Место сознания в общественном бытии: концепция жизненного мира.

Основной задачей третьего пункта плана является решение вопроса о том, как в каждый момент времени реализуется бытие сознания в ходе общественной и личностно-индивидуальной жизнедеятельности. Тем самым будет раскрыто отношение индивидуального, уникального опыта сознания, инвариантных структур (характеристик) сознания, идеального как структуры общественной жизнедеятельности.

Для решения поставленной задачи необходимо рассмотреть концепцию жизненного мира. Жизненный мир– это местопребывание сознания, тогда как сознание есть местообразование всех возможных смысловых оформленностей жизненного мира.

Жизненный мир – это мир человеческого повседневного опыта, сфера первоначальных неотрефлексированных очевидностей. Как таковой, он не выступает объектом мышления, в нем заключена возможность всяческих рефлексивных конструкций, т. е. жизненный мир есть необходимое условие кристаллизации всех без исключения научных, религиозных, философских учений. Сознание в каждом интенциональном акте опирается на жизненный мир как на горизонт и превращает смутные неосознаваемые очевидности в осмысленные предметы.

Жизненный мир индивидуален, поскольку он коррелятивен конкретному эмпирическому опыту конкретного человека. Но поскольку эмпирический опыт не исчерпывает феноменсознания, в котором наличествуют и другие «компоненты» (инвариантные структуры, смыслы и т. д.), то и жизненный мир не замыкается на одном только эмпирическом опыте. В этом аспекте он есть множество «миров», в том числе «мира науки», «мира искусства», «мира войны» или «мира мира» и т. п.

Структурность жизненного мира выражается двумя моментами. Как в сознании различаются дорефлексивная, внерефлексивная установка (естественная интенция) и рефлексивная установка (теоретическая интенция), так и в жизненном мире выделяется первоначальная, само собой разумеющаяся сфера – ясный и понятный круг жизни каждого человека, и интерсубъективная сфера, выходящая за границы «моего», само собой разумеющегося и квазипонятного (якобы понятного) мира. Поэтому данная сфера не может каждым человеком целенаправленно контролироваться и регулироваться. Отсюда возникает переживание ее чуждости, непонятности и даже враждебности.

Задание 4. Приведите примеры явленности интерсубъективности в Вашем повседневном опыте и раскройте ее связь с такими характеристиками феномена сознания, как эйдетичность, смысл, горизонтность.

Другой момент: интерсубъективная сфера образует единый жизненный мир, общий для всех людей в их связанности в качестве принадлежащих этому жизненному миру. В таком качестве интерсубъективная сфера есть представление, репрезентация идеального, то есть объективной структуры общественной жизни.

При анализе само собой разумеющейся сферы жизненного мира необходимо, прежде всего, рассмотреть образующие ее «первоначальные очевидности», которые не являются объектом рефлексии и реализуются спонтанно и независимо от воли, мышления и желания человека. Например, трехмерность пространства, линейность времени, моногамия и др. При этом нельзя забывать о конкретно-историческом (диалектическом) принципе исследования.

«Первоначальные очевидности» задают масштаб для любых опытно- индивидуальных чувственных созерцаний и действий. Следовательно, природа первоначальных очевидностей может быть понята как коррелят естественной установки (интенции сознания). В них и через них любой человек осмысливает себя как человека, а тем самым определяется в качестве принадлежащего к неприродному, то есть общественному бытию.

Важнейшей задачей понимания жизненного мира как местопребывания сознания является раскрытие связи интерсубъективной сферы и сферы «первоначальных очевидностей». Разрешение данной задачи нагляднее осуществлять на примере изменения ситуаций жизни: при смене естественной установки на теоретическую или возникновения экстраординарных обстоятельств (человек перед лицом смерти, человек в концлагере и т.д.). В таких ситуациях происходит радикальный переворот в отношении к «первоначальным очевидностям»: если сначала (в обычной ситуации) они представлены как само собой разумеющиеся и поэтому кажутся понятными и естественными, то теперь они могут принять форму непонятного, неявного, неконтролируемого и ненормального, переходя, таким образом, в сферу интерсубъективного. И наоборот, освоение «элементов» интерсубъективной сферы, превращение их в устойчивые нерефлексируемые схемы мышления и поведения придает им статус само собой разумеющегося. Следовательно, обе сферы должны быть поняты как предельные состояния жизненного мира, находящиеся не только в отношении противоречия, но и в отношении взаимодополнительности.

Основная идея, которая должна быть усвоена студентами при онтологическом понимании сознания, заключается в признании его особого статуса – факта человеческой жизнедеятельности, одновременно преобразующего самое себя и место своего пребывания.

Завершающим итогом рассмотрения проблемы сознания должно стать понимание принципиальной невозможности исчерпывающего объяснения сущности, структуры, функций сознания. Это означает, что не может быть создана какая-либо завершенная теория сознания, т.е. для философии сознание всегда останется проблемой.

ТЕСТЫ

I. Выделите характеристики, соответствующие понятиям «феномен» и «явление»:

1. открытость;

2. связь с сущностью;

3. динамичность;

4. самообнаружение;

5. чувственно данное;

6. самостоятельное;

7. психическое состояние;

8. видимость;

9. первичное, ни к чему не сводимое.

II. Какие три характеристики не присущи сознанию как феномену?

1. целостность;

2. интенциональность;

3. разделенность на элементы;

4. разнородность модусов;

5. континуальность;

6. статичность;

7. смыслообразование.

III. «Дерево может сгореть, распасться на составляющие его химические элементы. Но… этого восприятия сгореть не может, поскольку по необходимости принадлежит его сути». Какое понятие должно быть поставлено на место многоточия?

1. явление;

2. эйдос;

3. цвет;

4. структура;

5. время.

IV. При настраивании оркестра «возникает музыкальный беспорядок, хаос надежд, некое первичное состояние; но эта живая невнятица таит в себе нечто более универсальное, чем все возможные симфонии, ибо она содержит их в своей смеси. Она – некое одновременное присутствие всех будущностей». Иллюстрацией какого понятия может быть приведенная цитата?

1. явление;

2. сущность;

3. феномен;

4. смысл;

5. интерсубъективность;

6. пространство.

V. Жизненный мир не включает в себя:

1. экспериментальную деятельность;

2. самоочевидные правила жизни;

3. знакомые вещи;

4. философские концепции;

5. научные теории.

СЛОВАРЬ

Витализм– учение о качественном отличии живой природы от неживой, невыводимости «живого» из «неживого», следовательно, необъяснимости жизни законами неорганичного мира.

Гилозоизм– отрицание границ между «живым» и «неживым». Во всем материальном (вещественном) присутствует жизнь в виде источника изменений. В гилозоистических представлениях мир (природа) мыслится как организм.

Душа– активное, самостоятельное начало; особая сила, обитающая в теле. С развитием философии меняются представления о конкретном содержании души и характере ее связи с телом.

Дух– всеобщее нематериальное формирующее начало; целостность, включающая в себя все проявления активности человека и мира.

Жизненный мир– сфера первоначальных, не отягощенных никакими теоретическими знаниями очевидностей, мир человеческого повседневного опыта.

Идеальное– специфически человеческая форма, род отношений, в основе которых лежат репрезентативные связи.

Идея– целостная умопостигаемая форма; лишенная материальности суть и образец вещи; условие упорядоченности и неизменности бытия.

Интерсубъективность –пласт жизненного мира, в котором «Я» обнаруживает свою связь с Другими: одновременно это конституирующий акт, удостоверяющий существование Других.

Интенциональный акт– фундаментальная активность сознания, заключающаяся в придании смысла предмету при сохранении различения предмета и смысла.

Конституирование– акт сознания, направленный на оформление (творение) феноменов в сознании.

Репрезентативность– представленность чего-либо одного в чем-либо другом.

Саморефлексия– самонаправленность сознания на собственную активность (мышление, переживание).

Смысл– конституируемая сознанием целостность, позволяющая осуществлять понимание чего-либо.

Субстанция– основание, заключающее в себе причины изменений. В гносеологическом языке – сущность понятия.

Психофизиологическая проблема– вопрос о соотношении психологических и физиологических процессов в человеческом организме. Существует два варианта ответа на данный вопрос – психофизическое взаимодействие (Декарт) и психофизический параллелизм (Лейбниц).

Наши рекомендации