История формирования представлений о сознании.

Рассматривая проблематику первого пункта семинарского занятия необходимо опираться на знания о типах бытия и методах познания (диалектика и метафизика), полученных на предыдущих семинарах (См.: Тема 1, занятие 2; Тема III).

Первые представления сознания в виде образа, который можно «привязать» к конкретному предмету, появляются в философии древних греков. Для его обозначения использовалось слово «душа» (псюхе), заимствованное из мифологического мировосприятия. Поэтому «душа» мыслилась как отличная от тела, но обладающая некоторыми вещественными характеристиками реальность (обратите внимание на «работу» процедуры дихотомии). На этой основе складывается такая форма осмысления сознания, как гилозоизм.

Задание 1. Выделите характеристики гилозоизма и объясните, как они связаны с характеристиками души.

Следующим шагом в понимании сознания явилось разделение действительности на изменяющуюся, текучую (становящуюся) вещественно-субстратную материю и неизменную, вечную, несубстратную, невещественную основу (сущность). Для ее выражения и описания были необходимы уже собственно философские средства (понятия), каковыми стали «дух», «ум», «идея». Особенность этих понятий заключается в том, что невозможно подставить под них какой-либо образ (картинку). Тем самым развитие философского языка обеспечивало теоретическое описание сознания и положило начало трем направлениям концептуализации проблемы сознания: материализму, идеализму, дуализму. Здесь важно, во-первых, акцентировать следующее: содержание формирующегося понятия сознания включает такие моменты, которые характеризуют не столько человека, сколько мир. Это значит, что сознание, представляемое как дух, или ум, или идея, не рассматривается в виде исключительно психической (душевной) деятельности человека. Тем самым оно получает статус особого рода бытия. Во-вторых, раскрывается связь умозрения (созерцания) как способа выявления сущности миропорядка и понимания ее природы в качестве невещественной (= нематериальной).

Задание 2. Объясните, каким образом отсутствие наивной веры в то, что реально существует только чувственно данное, стало условием признания сознания особым родом бытия, выступающего предпосылкой и условием существования психики.

Способы описания сознания.

Основное внимание при раскрытии второго пункта плана необходимо обратить на связь способа и результата (концепции) описания сознания. Формально-логический способ ориентирован на создание понятия сознания на основе процедуры родовидового отличия. В результате вырабатывается эмпирическая абстракция сущности сознания, за которую принимается то общее, что имеется в психических явлениях – невещественность. Тем самым сознание отождествляется с психикой, а его функция сводится к производству образов с помощью «механизма» отражения, а затем выведения из этих образов общих представлений опять-таки средствами формальной логики. Этот способ лежит в основе направления (исследовательской программы) в изучении сознания, получившего название психологизма. В рамках данной программы возникает ряд неразрешимых вопросов, к числу которых относятся: а) каковы критерии различения психики высокоорганизованных животных и человека? б) как возможно творчество и в чем его суть? и др. Какие еще вопросы Вы можете сформулировать?

Диалектико-логический способ определения сознания заключается в выведении его характеристик из единой субстанции. В зависимости от мировоззренческой установки субстанция может пониматься либо как невещественное образование, что приводит к различным диалектико-идеалистическим исследовательским программам сознания (Гегель, Тейяр де Шарден, Бергсон), либо как материальное образование, что представлено диалектико-материалистической концепцией сознания Маркса и его последователей. Однако оба эти варианта конструируют такое понимание сознания, в котором оно представлено только в виде процесса, тем самым сознание сводится к мышлению как операционально-технологической деятельности, которая представлена субъектно-объектной схемой (см. Тема II)

Задание 3. Определите область философии, в рамках которой исследуется сознание указанным способом, и приведите термины языка, на котором оно описывается.

Достоинство диалектико-логического способа заключается в том, что в нем снимается психофизиологическая проблема. В рамках диалектико-материалистической исследовательской программы получает решение вопрос о принципиальном различии психики высокоорганизованных животных и сознания человека.

Это различие детерминировано в первую очередь принципиально разными способами жизнедеятельности человека и поведения животных. Чтобы выяснить данное различие, следует произвести сравнительный анализ труда и поведенческой деятельности животных по следующим направлениям:

а) характер связи человека и природы, животного и природы;

б) изготовление и использование орудий труда человеком и использование предметов природы животными;

в) содержание и характер труда и характер поведения животных;

г) последствия воздействия человека и животных на природу.

Отсюда становятся ясными роль и значение труда в антропосоциогенезе. В результате обсуждения этих проблем студенты должны уяснить принципиальное различие трактовки сознания материализмом диалектическим и материализмом метафизическим.

Проведенный анализ совместно с теми знаниями, которые получены на семинаре по теме IV «Способы и формы бытия человека в мире» раскрывает специфику сознания, которая заключается, во-первых, в его социальной обусловленности; во-вторых, включенности сознания как состояния человеческого бытия в социальную жизнь. Для конкретизации этой специфики и выявления места сознания в общественной жизнедеятельности переходим к исследованию идеальности.

Наши рекомендации