Место и роль философии в формировании жизненной стратегии человека и общества.
Рассматривая место и роль философии в формировании жизненной стратегии человека и общества, необходимо принимать во внимание тип цивилизационного развития, который характерен для данного общества, и обусловливаемый им набор ценностей, задающий матрицу ориентации человека.
Философия, являясь рефлексией над основаниями культуры, всегда исследовала категориальные структуры, отвечающие за рубрикацию и систематизацию человеческого опыта. Так, в античности, принадлежащей к космогенному типу цивилизации и исповедующей принцип гармонии человека и Космоса, тема гармонии является одной из наиболее разрабатываемых. При этом гармония достигается на пути следования человека изначальному ритму Космоса. Данную модель отношений человека и Космоса философия предлагает как наиболее желательную, влияя тем самым на ориентации человека и общества.
Выявите, какие установки предлагает человеку философия Нового времени, занимаясь осмыслением культуры складывающегося нового типа цивилизации.
Особый смысл философское исследование оснований культуры приобретают по отношению к современной цивилизации, переживающей глубокий кризис.
Техногенная цивилизация базируется на признании пяти фундаментальных принципов:
1. Главным предназначением человека признается преобразующая деятельность по отношению к природе и обществу.
2. Природа понимается как сфера осуществления власти разумного существа над внешними процессами и объектами, при этом явно предполагается, что она – неисчерпаемая кладовая ресурсов.
3. Личность признается автономным существом, способным изменить свой социальный статус посредством реализации своих способностей.
4. Власть, сила и господство над природными и социальными обстоятельствами понимается как власть и господство вещные, а не личные.
5. Научная рациональность признается особой ценностью, создавая уверенность в способности человека научно-рационально контролировать природу и устроить личную и социальную жизнь.
На основе анализа особенностей развития современной техногенной цивилизации покажите, каким изменениям подвергаются выделенные принципы.
Возникновение глобальных проблем, исчерпание сырьевых ресурсов, рост очагов напряженности, возрастание иррациональности и т. п. порождают потребность в новых мировоззренческих ориентациях. Можно выделить два вектора складывания нового отношения к миру. Первый связан с процессом глобализации человечества, возрастанием целостности и взаимозависимости стран, регионов, культур. Перед лицом глобальных опасностей человечество ищет новые стратегии социализации человека и его воспитания в духе толерантности, уважения к достижениям различных культур.
Результатом этих стихийно и сознательно реализуемых процессов выступает превращение идеалов ненасилия, благоговения перед жизнью, приоритета общечеловеческих ценностей в основную стратегию социальной жизни. Философия обосновывает их не просто как желательные, но и как единственно приемлемые для человека.
Второй вектор связан с втягиванием в орбиту человеческого действия сложных, саморазвивающихся систем, в которые включен и сам человек. Это так называемые синергетические системы, подчиняющиеся нелинейным законам и способные при прохождений через точки бифуркации «срываться» в состояние хаоса. Человек, включенный в такую систему, превращается в ее составную часть и формирует «созвездие» возможностей. В этом случае его деятельность может отрезонировать и в отдаленных участках системы, в определенных ситуациях породив ее катастрофическую перестройку. Выявите, какие новые ценностные ориентации и идеалы формируются в контексте описанной ситуации.
Завершая рассмотрение темы, следует отметить, что практичность философии связана с тем, что, пестуя и оберегая ценности существующие, она успевает заметить ростки новых социокультурных структур и начинает формировать и обосновывать те ценности, которые окажутся адекватными новому бытию.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие предписания нравственно-экологического порядка, определяющие стратегию отношений человека к природе, могут быть сформулированы, исходя из принципа материального единства мира?
2. В чем Вы видите трагизм философии в нынешнем мире, выраженный в формуле: «Никогда еще не было такой острой необходимости в философском разуме, и никогда еще наш разум (обыденное сознание, политика) не был так далек от философского умонастроения» (В. Библер)?
3. Предложите, исходя из идеалов ненасилия и ответственности перед миром, представляющих новую стратегию выживания, возможные сценарии решения глобальной экологической проблемы, предотвращения глобальных военных конфликтов и угрозы самоуничтожения человечества в результате ядерной войны?
4. Какой смысл Вы вкладываете в определение философии как «дозорного» культуры?
ТЕСТЫ
I. Какая из формулировок составляет основной вопрос философии?
1. Как относится мышление к бытию (сознание к материи)?
2. Познаваем ли мир?
3. Из чего состоят тела и предметы окружающего мира?
4. Что первично: бытие или сознание?
5. В чем заключается источник развития реальности?
ІІ. Укажите правильное определение философского материализма.
1. Это учение о реальном существовании внешнего мира.
2. Это учение о том, что мир состоит из несотворимой, неуничтожимой вещественной субстанции.
3. Это учение, отрицающее реальное существование каких-либо идей.
4. Это учение, признающее мысли, сознание материальными.
5. Это учение, признающее первичность материи по отношению к сознанию.
III. Найдите идеалистическое высказывание:
1. Идеи есть первообразы вещей.
2. Знание – сила.
3. Мир непостижим для ума.
4. 2 х 2 = 5.
5. Идеалы выше человеческих потребностей.
IV. Укажите субъективно-идеалистическое высказывание:
1. Мысль человека не материальна.
2. Мир для человека непознаваем.
3. Мир – комбинация ощущений субъекта.
4. Вся материя способна мыслить.
5. «Абсолютная идея» первична.
V. Найдите верное высказывание:
1. Объективный идеализм не признает познаваемости мира.
2. Объективный идеализм полагает, что мир существует в сознании человека.
3. Объективный идеализм признает за первичное некий мировой дух, «абсолютную идею», сотворившую природу и человека.
4. Объективный идеализм считает причиной мира волю и разум самого человека.
5. Объективный идеализм не признает реального существования материи.
VI. Какое из положений выражает позицию вульгарного материализма?
1. Вся материя одушествлена и обладает психическими свойствами.
2. Сознание — высшая форма отражения.
3. Сознание и материя — самостоятельные, независимые сущности.
4. Мысль — материальна.
5. Человек — это сложная машина.
VII. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал — материального и идеального, называется ...
1. дуализмом.
2. деизмом.
3. монизмом.
4. агностицизмом.
5. плюрализм.
VIII. Найдите правильное определение философской категория материи:
1. Материей называется совокупность всех элементарных частиц и физических полей во Вселенной.
2. Материя – это вещество, существующее вне и независимо от человеческого сознания.
3. Материя есть то, из чего состоят все предметы.
4. Материей называется объективная реальность, данная нам в ощущениях.
5. Материя есть все то, что отражается в нашем сознании.
IX. Найдите философское определение движения:
1. Движение – это любые изменения предметов в силу их взаимодействия.
2. Движение – это бесконечные перемещения материальных предметов в пространстве с течением времени.
3. Движение – это любые количественные изменения материальных предметов в пространстве и времени.
4. Движение – это переход от низшего к высшему.
5. Движение – это то, что противоположно покою.
X. Чем определяются геометрические свойства пространства?
1. Точкой зрения наблюдателя.
2. Внутренней структурой сознания.
3. Интуицией математика.
4. Уровнем развития геометрической науки.
5. Движением материальных тел.
СЛОВАРЬ
Атрибут –необходимое, существенное, неотделимое свойство объекта.
Идеализм– направление в философии, определяющее объективно действительное как форму проявления идеи, духа, разума.
Иррационализм– тип философствования, который, в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму (откровение, мистическое озарение и т. п.), утверждая алогичный, принципиально нерациональный характер самого бытия, его основы.
Материализм– направление в философии, которое видит основу и субстанцию всей действительности в материи.
Материя– философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания и отражаемую сознанием; все, противоположное сознанию, душе, духу.
Мировоззрение– совокупность предельно общих представлений человека о мире, своем предназначении, ценностях и смыслах, управляющих действиями и поступками; посредством мировоззрения человек объясняет, понимает и переживает мир.
Мифология– форма мировоззрения, способ понимания природной и социальной действительности, распространенный на ранних стадиях общественного развития и характеризующийся неотчетливым различением субъекта и объекта, вещи и слова, существа и его имени, происхождения и сущности, безразличием к логическим противоречиям.
Рационализм– тип философствования, признающий разум основой познания, устройства мира и поведения людей.
Религия– форма мировоззрения, основывающаяся на вере в существование (одного или нескольких) богов, наделенных сверхъестественной силой и управляющих миром, тем самым исходящая из признания раздвоения мира на естественный и сверхъестественный.
Рефлексия– философский метод, состоящий в осмыслении предельных оснований бытия, познания, практики, культуры.
Синергетика– отрасль знания, исследующая сверхсложные самоорганизующиеся системы, отличительным признаком которых является срыв их в состояние хаоса при прохождении определенных точек, так называемых точек бифуркации, и способность возвращаться вновь в состояние порядка.
Субстанция –сущность, лежащая в основе всего и пребывающая неизменной в противоположность меняющимся состояниям сущего, вещей.
Трансцендирование– прорыв сознания за рамки жизненной ситуации, повседневности; позиция сознания, противоположная его пребыванию внутри жизненного потока, повседневности.
ТЕМА II
ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТАФИЗИКА
Занятие первое
1. «Логика вопросов и ответов». Поиск конечного основания.
- Бытие как проблема метафизики.
- Связь умозрения и онтологии.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
- Парменид. О природе. [Путь Истины] / Парменид // Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. – М., 1989. – С. 295-297.
- Аристотель. Метафизика / Аристотель // Сочинения: в 4 тт. – Т. 1.– Книга 1. Гл. 2, 3. – С. 67-73, Гл. 5. – С. 76-79; Книга 4. Гл. 1. – С. 119.
- Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Бытие и время. – М., 1993. – С. 332-333.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Мир философии: Книга для чтения. В 2-х томах. – Т. 1. Раздел второй. Фрагменты: Платон, Лукреций Кар, Августин, И. Кант, Г.В. Лейбниц, В.С. Соловьев.
2. Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М: МГУ, 1986.
- Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. – Отдел первый. Философия / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 20, Параграфы 3- 4.
- Брысина, Т. Н. Метафизика как форма бытия мысли / Метафизика. - Ульяновск, 2012. - С. 9-18.
- Яковлев, В .А. Метафизика креативности / В. А. Яковлев // Вопросы философии. - 2012, №6 - С. 44-54.
Основная задача первого семинарского занятия состоит в выявлении связи характера познания (способов, процедур, средств) и понимания мира, человека и места человека в нем.