов: дети Зевса (всех не пересчитать) и "мелких" богинь или смертных женщин. Зевс - отец всех богов, творец.
Еще одной супругой Зевса стала океанида Метида (греч. "метис" - мысль), та самая, которая в свое время помогла Зевсу возвратить на свет проглоченным Кроносом детей. Гея предсказывает Зевсу, что Метида родит ему дочь, а затем сына, который свергнет его. Поэтому Зевс съедает Метиду -) Однако его дочь от Метиды Афина все равно появилась на свет.И не откуда-нибудь, а из головы своего папочки-Зевса.
Дети Зевса и Геры: Арес - бог войны, Гефест - бог кузнечного дела, Геба - богиня вечно юности. От богини Лето у Зевса рождаются Аполлон - бог света, покровитель искусств, и Артемида - богиня охоты. Афродита рождается по одной версии от Зевса и богини Дионы, по другой - из пены морской на острове Кипр. От Майи у Зевса рождается Гермес- вестник богов, он же бог торговли. От смертной женщины Семелы у Зевса рождается Дионис - бог виноградной лозы, он же бог обмана.
^ В состав олимпийцев, как правило, включается 12 богов: Зевс и Гера, Афина , Аполлон, Деметра, Артемида, Афродита, Арес, Гефест, Гермес, Гестия, Дионис.
Мифы о героях
Классическая мифология представляет богов в постоянном общении с миром людей. Первые люди были почти не отличимы от растений и зверей, вылепленных из земли и воды, не заслуживших от Зевса ничего иного, кроме желания их уничтожить (хотя Гесиод называется это поколение "золотым"). Второе поколение - серебряное - совсем не похоже на предыдущее. Люди сохраняют детство чуть ли не до 100 лет, но погибают быстро из-за нежелания приносить жертвы Зевсу. Третье поколение - медное. Это люди небывалой силы, любившие войну. Они перебили друг друга и ушли в Аид. Четвертое поколение, созданное Зевсом, - род славных героев-полубогов, погибший в войнах. Это те самые герои, что сражались под Фивами и в Трое. Поколения мифологического прошлого кончаются этим родом, т.к. пятое поколение - это уже историческое прошлое греков.
В древнегреческой мифологии героц - это сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин или благородный человек, имеющий славных предков. Гесиод впервые называет род "героев", созданный Зевсом, "полубогами".
История героизма относится к классическому (он же олимпийский) периоду древнегреческой мифологии, связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-Земли, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных людей.
Герой призван выполнять волю олипийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, закон вопреки древней стихийности и дисгармоничности.Поэтому он наделяется обычно непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Однако герой лишен бессмертия, остающегося божественной привилегией. Отсюда несоответствие и противоречие между огранпченностью смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. Некоторые боги пытались сделать своих детей-полубогов бессмертными. Так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией (кроме пятки, за которую держала), Деметра закаляет в огне своего сына Демофонта. Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и Корониды, пытавшийся воскрешать людей, был поражен молнией Зевса. Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, по затем Афина возвратила их на место. Так же безуспешна попытка Орфея вернуть е жизни свою жену Эвридику.
Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире бессмертием подвига и славой среди потомков. Личность героя большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. В связи с этим в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудов. Герой часто гоним враждебным божеством, например, Геракла преследует Гера, и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество. Так, Геракл подчинен царю Эврисфею. Ясон зависит от царя Пелия.
В греческой мифологии сложились разные типы героев. Более ранний героизм связан с подвигами героя, физически уничтожающего чудовищ. Такова борьба Персея с Горгоной, Беллерофонта с Химерой, ряд подвигов Геракла. Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, с их культурными функциями, как например, у искусного мастера Дедала или строителей фиванских стен Зета и Амфиона. Среди героев - певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные странствующие герои (Одиссей), установители законодательства (Тесей).
Нещависимо от рода героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного герой (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Герой зачастую испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиацинт, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие и получает в жены богиню Гебу. Единственный полубог, т.е. герой, еще при жизни становится божеством. Это сын Зевса и Семелы Дионис.
Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героизма вообще.
^ Краткое содержание:
Космогония - происхождение мира. Хаос, Гея, Тартар, Эрос - боги-стихии. Гея-Земля рождает Небо-Уран и сочетается с ним в браке. У них рождаются титаны, один из которых, Кронос, захватывает власть и женится на своей сестре Рее. Своих детей Кронос пожираят, боясь, что они отберут у него власть, но Рея подкладывает вместо последнего ребенка камень, и, тем самым, спасает Зевса. Последний вырастает, убивает отеца, освобождает своих братьев и сестер, и воцаряется с ними на Олимпе. Теоогония - о происхождении богов. Полубоги - дети бога (или богини) и смертного человека. Им не дано бессмертие, но они обладают нечеловеческой силой. Они призваны защищать мир от зла, зачастую страдают, преследуются богами. Наиболее известны Геракл, Тесей, Одиссей, Дедал, Орфей, Беллерофонт. Геракл и Дионис - полубоги, обретшие бессмертие.
^ Суперкраткое содержание
Космогония - о происхождении мира, теогония - о происхождении богов. Гея+Уран=титаны(один из них - Крон). Крон+Рея=будущие боги-олимпийцы. Зевс побеждает Крона. Мир делится между 12 олимпийскими богами. Герои - полубоги, обладающие великой силой. Спасают людей, убивают чудовищ. Геракл и Дионис обрели бессмертие.