Модельное представление общества.

Подход «от природы к обществу» лежит в основе натуралистических концепций общества. В них определяющими моментами общественных изменений выступают географические и демографические факторы, биология человека, которая рассматривается в духе дарвинизма и генетики. Эти концепции не бесплодны, они выявляют и объясняют важные аспекты взаимодействия природы и общества. Однако присущий им методологический принцип редукционизма не дает возможность увидеть специфику социального.

Задание 6. Подумайте, какие аспекты взаимодействия человека, общества и природы объяснительно описывают натуралистические концепции. В чем недостаточность такого рассмотрения?

Абсолютизация роли нематериального в общественной жизни является отправным моментом для создания идеалистических концепций. Духовное начало может иметь как объективную, так и субъективную природу. Вариантом идеалистического представления природы общественный жизни являются теологические (религиозно-философские) концепции. Общество трактуется как результат Божьего творения, общественное устройство, цели развития – предопределены. Задача человека, согласно С. Франку, – уловить эту предустановленность и строго ей следовать. Русский религиозный философ Вл. Соловьев считает, что исторический процесс есть долгий и трудный переход от зверочеловечества и богочеловечеству, а его цель – откровение Царства Божия.

Многие исследователи усматривают природу и специфику социального в психике человека.

Задание 7. Обратитесь к философским концепция З. Фрейда, Г. Маркузе, Э. Фромма. Анализируя социопсихологические взгляды, раскройте основные их принципы и покажите их ограниченность.

Социопсихология свое дальнейшее развитие получила в концепции социального действия(М. Вебер, Т. Парсонс). Общество выступает как система социальных действий. Любое социальное действие всегда личностно окрашено и осмыслено, оно связывает действующее лицо с другими субъектами. Каждый индивид лишь частично «запрограммирован» существующими социальными нормами. Проявляя инициативу, он принимает решения и добивается их исполнения. Эту концепцию часто подвергали критике за абсолютизацию личностных отношений в социальных связях.

В ответ появилась концепция символического интеракционизма (Дж. Мид). Взаимодействие (= интеракция) является символическим актом. Люди реагируют на ожидания тех, кто не присутствует в момент осуществления действий. Сами действующие – это символы тех реалий, которые они выполняют. Каждый человек играет определенную роль – инженера, учителя, студента и т. д. «Я» – это сумма ролей, которые усваиваются в результате социального опыта. Индивид формируется в результате социальных взаимодействий. Психическое становится социальным.

Особый интерес в понимании общества представляет марксистская концепция. В ней впервые дана материалистическая трактовка социальных явлений. Согласно этой концепции природа социальности кроется в постоянно складывающихся отношенияхмежду людьми (социальными группами, сообществами, народами, нациями и т. д.) в процессе их жизнедеятельности. Такие отношения возникают и формируются независимо от сознания людей, по Марксу, прежде всего в сфере производства – в экономике. Поэтому К. Маркс назвал эти отношения производственными. Все иные отношения (политические, правовые, нравственные, религиозные и т. д.) формируются на основе производственных и в этом смысле являются вторичными, производными от них. В этом и состоит суть материалистического подхода к трактовке общественной жизни. Данный подход требует всякий раз выяснения природы тех или иных социальных явлений (духовных, организационно-управленческих, структурообразующих, этнических, идеологических, образовательно-воспитательных и т. д.) в зависимости от объективных (то есть независимых от сознания людей) факторов. Общество в этом случае мыслится как продукт взаимодействия людей (это взаимодействие выражено системой отношений) в ходе осуществления их жизнедеятельности: производства необходимых благ для существования, их обмена и распределения, создания организационных структур человеческого общежития, поиска новых эффективных средств жизнеосуществления и т. д.

Фактически все модели описания состояний социума рассматривают его как самоорганизующуюся систему. Системные эффекты возникают в обществе как результат перекрещивания, пересечения многих отдельных агентов. В этом случае системное выступает как новое, в котором во взаимодополняемом единстве присутствуют хаос и порядок. Выделяются некоторые параметры порядка, состояния, которые часто становятся доминирующими. На их базе вырабатываются нормы культуры, искусства, этики, языка, которые усваиваются максимальным числом членов данной социальной группы. На некоторый период времени в системе сохраняется состояние «покоя», но возникают новые импульсы, новые состояния, притяжение к которым разрушает параметры старого порядка.

Разнообразные философские модели социального развития выявляют те или иные осевые принципы, которые «задают» самоперестройку и самонастройку общества как целостности, масштаб и направление его изменений, на основе чего предлагаются различные модели развития.

В прогрессистской концепции Кондорсе и Монтескье системообразующим принципом выступает Разум, который как бы стягивает к себе все остальные элементы и факторы общества, заставляя их изменяться и модифицироваться под влиянием возрастающей разумности человека.

В модели общества Гегеля организующим началом его является Дух, его потребность в самопознании через всю гамму духовных интенций человека. Это – движение вперед от несовершенного к совершенному, стремление Духа прорваться к самому себе. История общества, таким образом, есть история осознания Духом себя как стремления к свободе. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы» – к такому выводу пришел Гегель.

В диалектико-материалистической концепции К. Маркса общественная доминанта находится в сфере производства материальных благ.

Для современных технологических и сциентистских концепций самоорганизующим принципом выступает производство и виды используемого знания. По этим принципам Д. Бэлл выделил три стадии в развитии общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. В настоящее время происходит переход от производства товаров к производству услуг, кодификации теоретического знания, которые меняют всю систему отношений в обществе. Ступени различаются: а) по типу инфраструктуры: на первой – доминирует транспорт для перевозки людей и грузов; на второй – средства доставки энергии; на третьем – доставка информации-телекоммуникации; б) по изменению в характере труда: на первой ступени – жизнь есть игра между человеком и природой, в которой люди взаимодействуют с природой и работают малыми группами; на второй – жизнь есть игра между человеком и искусственной средой, где люди заслонены машинами, производящими товар; на третьем – игра человека с человеком.

М. Маклюэн предлагает коммуникационную теорию общества, где в качестве осевого принципа рассматривается тип коммуникации.

Первая ступень – «человек слушающий», эпоха племенного индивида, преобладание устной речи в качестве средства коммуникации, непосредственное отношение к действительности, которое находит свое выражение в мифологических стереотипах сознания. Вторая ступень – «человек смотрящий», эпоха типографского или индустриального индивида, победа печатного слова над устным, утверждение рационалистически опосредованного видения мира, изменения в промышленности, индивидуализм, отчуждение, конфронтация с внешней средой. Третья ступень – синтез «человека слушающего и смотрящего» в условиях доминирования электронной коммуникации, слияния мифологической непосредственности и рационально-опосредованного видения мира, социального и природного начал, городского и сельского образа жизни.

Теория «экологического разума» предлагает экологическую детерминанту в качестве организующего начала. Экологическое общество организует свое взаимодействие со средой обитания, руководствуясь принципом органического единства социальных и природных начал. Оно ориентировано на диверсификацию и дегигантизацию, многообразие источников энергии, экономики, политики, социальных структур, мнений, культурных устремлений.

Эти теории построены на основе представлений о проявлении в обществе причинно-следственных связей и возможности определить на этой основе возможные состояния общества и картину его изменения.

Синергетическая концепция общества относит его к динамическим системам с хаотическим поведением. В ней не присутствует некий, один, определенный организующий принцип. Согласно этой теории, любое явление в обществе может вызвать такое «возмущение» общественной жизни, которое «переналадит» всю системно-структурную организацию общества: некоторое время общество как система может находиться в статичном состоянии, которое в определенный момент может смениться хаосом и переустроиться в свое иное.

Задание 8. Почему, с Вашей точки зрения, существует не одна, а несколько философских моделей общества и причин его развития?

ТЕМА V

Наши рекомендации