Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал для понимания современной научной картины мира
Многие современные ученые связывают дальнейшее развитие естественных и гуманитарных наук с эволюционно-синергетической парадигмой, вобравшей в себя принцип системности.
Как известно, все в природе — галактики, звезды, планеты, живая и неживая природа — движется и развивается. Эволюция может привести к усложнению, повышению уровня организации системы (прогресс) или к понижению этого уровня (регресс).
Принцип эволюционизма уходит корнями в античную философию, которая обосновала идею изменчивости мира (Фалес, Гераклит, Демокрит). В XVIII в. идея развития получает естественнонаучную аргументацию (Д. Дидро, Ж. Б. Ламарк и др.). Своего расцвета эволюционное учение достигает в XIX веке (Г. Гегель, Ч. Дарвин, К. Маркс). Позднее было введено понятие энтропии и выдвинута гипотеза «тепловой смерти Вселенной», что послужило толчком к созданию более сложных моделей эволюции (А. Эйнштейн, А.А. Фридман, Г. А. Гамов и др.).
Большой вклад в разработку эволюционной концепции внес В. И. Вернадский, который полагал жизнь космическим явлением и изобразил эволюцию биосферы с момента ее возникновения и до настоящего времени. Он представлял жизнь как «буфер» между космосом и «косным», то есть неживым веществом Земли, способным использовать космическую энергию для преобразования планетарного вещества. По мнению И. В. Вернадского, пленка жизни, возникшая на поверхности Земли, многократно ускоряла все процессы ее эволюции за счет способности поглощать и утилизировать энергию космоса, и прежде всего Солнца, и трансформировать с ее помощью земное вещество. «Наша планета и космос представляются как единая система, в которой жизнь, живое вещество связывают в единое целое процессы протекающие на Земле с процессами космического происхождения» (10, 14). Появление человека — носителя Разума — многократно ускорило эти процессы. «Породив человека, природа “изобрела” еще один могучий катализатор мирового процесса развития» (там же, 15).
По мнению И. В. Вернадского, воздействие человека на природу все более возрастает, и человек должен принять на себя ответственность за окружающую среду. Биосфера должна превратиться в ноосферу — сферу разума.
Термин «ноосфера» был введен Э. Леруа, затем использовался П. Тейяром-де-Шарденом. Вернадский понимал ноосферу как «такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направить развитие биосферы в интересах Человека, его будущего» (там же).
Концепция бионоосферы имеет глубокий методологический смысл для понимания эволюционных процессов. Не противопоставление, а коэволюция космоса, природы и разумной человеческой деятельности — необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. Но вступление человечества в эпоху ноосферы не может произойти автоматически, оно предполагает коренную перестройку деятельности и сознания людей, смену стандартов поведения и идеалов.
Как видно, В. И. Вернадский рассматривал космос и биосферу как открытые, эволюционно развивающиеся и взаимодействующие системы. Во многих естественных науках вплоть до середины XX в. преобладало изучение закрытых равновесных систем, а неравновесные процессы понимались как второстепенные отклонения, которыми можно пренебречь при объяснении объекта.
Так, в космологии долгое время господствовала концепция стационарной Вселенной, согласно которой Вселенная не подвержена эволюции, в ней не происходит существенных изменений, она статична, стационарна. Затем было введено понятие энтропии и создана концепция «тепловой» смерти Вселенной, что послужило толчком к созданию более сложных моделей мира. На основе теории относительности А. Эйнштейна, исследований А. А. Фридмана, Э. Хаббла и др. была создана концепция нестационарной Вселенной, в соответствии с которой Вселенная неравновесна, нестабильна, находится в состоянии эволюции (теория расширяющейся Вселенной). Вселенная расширяется из начального сверхплотного, сверхгорячего состояния в результате Большого взрыва. Теоретически расширение Вселенной предсказано А. А. Фридманом, экспериментально проявляется в виде закона Э. Хаббла, установившего зависимость между красным смещением галактик и расстоянием до них линейным образом, т. е. все галактики разбегаются со скоростью, пропорциональной расстоянию между ними.
Эволюционные идеи характерны не только для современной космологии, но и для многих других естественных наук (геологии, биологии, физики и т.д.). Обоснованию идей глобального эволюционизма служат кибернетика, общая теория систем, синергетика.
В конце XX века естествознание и философия приступили к разработке теоретических и методологических оснований модели универсальной (глобальной) эволюции, связывающей в единое целое происхождение Вселенной, Солнечной системы, планет, неорганической и органической природы, возникновение жизни на Земле, человека и общества. «В этой концепции Вселенная определяется как развивающееся во времени единое целое, а вся история Вселенной от Большого взрыва до возникновения общества как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой» (10, 241).
Исходя из того, что «эволюция состоит в интеграции более простых элементов в целостные образования более высокого уровня…, характеризуемые новыми качествами», выделяются наиболее важные фазы (виды) эволюции окружающего нас мира (10, 241–242):
– космическая эволюция (Большой взрыв, образование элементарных частиц, атомов, молекул, возникновение галактик, звезд, планет и т. д.);
– химическая эволюция (образование системы химических элементов и соединений, возникновение органических соединений и т. д.);
– геологическая эволюция (образование структур земной коры, гор, вод и т. д.);
– эволюция протоклетки (самоорганизация биополимеров и хранение информации на молекулярном уровне и др.);
– дарвиновская эволюция (развитие видов растений и животных, их взаимодействие, возникновение экосистемы на Земле);
– эволюция человека (развитие труда, языка, мышления);
– эволюция общества (разделение труда, общественная и государственная организация, культура);
– эволюция информации и обмена информацией (хранение и развитие знаний, наука, СМИ).
Итак, глобальный эволюционизм — интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею единства мироздания, представление о мире как огромной эволюционизирующей системе. Современная философия отводит глобальному эволюционизму одно из центральных мест в современной научной картине мира (12, 75), рассматривает его как соединение идеи развития с идеями системного подхода, т.е. его теоретическим основанием является системно-эволюционная парадигма. Важная роль в обосновании идей глобального эволюционизма принадлежит синергетике, которая представляет теорию самоорганизации и методологию исследования открытых нелинейных (диссипативных) систем.
Н. Н. Моисеев, один из разработчиков концепции глобального эволюционизма выделил его исходные положения.
1 Вселенная представляет единую саморазвивающуюся систему.
2 Эволюция системы имеет направленный характер, она происходит по пути усложнения, роста разнообразия, уменьшения стабильности. Во всех процессах, происходящих во Вселенной, присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие.
3 Во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависит от прошлого, но не определяются им однозначно.
4 В мире господствуют законы, являющиеся принципами отбора. Из множества возможных виртуальных состояний система отбирает наиболее реальные.
5 Принципы отбора допускают существование бифуркационных состояний, из которых возможен переход объекта во множество новых состояний, в результате чего эволюция оказывается принципиально непредсказуемой.
Главное в теории универсального глобализма Н. Н. Моисеева заключается в том, что «все, что вокруг нас, и мы сами суть частицы одного целого, имя которому ВСЕЛЕННАЯ, или УНИВЕРСУМ, — оно развивается как целое, им управляют общие законы самоорганизации. Постараться понять это общее и есть, может быть, главная задача науки, любой ее ветви, растущей из единого корня… И все знания, которые дают естественные науки, и знания гуманитарных дисциплин, и искусство, и духовный внутренний мир человека, — все это служит познанию Человека. Это ступени познания его включенности в Природу» (13, 21).
Эвристический потенциал глобального эволюционизма в том, что он позволяет выстроить новую картину мира, основанную на универсальности принципа эволюции, представляющей единый процесс развития неорганической и органической природы от Большого взрыва до возникновения жизни и разума на Земле.
Глобальный эволюционизм позволяет рассматривать человека как объект космической эволюции, закономерно возникший на определенном этапе функционирования Вселенной. Глобальный эволюционизм — базисный принцип современной научной картины мира, на основе которого «весь мир, его бытие осмысливается в терминах процесса, динамики, постоянного становления» (12, 78).
Философский словарь
Альтернатива (франц. «один из двух») — необходимость выбора одной из двух или нескольких возможностей, которые взаимоисключают друг друга; любая из таких возможностей.
Амбивалентный — двойственный, характеризующийся одновременным проявлением противоположных свойств.
Антиномия (греч. anti — против и nomos — закон) — неразрешимое противоречие между двумя противоположностями, каждая из которых признается логически доказуемой.
Бифуркация (англ. fork — вилка) — пересечение в одной точке различных возможностей. Бифуркационный переход — выбор системой одного из возможных вариантов развития, каждый из которых радикально отличается от исходного.
Биосфера (греч. bio — жизнь, shpaira — шар) — жизненная оболочка Земли, имеющая в связи с этим своеобразную геолого-физико-химическую организованность (известняки, ископаемые, кислород и т.д.).
Взаимосвязь — взаимоотношение и взаимодействие предметов и явлений в процессе движения и развития.
Глобальный (универсальный) эволюционизм — интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального мира. Весь мир понимается как огромная эволюционизирующая система.
Движение — любое изменение в природе или обществе.
Дедукция (лат. deduction — выведение) — рассуждение от общих принципов, законов, правил к частным фактам и положениям.
Диалектика (греч. dialektike — искусство вести беседу, спор) — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а также метод, соответствующий этому учению.
Диалектическое отрицание — отрицание, в ходе которого устанавливается связь между старым и новым качеством, суть которой в том, что существенные элементы старого усваиваются в новом качестве.
Догматизм — метод мышления, основанный на догмах, принимаемых за истину на основе веры или авторитетного мнения, без доказательств и учета конкретных условий.
Диссипативные системы — открытые, нелинейные системы, находящиеся в состоянии динамического равновесия (например, живой организм).
Индетерминизм (греч. in — не, determinare — определять) — философское учение, отрицающее либо объективность причинной обусловленности в мире, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке.
Индукция — рассуждение от частных фактов к общим выводам.
Иррациональное (лат. «неразумный») — находящееся за пределами разума, алогическое, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащее ему (чувства, эмоции, вера, фантазии, интуиция, бессознательное).
Иррационализм — направление в теории познания, ограничивающее или отрицающее познавательные возможности разума и выделяющее в качестве основы познания иррациональные элементы человеческой психики.
Категория — предельно общие, фундаментальные философские понятия, отражающие существенные свойства предметов и явлений.
Конвенциализм (лат. conventionalis — соответствующий договору) — философское истолкование науки, согласно которому в основе научных теорий лежит произвольные соглашения (конвенции) между учеными, выбор которых регулируется соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т.п.
Метафизика — 1) учение о сверхчувственных причинах и началах бытия; 2) философский метод, рассматривающий предметы и явления вне их внутренней связи и развития, отрицающий роль противоречий как внутреннего источника, причины развития.
Научная картина мира (НКМ) — теоретическое описание мира в целом на основе систематизации и интеграции знаний, полученных в различных областях научного поиска.
Ноосфера (греч. noos — ум) — сфера взаимодействия природы и общества, в границах которой определяющим фактором развития становится разумная человеческая деятельность.
Парадигма (греч. «пример, образец») — исходная концептуальная схема, модель постановки и решение проблем, доминирующая в научном сообществе на протяжении определенного исторического периода. Изменение парадигм является научной революцией.
Противоречие — взаимодействие противоположностей, их единство и взаимопереходы.
Развитие — необратимое, направленное изменение предметов и явлений от одного качественного состояния к другому.
Рационализм (лат. ratio — разум) — направление в теории познания, признающее разум основой познания и поведения людей.
Релятивизм (лат. relativus — относительный) — признание относительности, условности, субъективности познания.
Синергетика — одна из альтернативных диалектике теорий развития, изучающая открытые, самоорганизующиеся, саморазвивающиеся системы в неравновесных условиях.
Система (греч. systema — целое, составленное из частей) — целостная совокупность структурообразующих элементов.
Структура — упорядоченная, закономерная взаимосвязь и взаимодействие элементов данной системы.
Случайность — явление, возникающее в результате действий внешних, несущественных причин, отличается необязательностью и неопределенностью; представляет реализацию одного из множества вариантов, возможностей развития.
Фатализм — мировоззренческая позиция, рассматривающая каждое событие и поступок человека как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Флуктуация — случайные изменения в развитии неравновесной системы, приводящие систему в состояние неустойчивости и определяющие результат самоорганизации. «Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении» (8, 683).
Хаос (беспорядок) в синергетике — способность случайных флуктуаций порождать новые организационные порядки, фактор самоконструирования нелинейной среды («порядок из хаоса») (8, 877).
Эвристика — совокупность методов, направленных на развитие продуктивного мышления и творческого решения научных проблем.
Эволюция и революция. Эволюция (в широком смысле) — синоним развития; постепенные, нарастающие изменения в природе и обществе, которые могут привести к усложнению, повышению уровня организации системы. Революция — коренные изменения системы, приводящие к качественным преобразованиям.
Вопросы для размышления
1 Что такое диалектика? Как изменялось содержание этого термина в истории философии?
2 Общие и различные черты материалистической и идеалистической диалектики.
3 Что такое «закон» и «закономерность»? Каковы особенности законов диалектики?
4 Объясните высказывание И. Канта: «Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей». Согласны ли вы с этой мыслью?
5 Как вы оцениваете два взаимоисключающих суждения: Ф. В. Гегель: «Все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы»; Д. Майер (биолог): «Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа»?
6 Могут ли быть решены антиномии И. Канта?
7 Формальная и диалектическая логика: сходство и различие.
8 Сравнительный анализ лапласовского и современного детерминизма.
9 В чем отличие возможного и невозможного?
10 Раскройте сущностные черты синергетики.
11 Что такое глобальный эволюционизм и каковы его особенности?
Темы рефератов
1. Современные дискуссии о диалектике и ее месте в структуре философских знаний.
2. Диалектика и синергетика.
3. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.
4. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал.
Список литературы
1 Философия : учеб. для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова — М. : Норма, 2008.
2 Данильян О. Г., Тараненко В. М. Философия : учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко — М. : ЭКСМО, 2007.
3 Сартр Ж. П. Проблемы метода. Статьи — М. : Академический Проект, 2008.
4 Современная западная философия / Т. Г. Румянцева, А. А. Гришанов и др. — Минск : Выш. шк., 2000.
5 Философия : Курс лекций : Учеб. пособие для студ. вузов / под общей ред. В. Л. Калашникова — М. : ВЛАДОС, 1999.
6 Балашов Л. Е. Философия : учебник — М. : «Дашков и К°», 2008.
7 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1 — М. : «Мысль», 1974.
8 Можейко М. А. Синергетика. Всемирная энциклопедия : Философия ХХ век — Минск. : Харвест, Современный литератор, 2002.
9 Степин В. С. Синергетика и системный анализ. Синергетическая парадигма — М. : Прогресс–Традиция, 2004.
10 Бондарев В. П. Концепции современного естествознания : Учебное пособие для студентов вузов — М. : Альфа–М, 2003.
11 Добронравова И. С. Синергетика как общенаучная исследовательская программа. Синергетическая парадигма — М. : Прогресс–Традиция, 2004.
12 Рябоконь М. В. Диалектика и принцип глобального эволюционизма / Н. В. Рябоконь // «Инновационные образовательные технологии» — Минск: 2010. — № 2.
13 Моисеев Н. Н. Восхождение к Разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям / Н. Н. Моисеев. — М. : ИздАТ, 1993.
Ингредиенты
Консервированный тунец
300 грамм
Батон
200 грамм
Яйца
3 штуки
Морковь
150 грамм
Лук
100 грамм
Соль
0 мл
Майонез
0 мг
растительное масло
0 мг
Процесс приготовления
Лук мелко покрошить.
Если вы используете горький лук, его надо залить кипятком и оставить на 10 минут. Затем воду слить, лук промыть в холодной воде.
Батон нарезать кубиками. Обжарить батон на растительном масле до золотистого цвета.
Морковь сырую натереть на мелкой терке.
Яйца натереть на крупной терке.
С рыбы слить масло, размять ее вилкой.
Смешать сухарики, лук, яйца, морковь, рыбу, посолить по вкусу. Заправить майонезом.
Салат с тунцом готов! Приятного аппетита!
Ингредиенты Хачапури
сулугуни
100 грамм
сыр Эдем
100 грамм
стакан кефира
1 стакан
щепотка соли
1 штука
щепотка соды
1 штука
мука
2 стакана
сливочное масло
30-40 грамм
Процесс приготовления
1. Сначала приготовить начинку. Просто натереть сыр, и смешать его.
2. Для теста в миску вылить кефир, добавить соду. Кефир начнет слегка пузыриться.
3. Посолить, добавить муку.
4. Замесить эластичное тесто. Тесто будет немного прилипать к рукам, добавляйте муку, когда будете делать лепешки.
5. Разделить тесто на 4 части, руками сформировать лепешку, края должны быть тоньше чем серединка.
6. В середину каждой лепешки положить начинку (по объему столько же сколько и теста!) И края свернуть в мешочек, хорошо скрепить. Ладонью придавить наш мешочек, слегка, чтобы получилась уже лепешка с начинкой внутри. (окончательный размер будет определяться диаметром вашей сковороды!)
7. Теперь хорошо разогреть сковороду, положить лепешку, и пальцами, аккуратно растягивать ее по ширине сковородки. Чем больше сковорода, тем тоньше получатся ваши хачапури.
8. Прожарить с одной и другой стороны.
9. Каждый хачапури смазать сливочным маслом.