Альтернативы диалектики. Диалектика и синергетика
Альтернативы диалектики — противоположные или отличные от диалектики концепции развития и методы познания. Исторически сложились следующие альтернативы диалектики: метафизика, догматизм, релятивизм, софистика, эклектика. В настоящее время к ним относят также синергетику.
Метафизика. Данный термин ввел в I веке до н.э. систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский, обозначив им рукописи Аристотеля по философии, которые он расположил после («мета») произведений по физике. Отсюда — «то, что после физики» — метафизика. Термин закрепился в философии и с течением времени приобрел два значения.
1 Метафизика как учение о сверхчувственных причинах и началах бытия.
2 Метафизика как философский метод, противоположный диалектике.
Второе значение связано с Гегелем, который справедливо полагал, что если метафизика пытается найти абстрактные и неизменные начала бытия, то она антидиалектична.
Противоположность диалектики и метафизики как двух концепций развития и методов познания состоит в различном понимании связей предметов и явлений, в понимании источника и движущих сил развития, в понимании механизма перехода от старого качества к новому. Все эти различия хорошо просматриваются в нижеприведенной таблице.
Таблица 1 Противоположность диалектики и метафизики
Диалектика | Метафизика |
1 Все предметы и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Определяющее значение имеют внутренние связи. | 1 Предметы и процессы обособленны друг от друга или их связи слабо выражены. Определяющие значение имеют внешние связи. |
2 Изучение предметов в их развитии, т.е. в качественном, необратимом изменении. | 2 Отрицание сущности развития как качественных преобразований. |
3 Единство и взаимопереходы качественных и количественных изменений, прогресса и регресса, абсолютного и относительного в развитии. Единство и взаимодействие противоположностей. | 3 Односторонность в понимании мира: либо количественные, либо качественные изменения, либо прогресс, либо регресс и т.д. Для метафизики «да есть да, нет есть нет, что сверх того, то от лукавого» (Ф. Энгельс), т.е. метафизика мыслит противоположностями. |
4 Источник, движущаяся сила развития — преодоление внутренних противоречий. | 4 Источник развития — внешние силы, внешний толчок. |
5 Преемственность в развитии, т.е. усвоение существенных элементов старого в новом качестве, диалектическое отрицание. | 5 Метафизическое отрицание старого, отбрасывание, устранение его существенных элементов как препятствия на пути развития. |
Таким образом, метафизика — концепция понимания мира и метод познания, которые отрицают или упрощенно рассматривают развитие, взаимосвязи и взаимодействие предметов, отрицают роль противоречий в развитии.
Догматизм. Термин был введен греческими скептиками Пирроном и Зеноном, отрицавшими возможность истинного знания и обвинявшими в догматизме философов, дававших утвердительные суждения о предметах.
Догматизм — одно из проявлений метафизического способа мышления. Термин происходит от греческого слова «догма» (мнение, учение). Догма — положения, принимаемые за истину без доказательств на основе веры или авторитетного мнения, без опытной и теоретической проверки. Соответственно, догматизм — тип мышления, основанный на догмах. Догматизм исходит из неизменных, раз и навсегда данных истин, знаний, схем, которые не могут существенно изменяться в процессе познания. С позиции догматизма истина имеет абсолютное значение, она верна для любой конкретной ситуации, не зависит от реальных условий развития. Наиболее ярко догматизм проявился в средневековой схоластике, он составляет характерную особенность религии (догматическое богословие), его элементы обнаруживаются в идеологии, науке, личных убеждениях человека. Догматизм утверждает абсолютность истины и отрицает ее относительный характер. «Не замечать многого, ни в чем не быть независимым, во всем односторонность» (Ф. Ницше о догматизме веры).
Релятивизм — противоположность догматизму и одновременно диалектике. В отличие от догматизма преувеличивает значения относительности истины. Релятивизм исходит из постоянной изменчивости предметов и явлений, отрицает их устойчивость, стабильность. Он утверждает, что всякое знание может быть истинным, поскольку «человек есть мера всех вещей» (Протагор) и именно он устанавливает, что истинно, что неистинно, что нравственно, что безнравственно. «Все зависит от того, кто это знание использует, т.е. объективной истины не существует (есть истина в науке, но есть истина в религии и во всяком ином мистическом учении). Интересно, что ограниченность релятивизма понимал еще Сократ, который говорил, что «мнений много, но истина одна».
Релятивизм как разновидность метафизики проявляется в научном принципе «конвенциализм», утверждающем, что в основе научных теорий лежат произвольные соглашения ученых, выбор которых определяется соображениями удобства, целесообразности, «экономии мышления» и т. д. Релятивизм обнаруживается также в неопозитивизме (Р. Карнап), в герменевтике с ее основополагающим тезисом о плюрализме интерпретаций текста.
Софистикавозникла еще во времена Сократа, который противополагал софистике диалектику как метод выведения истинного знания в процессе беседы, диалога. Софизм (от греч. «хитрая уловка, измышление») — логически неправильное рассуждение, выдаваемое за истину. Отсюда следует, что софист — человек, который сознательно строит ложные умозаключения в корыстных целях. Примером может быть древний софизм «Рогатый»: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рогов, следовательно, ты их имеешь». Ошибка здесь состоит в неправоверном заключении от общего правила к частному случаю, который это правило не предусматривает.
Софистика — рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики. Софистика — субъективистское истолкование произвольно выбранных софистом альтернатив, с помощью которых можно доказывать все, что угодно. По свидетельству Аристотеля одна афинянка поучала своего сына: «Не вмешивайся в общественные дела, потому что если ты будешь говорить правду, тебя возненавидят люди, а если ты будешь говорить неправду, тебя возненавидят боги». Но это высказывание можно повернуть по-другому: «Ты должен участвовать в общественных делах, потому что если ты будешь говорить правду, тебя будут любить боги, а если ты будешь говорить неправду, тебя будут любить люди».
Как видно, софистика придерживается релятивизма, она утверждает, что, если истина относительна, то истинным может быть любое суждение, умозаключение и т. д. В наше время софистика широко используется некоторыми политическими деятелями (например, принцип «двойных стандартов»), средствами массовой информации, рекламой. Так, тележурналисты нередко с помощью софистических уловок пытаются доказать, что в истории советского общества нет ни единого светлого пятна, а лишь ошибки, а эпоха Брежнева — застойный период, что явно противоречит исторической действительности.
Эклектика — механическое объединение в одном учении разнородных, несовместимых элементов, заимствованных из противоположных концепций; использование и подтасовка с тенденциозными целями вырванных из контекста фактов, формулировок, цитат (2, 247). В настоящее время эклектика широко используется в рекламе, в СМИ. Она не является ни теорией развития, ни научным методом, антидиалектична по сути своей (бегущая строка в теленовостях, информация в Интернете). Опасность эклектики в том, что она соответствует обыденному сознанию, которое по природе своей эклектично, и с ее помощью можно сформировать какое угодно массовое сознание и направить его в антиобщественных массовых действиях.
Особое место среди современных альтернатив диалектики занимает синергетика (от греч. «совместное действие»). Данный термин ввел в научный оборот немецкий философ Г. Хакен в 60-е гг. ХХ в. Большой вклад в разработку синергетики внесли многие исследователи и научные коллективы, среди них бельгийская школа, возглавляемая И. Пригожиным, лауреатом Нобелевской премии, создавшая первую нелинейную модель синергетики химических процессов, основанную на идеях неравновесной термодинамики.
Синергетика — направление межотраслевых исследований, изучающее процессы самоорганизации в открытых развивающихся системах.
Системы бывают равновесные и неравновесные. В равновесных системах господствует порядок, линейность, возможен лишь один вариант эволюционного движения. Состояние систем в момент времени tn обусловлено ее состоянием в момент времени tn-1, и, в свою очередь, обусловливает состояние tn+1, и потому перспективы эволюции вполне предсказуемы.
В неравновесных системах господствует хаос, нелинейность развития, возможны разные варианты эволюции. В соответствии с этим переходом системы из состояния в момент времени tn в состояние, соответствующе времени tn+1 рассматривается как итог пересечения различных тенденций, зависящих не только от исходного состояния системы, но и от случайных факторов. Перспективы эволюции неравновесных систем непредсказуемы.
Синергетика изучает неравновесные системы. Если равновесная термодинамика признает эволюцию лишь в сторону увеличения энтропии системы, что ведет к неупорядоченности, хаосу, то в неравновесной термодинамике «при определенных условиях энтропия становится прародительницей порядка» (8, 681).
По утверждению Пригожина, «увеличение энтропии не сводится к увеличению беспорядка, ибо порядок и беспорядок существуют как два аспекта и дают нам различное видение мира» (там же). Одна из основных работ И. Пригожина (в соавторстве с И. Стенгерсом, 1986 г.) называется «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой». Классическим для синергетики является пример Пригожина о двух взглядах на Венецию, которая с высоты птичьего полета выглядит как упорядоченная городская структура, а изнутри городская жизнь предстает как хаотическое движение.
Согласно синергетике, один из определяющих факторов эволюции — флуктуации (от лат. «колебание, случайное отклонение»). Флуктуации — случайные отклонения системы от некоего среднего состояния (движение электрона, поведение человека, социальная революция). Они являются результатом пересечения различных тенденций, которые взаимодействуют и налагаются друг на друга. По мнению И. Пригожина и И. Стенгерса, именно флуктуации «определяют глобальный исход эволюции системы, создают возможности нелинейного и многовариантного развития».
Точка пересечения случайных факторов и одновременно выбор системой одного из возможных вариантов развития есть бифуркация. В философской литературе бифуркация иллюстрируется ситуацией бегуна, который покинул свой дом и достиг пересечения трех дорог. Прямая дорога продолжается через шаткий мостик. Если бегун будет продолжать свой путь через мостик, он может потерять равновесие и упасть на одну из «твердых дорог», пересекающихся под ним (8, 682). Таким образом, «бифуркационный переход — это объективация (выбор системой) одного из возможных вариантов развития, каждый из которых предполагает переход системы в состояние, радикально отличное от исходного» (там же).
Вблизи бифуркационной точки сильно неравновесная система оказывается чувствительной к самым незначительным флуктуациям. Если в равновесных системах малые флуктуации постепенно «затухают» и не приводят к радикальным изменениям, то в неравновесном состоянии системы происходит «разрастание малого», и небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенном новом направлении. «Подобная ситуация описана» Р. Брэдбери в рассказе «И грянул гром», это — «эффект бабочки», когда убийство одной бабочки путешественниками на машине времени в прошлое привело к необратимым изменениям настоящего и будущего. Г. Николис и И. Пригожин сформулировали тезис о том, что, в принципе, полет мухи в Кембридже может привести в общему изменению климата в Индии (там же, 683).
Подобный феномен обозначается в синергетике посредством понятия «порядка через флуктуацию» или «порядок из хаоса», когда отдельная флуктуация или их комбинация приводит к тому, что старая система не выдерживает и разрушается, и в данный момент невозможно предсказать в каком направлении она будет развиваться дальше.
В синергетике пересматривается принцип детерминации. Не необходимость, закономерность как таковая определяет развитие, а «усиление микроскопической флуктуации» приводит к реализации одной из возможностей. Важнейшее концептуальное положение синергетики: не существует линейной причинности, но это не означает индетерминизма. Между причиной и следствием нет однозначной связи, но мир развивается не произвольно; в синергетике формируется новый тип детерминизма: самоорганизация неравновесной системы происходит за счет «малых флуктуаций» и причины их усиления могут быть предметом рационального анализа.
Итак, в саморазвитии неравновесных систем определяющая роль принадлежит флуктуациям, которые могут быть очень малыми, но, нарастая и усиливаясь, они приводят к радикальным изменениям, суть которых в альтернативном выборе системой одного из вариантов эволюции. Одна из новых идей в синергетике — «концепция динамического хаоса, раскрывающая механизмы становления новых уровней организации» или порядка. По мнению В.С. Степина, «важно различать синергетику как научную картину мира и синергетику как совокупность конкретных моделей самоорганизации, применяемых в различных областях знания (физике, химии, биологии, нейрофизиологии, экономических науках и т.д.)» (9, 67).
На основе синергетики пересматривается общенаучная картина мира, в нее включаются представления о воспроизводимости открытых систем и их развитии, описываемые в терминах динамического хаоса. Среди принципов синергетической картины мира выделяют: «нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическая иерархичность» (там же).
В настоящее время синергетический подход используется в различных науках. Так, современная медицина задается вопросом, «сколько хаоса нужно человеку, чтобы оставаться здоровым; сколько хаоса может вынести человеческий организм, чтобы не заболеть» (8, 685). Она использует синергетические идеи при исследовании иммунных систем в онкологии, психологии, психотерапии и т.д. По оценке И. Пригожина, биосфера в целом и ее компоненты, живые и неживые, «существуют в сильно неравновесных условиях», именно из хаоса возникают многообразные формы жизни. Синергетический подход может прояснить связь живой и неживой природы, а также процесс возникновения и эволюции жизни на Земле. Основатели синергетики полагали, что она может рассматриваться как «путеводная нить» в чрезвычайном многообразии естественных наук и привести к становлению новой картины мира.
Идеи синергетики используются в философии постструктурализма и постмодернизма, они находят применение в социальной философии, рассматривающей общество как сильно неравновесную, неустойчивую динамическую систему. И. Пригожин высказывал мнение, что можно ожидать повышенной нестабильности общества, так как оно находится в стадии бифуркации. Общество — самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, оно связано с различными интересами, взглядами, действиями социальных субъектов. В обществе огромную роль играют флуктуации, здесь не может быть жесткой детерминации деятельности людей, его развитие невозможно предсказывать, конструировать. «Мир таков, какой он есть, вследствие всего, что предшествовало настоящему моменту».
Итак, проблема развития — одна из центральных в философии, ее осмысление позволяет глубже понять мир и место человека в этом мире. За многовековую историю философии и науки выработались различные концепции развития; в современном мире наиболее актуальными являются диалектика и синергетика, представляющие различные подходы к изучению действительности. Между ними существует несомненное сходство: и диалектика, и синергетика изучают самоорганизующиеся, саморазвивающиеся системы. Для самоорганизующихся процессов характерны противоречивые тенденции: устойчивость и неустойчивость, организации и дезорганизация, необходимость и случайность, порядок и хаос. Однако эти тенденции, а также принципы развития истолковываются в синергетике и диалектике неоднозначно.
Диалектика в объяснении развития исходит из объективных закономерностей (среди них — законы диалектики), синергетика избегает термина «закономерность» и предпочитает говорить о «бифуркациях», «фазовых переходах», «самопроизвольных переходах системы в новое состояние». Диалектика рассматривает преодоление противоречий как внутренний источник, причину движения и развития, синергетика делает акцент на флуктуациях, «малых влияниях». Один из принципов диалектики — детерминизм, случайность понимается как форма проявления необходимости; синергетика отрицает детерминизм или сводит его к отдельным сферам универсума, а случайность связывает с выбором одной из множества возможностей. Внутренняя противоречивость системы, отрицание отрицания, переход количественных изменений в качественные переосмысляются в синергетике как неравновесность, нестабильность, эволюция и коэволюция системы.
Более подробно соотношение диалектики и метафизики можно изучить по учебнику (2, 249–253).
Диалектику и синергетику едва ли следует рассматривать как абсолютные альтернативы. Синергетическая концепция самоорганизации явилась естественнонаучным уточнением и развитием принципа самодвижения материи. Однако соотношение диалектики и синергетики еще недостаточно изучено.