Исторические виды диалектического способа познания.

Традиционно выделяются такие виды диалектического способа познания, как античная диалектика, диалектика средневековья, диалектика Нового времени, современная диалектика. Различие видов диалектического способа познания заключается прежде всего в уровне развития средств, с помощью которых философы пытались зафиксировать, выразить и исследовать процесс развития.

Так, в античности еще нет четкого разделения на формы движения, а, следовательно, происходит отождествление движения и развития, которое мыслится как всеобщая изменчивость, превращаемость одного в другое. Отсюда основное внимание уделяется выяснению связи движения и покоя; тождества и различия; целого и части. Также в этот период развивается эристика, требующая точного и тонкого оперирования понятиями, что способствовало развитию категориального мыслительного аппарата. Именно познание посредством понятий названо Платоном диалектикой.

В Средневековье, в силу специфических социально-культурных особенностей, диалектика существует на основе религиозно-мистического мировоззрения и основное внимание поэтому обращено на осмысление Абсолюта (Бога). Для реализации подобной задачи потребовалось усовершенствование понятийно-логических средств познания, что выразилось в трактовке диалектического способа познания как способа исследования совпадения противоположностей: вечности и времени; максимума и минимума, бесконечного и конечного; знания и незнания и др.

Классическая для Нового времени форма диалектики разрабатывается немецкими философами (Фихте, Шеллинг, Гегель). Здесь диалектика представляет собой систематизированное учение о развитии мысли в виде движения понятий. Так формируется диалектическая логика. Процесс, согласно Гегелю, существенен для понимания результата. Каждая последующая стадия содержит все ранние стадии в снятом виде; ни одна из них полностью не замещается, но ей дается собственное место в качестве момента целого. Следовательно, невозможно достичь истины, не пройдя все ступени развития. Познание как целое имеет триадическую структуру. Движение подразумевает следующие стадии: «субъективный дух», «объективный дух», «абстрактный дух». Первая ступень познания – чувственная достоверность ощущения. Это самое бедное по содержанию знание, восприятие. Вторая ступень – рассудок, царство законов, выявление необходимых внутренних связей. Третья ступень – разум, открывающий истину в ее всеобщем и одновременно конкретном виде. Согласно Гегелю, адекватной формой существования истинного знания выступает система категорий, построенная по принципам субординации и развития (выведения одной категории из другой).

Формальная логика занята изучением всеобщих (инвариантных) форм и законов, в рамках которых протекает мышление любого человека. Умение анализировать понятия диалектики демонстрирует, что каждая из крайностей превращается в свою собственную противоположность, это происходит в силу нарушения меры, противоположности оказываются тождественными. В этом – суть логики диалектической.

Задание 3. Сформулируйте основные различия двух типов логики: формальной и диалектической.

Диалектический способ познания в ХХ веке представлен разнообразными формами, характеризующимися тончайшими средствами исследования различных состояний сознания и познания:

а) диалектическая теология (М. Бубер, П. Тиллих), характеризуя полярную структуру человеческого бытия, выделяет противоречие индивидуализации и партиципации (участия). Преодолеть экзистенциальный страх (беспокойство) возможно, лишь приобщившись к той или иной стороне этого противоречия. Преодоление отчуждения и саморазорванности человека означает обращение к религии. Философия предстает с этой точки зрения как «чтение» шифров трансценденции, т. е. Бога;

б) экзистенциальная диалектика, начало которой положил М. Хайдеггер, а развил Ж.-П. Сартр, для которого диалектика выступает способом существования человека, находящегося в ситуации постоянного выбора форм реализации своей жизни;

в) диалектика как логика целостного исторического процесса. Ярчайшие представители этой концепции Б. Кроче, Дж. Джентиле, Р. Коллингвуд. Особое значение здесь приобретает отношение импликации, поскольку это ведет к сохранению органического единства, в котором каждый элемент абсолютно необходим для целого;

г) диалектика «интегрального рационализма» (Г. Башляр) делает акцент на осмыслении научной абстракции, которая осознается как сложный исторический и диалектический процесс, а диалектика — как общий закон научного познания в его основных формах, включающих не только философию, но и области естествознания. Наука все более становится «феноменотехникой», которая заранее в мысли конструирует феномены, а затем воплощает их в «данности», делая доступными эмпирическому описанию;

д) социоцентристская диалектика «неомарксизма» (М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно, Г. Маркузе), или «негативная диалектика», стремится соединить марксизм с современными философскими концепциями (фрейдизмом, экзистенциализмом). Франкфуртская «негативная диалектика» претендует на роль общей методологии, социологики гуманитарной науки. Задача заключалась в том, чтобы с помощью тотального разрушения всей современной культуры и цивилизации спасти то, что еще можно спасти от «неудачной цивилизации», чтобы затем начать все сначала и иначе.

Наши рекомендации