Самоорганизующийся характер общественной жизни: специфика и законы.
Общество как целостность характеризуется таким качеством, как самопорождение (самообусловленность). Оно никогда не сможет отделиться от органической и неорганической природы; одновременно природе и обществу принадлежит человек. Однако жизнь общества не может получить объяснение на основании законов жизни природы – причины, источники, механизмы образования общества необходимо искать внутри него самого. Признаком его самодостаточности является способность «само собой» и из себя творить все необходимые условия для существования.
Люди творят собственными совместными усилиями новый способ бытия, и необходимость социальных изменений является социальным законом. Если как биологический вид человек уже давно не изменяется, то способ его существования, каковым является общество, продолжает претерпевать самоиндуцированные изменения. Изменяется общественное тело – система связей и отношений, включаясь в универсальное преобразование бытийной целостности.
Необходимо отметить, что самодостаточность и самообусловленность как характеристики бытия общества не означают его изолированность, замкнутость, закрытость. Как уже отмечалось выше, бытие общества связано с бытием природы – органической и неорганической.
Общество способно поддерживать определенный порядок – уровень организации. Однако самосохранение в отношении человеческого общества возможно только как саморазвитие, творчество: самосохранение общества – в постоянном самовозобновлении, для развития и жизни общества необходимо перерождение и обретение нового. В непрерывном стремлении к самообновлению, в «способности к приключениям» (Уайтхед) заложен творческий импульс, индуцирующий энергию, необходимую для развития, актуализации возможностей. Особенностью бытия общества является его избыточность, принципом осуществления – постоянное практическое переупорядочивание.
Задание 5. Определите источники энергии социальных изменений.
Одна из важнейших проблем философско-социального познания –проблема законосообразного характера общественной жизни.Для уяснения этой проблемы обратимся к двум философским школам – марксизму и структурализму, которые не ставят под сомнение существование законов общества.
Согласно Марксу, развитие общества является естественно-историческим процессом. Объективность и закономерность этого процесса получает обоснование посредством диалектико-материалистического подхода к пониманию бытия, в том числе общественного. Содержание той или иной эпохи определяется, прежде всего, состоянием средств производства, технической инфраструктурой общества. Законы общества действуют с такой же железной необходимостью, что и законы природы, – утверждается в марксизме. Однако они имеют особый характер: поскольку общество не имеет генетической связи с природой, общественные законы не выводимы из природных закономерностей.
Задание 1. Определите, в чем отличие законов общества и законов природы, есть ли между ними связь?
Закономерное устройство общественной жизни обосновывает структуралистская концепция. Согласно ей, общество представляет собой четко организованную структуру, которая и делает социум единым и целостным. Структурообразующую роль в такой системе выполняют отношения между элементами. Структуралисты утверждают фундаментальный закономерный характер отношений и отмечают второстепенность состава системы (различие элементов, из которых она состоит, нивелируется). Определение структуры общества, которое связано с выделением законов его организации, является первостепенной задачей в исследовании социальных процессов.
Как марксисты, так и структуралисты добились успехов в поисках законов общества. Однако использование этих подходов для характеристики индивидуумов, мотивов их действий, самих действий людей, зачастую не соответствующих объективным законам, вызывает определенные трудности,
Во второй половине XX века проблема общественных законов стала обсуждаться логическими позитивистами и сторонниками аналитической философии. Для обществоведов была предложена модель дедуктивного объяснения, принятая в науке о природе: знания получаются в результате подведения под закон конкретных данных. Программы нео- и постпозитивизма предлагают строить науку об обществе по тем же образцам, что и науку о природе. В науку о природе все больше проникают математические и физические методы описания. Для характеристики поведения большого числа частиц используются статистические закономерности, поведение отдельной частицы описывается вероятностным образом. Подобным же образом действует и социолог. Вероятностный тип поведения частей в целом рассматривается как аналог своеволия личностей в человеческом общежитии.
Задание 2. Какие еще аналогии в естественнонаучном и общественно-научном исследованиях Вы можете выделить?
Задание 3. В чем заключается отличие естественных наук от социально-гуманитарных? Выделите параметры для сравнения и сформулируйте результаты проведенного сравнительного исследования.
Другое направление социально-философского познания – феноменолого-герменевтическое – выделяет устойчивые связи в сфере духовной жизни общества, что привело к созданию понимающей психологии, а затем и социологии. Но при психологическом подходе реальности душевной жизни людей предстают как изолированные миры, поэтому возникает проблема их взаимосвязи и взаимодействия. Необходимость общезначимости познания требует выхода за пределы психологической трактовки индивидуальности. По этому пути пошла феноменология, разрабатывая концепцию «жизненного мира» (См. тема VII, занятие второе).
Рассмотренные концепции весьма различны по исходным посылкам, установленным связям, следствиям и в целом дают различные описания общества. Из этого следует, что нет единственной, абсолютной теории общества, а есть концепции, взаимодополняющие, проясняющие, открывающие тайны, сокрытые глубины сложнейшего образования под названием социум.