Сознание как феномен: особенности онтологического описания.
Наиболее сложным вопросом в данном пункте является вопрос о способе функционирования сознания как события общественной жизнедеятельности. Здесь студентам необходимо вновь вернуться к рекомендованному к первому занятию фрагменту из «Капитала» Маркса и фрагменту книги М. К. Мамардашвили «Как я понимаю философию». Студенты должны выделить основополагающие «механизмы», реализующие бытие сознания, и представить их как взаимозависимую структуру. Решение этой задачи обеспечит понимание сознания как актуального, «здесь-и-сейчас» совершающегося события. Такое понимание сознания и описание его в языке онтологии может быть реализовано на основе взимодополнительного использования феноменологических и диалектических методических процедур. Тем самым вновь будет обращено внимание на связь и единство методологического и теоретического моментов в концепции сознания. Первый пункт плана как раз и предполагает овладение студентами этим принципом при анализе понятия «феномен». Студенты должны дать краткую характеристику истории формирования этого понятия и раскрыть его современную трактовку. Главное внимание необходимо обратить на следующие моменты:
а) одновременность бытия феномена как факта жизни людей и понимания этого факта;
б) его выделенность в качестве многосложной целостности;
в) закрытость для внешнего наблюдателя.
Следующим шагом станет раскрытие принципиально противоположных методологических принципов исследования сознания в концепциях классической (немецкая философия, домарксовский материализм) и неклассической (философия Маркса, феноменология, экзистенциализм) рациональности. Для этого необходимо:
1) понять сущность классической рациональности как «философии самосознания», раскрывая следующие ее принципы: а) определение осознаваемых условий познающего мышления; б) абсолютная способность сознания – контролировать собственное содержание (т. е. абсолютность саморефлексии); в) мысль о предмете и сам предмет полностью совпадают (принцип тождества бытия и сознания); г) модельность сознания (принцип опредмечивания сознания). Важно анализировать эти принципы как взаимосвязанные и взаимодополняющие.
2) понять сущность неклассической рациональности как отказ от абсолютности возможностей саморефлексии, что с необходимостью приведет к пониманию сознания не только как объекта гносеологии, но и онтологии.
Задание 1. Сформулируйте методологические принципы, противоположные вышеуказанным в пунктах а) – г).
В результате сопоставления основных методологических установок студенты получают возможность неабстрактной трактовки сознания: понимание того, что в каждый момент времени происходит уникальное событие, рождаемое всей совокупностью общественной жизнедеятельности (как прошлой, так и настоящей), и порождающее саму практическую человеческую жизнь. Единство, равнозначность, взаимовлияние и одномоментность осуществления бытия сознания и человеческой жизни и есть его существование как феномена.
Дальнейшее движение по пути постижения сознания как феномена заключается в сопоставлении понятий «феномен» и «явление». С этой целью необходимо вспомнить анализ категорий “сущность” и “явление” (См. Тема III.). Феноменследует понять как самообнаружение и самополагание сознания в потоке жизни. Такое понимание сознания выводит на рассмотрение фундаментального онтологического вопроса – что есть время сознания? Очень важным моментом в понимании времени сознания (как и времени вообще) является разведение проблемы сути времени и вопроса его измерения.
Понимание сознания как феномена возможно только в нефизической, непространственной трактовке времени сознания. Следует показать, что из этого вытекает идея континуальности и непроцессуальности. Нелинейность времени означает его нелокализованность в точках «прошлое», «настоящее», «будущее». Таким образом, время сознания характеризуется как всегда-пребывание, вечное-теперь (в качестве примера можно рассмотреть переживание музыки как мелодии).
Отсюда следует, что время сознания не является выражением движения как последовательной смены этапов. Однако очень важно не допустить в этом случае отождествления отсутствия процессуальности с неизменностью, застывшестью. Напротив, время сознания приобретает смысл всегда осуществляющегося множества разнообразных состояний, форм и способов реализации.
Задание 2. Предложите модель времени сознания.
Итогом онтологического описания сознания как феномена выступит понимание сознания из него самого, открытость опыта сознания и принципиальная его неограниченность и незавершенность, неустранимость сознания из любых проявлений человеческой жизни.
2. Основные характеристики сознания как феномена: интенциональность, горизонтность, смыслообразование.
Главной задачей второго пункта плана является выделение и рассмотрение фундаментальных характеристик сознания как феномена. Ее решением станет понимание сознания как «здесь-и-сейчас» реализующейся целостности. Основная сложность в данном случае заключается в том, чтобы в качестве предмета рассмотрения иметь единство актов сознания, в которых и через которые оно бытует как феномен. Поэтому центральным вопросом становится вопрос «КАК?», т. е. что происходит с нами, когда мы сознательно живем? Сознание есть целостный поток жизнепереживания, фундаментальным и инвариантным признаком которого является интенциональность.
Раскрывая суть интенциональности, необходимо иметь в виду ее как целостное образование одновременно («теперь») реализующихся актов: а) направленность на бытийную форму предмета (физическую или духовную, реальную или иллюзорную и т. п.); б) отношение к предмету, т. е. в каком акте – мышлении, представлении, воображении, фантазировании и т. д. дан предмет сознанием самому себе; в) синтезирование – единство актов осознания. Таким образом, интенциональность должна быть понята как «сознание о...». Однако при таком понимании интенциональности необходимо, прежде всего, иметь в виду принципиальное различие между самим сознанием и его содержанием (= предметом). Как таковая вещь существует самостоятельно, вне сознания, а сознание в своих актах имеет дело не с ее эмпирически-вещественной природой, а с той целостностью, которую само образует, т. е. эйдосом. Поэтому эйдос (идея)[2] предмета (вещи) более реален, неуничтожим, чем его природное тело, преходящее и случайное.
Вид интенционального акта определяет соотношение «компонентов» феномена сознания, что проявляется в его разнообразии и многомерности. Так, может быть различной степень актуализации предмета или его моментов, имеющая диапазон от ясного и очевидного до потенциально возможного или неявно существующего. При этом очевидное приобретает такой статус только в соотношении с имплицитно существующим.
Исследование отношения актуального и потенциального в феномене выявляет следующую характеристику – горизонтность. Любой предмет или его момент воспринимается не как обособленный, находящийся на «пустой сцене», но в окружении всех возможных вариантов его восприятия, а также других наличных или возможных предметов. Условием такого существования (в горизонте) являются место и время сознания. Горизонтность обеспечивает целостность интенционального предмета, а также всех возможных и наличных актов сознания.
Целостность предмета не означает его законченности, завершенности как потому, что горизонт никогда не дан актуально в «полном объеме», так и потому, что в силу активности интенциональности всегда возможен новый момент, нюанс, оттенок в предмете. Однако очень важно не сбиться на рассмотрение составляющих компонентов предмета, но необходимо понять его как целостность. Она сама есть интенциональный предмет и только поэтому обеспечивается единство, целостность вещи вне сознания. Целостность как нечто наличное всегда присутствует, иначе предмет никогда не мог бы быть идентифицирован как этот предмет. Следовательно, целостность носит не хронологический и не генетический, но смысловой характер. Таким образом, выявляется еще одна характеристика – смыслообразование.
Любой интенциональный акт находится в соотношении с горизонтом всех возможных и актуальных предметностей, и тем самым приобретает смысл. Таким образом, смысл соотнесен, во-первых, с интенциональностью, и в этом аспекте он сам может быть предметом, то есть тем, на что направлено сознание; во-вторых, с горизонтом, охватывающим все возможные предметы. Осмысление (смыслообразование) есть видение чего-либо в различных и одновременно взаимосвязанных, взаимополагающих и взаимопредполагающих ракурсах как единого и одного и того же.
Природа смыслообразования такова, что акт осмысления, то есть конституирование целостности, не может быть заранее предвиден, предуготовлен, задан. Смысл всегда осуществляется как уникальное совпадение конкретной интенции, соответствующей ей предметности и горизонта возможных предметностей.
Изменение жизненных ситуаций или радикальная смена установки сознания позволяют в определенной мере «увидеть» рождение смыслов, поскольку обнажают предпосылки сложившихся традиций, норм, стереотипов поведения, деятельности как практической, так и теоретической.
Задание 3. Приведите примеры из Вашего жизненного опыта, иллюстрирующие ситуацию «рождения смысла».
Рождение новых смыслов – фундаментальная основа собственно человеческой сути, свободы, то есть выделенности человека из каузальных отношений и возможности оперирования ими. Работа сознания здесь заключается в том или ином смысловом оформлении мира человеческой жизни и одновременно в проектировании целей и средств его познания.